Original size 1004x1500

Группа «АукцЫон»: художественно-эстетический аспект

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
big
Original size 1200x630

«АукцЫон», 1990-е

Концепция

«АукцЫо́н» — это советская и российская группа, возникшая в Ленинграде в 1978 году, которая изначально была связана со средой андеграундного искусства[2]. Говоря о жанре, можно сказать, что группа экспериментировала в различных стилях, совмещая на разных этапах творчества элементы постпанка, джаза и новой волны. Их творчество выходило далеко за рамки классического понимания рок-музыки, превращая сцену в пространство художественного эксперимента, где звук, слово и тело становились элементами единого визуального языка. В этом визуальном исследовании я рассматриваю «АукцЫон» как синтетический феномен, в котором визуальная эстетика не «обслуживает» музыку, а существует как равноправное высказывание, формирующее уникальную художественную реальность конца советской эпохи. Истоки визуальных стратегий группы следует искать в ленинградском андеграунде 1980-х, где тесно переплетались неофициальные театральные практики, перформанс, нонконформистское искусство и эстетика творческих сквотов, например, таких как легендарная «Пушкинская, 10». «АукцЫон» впитывал элементы театра абсурда, панк-культуры, дадаистской пластики, но перерабатывал их в самобытный язык, основанный на дикой эклектике, гротеске и телесной экспрессии. Тело Олега Гаркуши становилось не просто телом музыканта, а живым объектом искусства — инструментом, через который визуализировался хаос, тревога и свобода эпохи.

big
Original size 1000x669

Неформалы, 1980-е

Важно раскрыть, как визуальные стратегии группы такие как: костюмы, грим, сценографические решения, импровизация и взаимодействие участников на сцене формировали то, что можно определить как «тотальный перформанс» — саморазворачивающееся действие, лишенное фиксированной драматургии. Визуальная форма у группы никогда не была украшением, наоборот, она демонстрировала внутренние конфликты времени: распад идеологических конструкций, столкновение порядка и абсурда, поиск собственного голоса в условиях меняющейся реальности. Особое место занимают и видеоработы «АукцЫона», создававшиеся на стыке музыкального клипа, арт-хаусного кино и перформанса. Они работали с монтажной фрагментарностью, визуальными метафорами, физическим театром и абсурдистским нарративом, вступая в диалог с поэтическими текстами и дополняя сценическое присутствие группы. На фоне более структурированной видеокультуры современников, таких как «Кино» с их лаконичностью или «Алиса» с прямотой, эстетика «АукцЫона» выглядела как взрывной визуальный эксперимент, ориентированный на деконструкцию образов и смыслов.

Original size 1778x1166

Гаркуша во время выступления, 1990-е

Цель исследования заключается в том, чтобы показать, что визуальная эстетика «АукцЫона» была не дополнением к музыке, а самостоятельным языком, который через абсурд и эклектику выражал ключевые конфликты эпохи. Важным аспектом исследования является визуальный анализ концертных материалов, изучение костюмов и пластики, обложек, а также сопоставление с культурным контекстом и современниками конца 1980-х — начала 1990-х годов. Основная гипотеза заключается в том, что «АукцЫон» создал уникальную модель рок-перформанса, в которой визуальная составляющая является самостоятельным языком, выражающим художественные и социальные противоречия времени.

Истоки и контекст: Ленинградский андеграунд как среда формирования

Original size 981x625

улицы Ленинграда, фотограф Игорь Мухин, 1980-е

Рассматривая исторические предпосылки, важно отметить становление ленинградского рок-движения как самостоятельного культурного феномена. Его истоки относятся к 1970-м годам, а период наибольшего подъёма пришёлся на 1980-е. Первое знакомство жителей Ленинграда с роком произошло в июле 1957 года во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, когда иностранные участники привезли в СССР рок-н-ролл и новые танцевальные направления. В 1960-е в городе стали появляться контрабандные записи The Beatles, что вызвало массовое увлечение рок-музыкой. Тогда же начали формироваться первые гитарные ансамбли: сначала их было всего несколько десятков, но вскоре их количество возросло до сотен. Однако в 1984 году давление властей на рок-среду усилилось: неофициальное участие в музыкальной деятельности могло обернуться увольнением или исключением из ВЛКСМ.

Original size 1963x1467

Олег Гаркуша, фотограф Игорь Мухин, 1987

Говоря о рок-культуре в Ленинграде, нельзя не упомянуть дом на Пушкинской улице 10, потому что это исторически важный объект[6]. В конце 1980-х годов здание было расселено перед капитальным ремонтом, но ремонт откладывался, и часть помещений начали сдавать по символической плате. Именно тогда там началось стихийное заселение творческой молодёжи — художников, музыкантов, театральщиков и так далее. Он функционировал как «дом открытых дверей», где каждый мог творить.

Original size 807x605

Пушкинская, 10

Пушкинская 10 — это гораздо больше, чем просто точка на карте. Она стала символом творческой независимости, эксперимента, где пересекались художники, музыканты и активисты, рождая новые культурные формы. Группа «АукцЫон», сформировавшаяся в атмосфере ленинградского андеграунда, впитала энергетику подобных пространств: их творчество выходило далеко за рамки музыки, превращаясь в мощное визуальное высказывание. Пушкинская 10 была одним из центральных узлов альтернативной культурной сети, предоставляя артистам пространство для самовыражения, эксперимента и диалога между различными видами искусства. Именно здесь такие коллективы, как «АукцЫон», получили возможность сформировать яркий и уникальный визуальный язык, построенный на смелости, открытости и междисциплинарности.

Original size 1400x866

Пушкинская, 10. День рождения Виктора Цоя, 1996

Основу инициативной группы, стоявшей у истоков сквота на Пушкинской, 10, составили художники из ТЭИИ — Товарищества экспериментального изобразительного искусства[1]. Эта организация, по сути, выполняла функцию неофициального профсоюза для ленинградских художников-нонконформистов, создав альтернативу официозному Ленинградскому отделению Союза художников. Обладая уже сформированным опытом отстаивания своих прав в диалоге с официальными инстанциями, эти художники предъявляли к новым обитателям дома лишь одно ключевое требование: пространство должно было быть перманентно живым и насыщенным событиями. Для них была принципиально важна непрерывная культурная активность — проведение выставок, вернисажей, концертов.

Original size 700x560

Статья о Пушкинской, 10 в «Комсомольской правде», 1999

Воплощение хаоса: анатомия перформанса и синтез искусств

Original size 1200x797

«АукцЫон», 1990-е

«АукцЫон. Музыкальный ринг», 1989 г.

Музыкальный язык АукцЫона формировался вокруг уникального состава, который на протяжении истории группы менялся, но всегда оставался узнаваемым. Его ядром стал Леонид Фёдоров — композитор, гитарист, определявший художественный курс коллектива. Вокруг него формировалась группа, где каждый музыкант приносил в музыку свой характерный тембр: от густого баса до необычных клавишных текстур. Особое место занимает вокал: контраст между лиричностью Евгения Дятлова и взрывной перформативностью Олега Гаркуши превращал концерт АукцЫона в незабываемое театрализованное действо.

Original size 1252x908

Гаркуша во время выступления, 1980-е

Если Леонид Федоров был «мозгом» и лидером группы, потому что являлся главным композитором, то Олег Гаркуша был его телом — видимым, материальным, шокирующим воплощением той самой музыки, что рождалась внутри души. Это чистая энергия бессознательного, способность телом передать то, что не выразить словами.

Original size 1200x810

Концерт «АукцЫона», 1980-е

Его жесты, его перемещения по сцене были визуальным доолнением к той эклектичной, нелинейной, авангардной и диссонирующей музыке, что играла группа. Он не отсчитывал такт, а визуализировал некий сбой такта, диссонанс и «неслучайную» случайность. Гаркуша делал эту, моментами, сложную музыку, сочетающую в себе элементы джаз-рока, арт-рока и авангарда, физически ощутимой. В этом смысле он прямой наследник традиций русского футуризма и театра абсурда, где крик, жест, гримаса имели не меньшую ценность, чем мелодия.

Original size 2560x1707

Концерт «АукцЫона», 1980-е

Гаркуша обладал внутренним, спонтанным, почти «диким» ритмом. Его ломаная, резкая, неожиданная пластика, его подергивания, его крики и вздохи в микрофон было полноценным и равноправным инструмент, завершающим музыку. Его голос и тело работали как ударная установка, он отбивал ритм не палочками, а всем своим телом. Гаркуша был катализатором как для музыкантов, так и для зала.

Original size 2220x1604

Олег Гаркуша и Кирилл Миллер

До середины 80-х «АукцЫон» оставался феноменом локальным, о котором слышали лишь в узком кругу посвященных. Переломным моментом стало появление в группе художника Кирилла Миллера. Он не просто сопровождал, а визуально воплощал музыкальные искания коллектива, создавая для них целый новый мир: от грима и костюмов до элементов сценографии. Миллер разрабатывал сценические наряды, элементы макияжа, декорации специально для каждого выступления, благодаря ему каждый концерт превращался в неповторимое событие. Даже после ухода художника из группы, его метод стал неотъемлемой частью образов. С тех пор участники, вдохновленные его подходом, самостоятельно создавали и переосмысляли свои сценические образы.

Гаркуша во время выступления, 1990-е

На одном из интервью Сергей Рогожин поделился откровением. Он рассказал, что «все аукцЫоновские костюмы — это костюмы из разряда „голь на выдумку хитра“»: вещи брались на театральных складках, блошиных рынках, перерабатывались или шились из подручных материалов[3]. Костюмы не придерживались единой стилистики, они соединяли элементы театра, авангарда и панка. Наряды усиливали сценическое действие, потому что они создавались как полноценная часть шоу, это не было просто внешним декором.

Original size 735x540

Владимир Весёлкин и Олег Гаркуша на одном из выступлений, 1980-е

«АукцЫон» всегда ломал шаблоны, выступления на сцене никогда не ограничивались лишь музыкантами и певцами. На сцене мог твориться настоящее торжество и «цирк», где музыканты были лишь частью безумного действа. Там могли толпиться от 7 до 15 человек: кто-то пел, кто-то танцевал, кто-то размахивал плакатами, по сути правил не было. Так, в один момент к группе присоединился эпатажный Владимир Веселкин, которого называли «Вторым Гаркушей». Он устраивал феерические танцы и составлял очень яркие образы.

Original size 2220x1604

Владимир Весёлкин и Олег Гаркуша на одном из выступлений, 1980-е

слева — Давид Бурлюк. Отец российского футуризма, 1932; справа — Олег Гаркуша

На эстетику группы в том числе повлияли русские футуристы, театр абсурда и экспериментальные художественные направлений XX века. Как и футуристы, музыканты стремились разрушить привычные формы и бросить вызов публике с помощью яркого макияжа на лице и необычных причёсок, которые создавали эффект визуального «взрыва». «АукцЫону» присуща гротескность движений, неожиданные сочетания одежды и мимики. Все это превращало выступления группы в своеобразные перформансы, где зритель сталкивался с непривычной логикой и сюрреалистическим нарративом.

Original size 640x414

Концерт «АукцЫона», 1980-е

Original size 612x440

кадр из клипа «Моя любовь»

Все движения Гаркуши в клипе «Моя любовь» выпячены и слегка неправильны, что создает образ намеренно нелепого персонажа. Этот стиль можно назвать футуристическим или дадаистским. На этом фоне формируется контраст с Леонидом Фёдоровым: он почти не двигается, тогда как Гаркуша находится в постоянной динамике, оживляет пространство.

Original size 600x464

Концерт «АукцЫона», 1980-е

кадры из клипа «Деньги это Бумага»

Клип, при всей своей абсурдности, неожиданно точно отражает дух времени: то, что сейчас выглядит смешным и странным, тогда было почти социальным символом. Туалет как пространство частной собственности, туалетная бумага как «деньги»[8]. Повторяющаяся фраза «деньги это бумага» превращается в некую мантру, обнажающую пустоту и фетишизм денег.

Original size 2220x1604

постер к новому альбому «Дупло», 1990

Начало 1990-х годов стало для «АукцЫона» периодом серьёзных трансформаций и творческого переосмысления. Коллектив выпускает ряд пластинок, среди них и подвергшееся цензуре «Дупло», и важный для их истории альбом «Бодун». Однако группа сталкивается с внутренними трудностями: коллектив покидает Владимир Весёлкин, меняется распределение творческих функций, а Олег Гаркуша временно отходит от активного участия в работе. Перелом в развитии происходит в 1992 году, когда начинается сотрудничество с культовым поэтом и музыкантом Алексеем Хвостенко.

Сравнительный анализ: «АукцЫон» и современники

Original size 646x416

АукцЫон. Шаболовка, 1993

АукцЫон — единственная крупная советская рок-группа, которая сделала из концерта не культ личности, а карнавальный авангардный спектакль с гримом, пластикой и гротескной сценографией.

выступление группы «АукцЫон» в ленинградском рок-клубе, 1987

Original size 2220x1604

обложка альбома «Как я стал предателем» (1988) рок-группы «АукцЫон»

Обложку второго студийного альбома «Как я стал предателем» оформил вышеупомянутый художник Кирилл Миллер. Центральным её элементом стала образная иллюстрация — «фигура» (оскорбительный жест рукой с выпущенным средним пальцем), перевязанная бантом. Этот символический рисунок занимает значительную часть композиции, тогда как фон и остальной текст сведены к минимуму. Контраст между простым однотонным фоном и выразительным графическим символом подчёркивает абсурдный и провокационный характер альбома.

Original size 781x520

группы «Кино» в Летнем амфитеатре в Витебске, который состоялся в 1989 году

Эстетика группы «Кино» строится на лаконичности и брутальности, строгих световых решениях. Это молодёжный минимализм, возведённый в культ героического одиночки. В отличие от раскрашенной экспрессии «АукцЫона», вызывающего театрального взрыва, «Кино» выбирают другой путь. Здесь минимум движения, предметов и цвета — всё подчинено одному: вычленить фигуру героя, его силуэт, голос и взгляд. Виктор Цой не играет персонажа, он им является, это герой своего времени. Ему не нужны маски, его собственное лицо становится символом эпохи, сдержанная суровость которого скрывает тревогу поколения. Грим отсутствует, а свет на сцене выхватывает фигуру из темноты, что подчёркивает внутреннюю напряжённость. Чёрный костюм, отсутствие внешних эффектов — принципиальный выбор.

слева — Обложка альбома «46» группы Кино, 1983; справа — Обложка альбома «Группа крови» группы Кино, 1988

Обложка группы «Кино» (альбома «Группа крови») вдохновлена супрематизмом. Композиция целиком построена на пересечении чётких геометрических форм, создающих ощущение движения и напряжения. Красные и синие элементы, расположенные на противоположных концах цветового спектра, добавляют дополнительное драматическое напряжение. Группа «Кино» часто отдавала предпочтение простым геометричным формам и минимализму.

Original size 1280x782

«АлисА» на 5-м фестивале «Рок-Архангельск» в ДК «Красная Кузница», 1 марта 1987 года.

Визуальная эстетика группы «Алиса» строится на силе и драматизме. Их сценический образ тяготеет к агрессивной, суровой, прямолинейной простоте, где каждый жест звучит как вызов. В отличие от абсурдной игры «АукцЫона», у «Алисы» доминируют пафос, лозунг и философия сопротивления. Сцена Константина Кинчева — это арена, наследующая хард-рок и уличный протест: никакой буффонады, только ударная декламация. В «Алисе» тело превращается в оружие, в инструмент проповеди и сплочения. Минималистичные костюмы, темный макияж глаз, символические детали создают образ лидера-мессии, вокруг которого собирается энергия зала.

слева — обложка альбома «Блок ада» группы Алиса, 1988; справа — обложка альбома «Энергия» группы Алиса, 1988

Обложка Группы «Алиса», а именно «Блок ада» опирается на гротескную живописную или граффити-эстетику с яркой агрессивной типографикой и символикой в стиле пост-панка.

Original size 800x561

выступлении «Аквариума» весной 1980 года в Тбилиси

Эстетика «Аквариума» спокойнее и камернее по сравнению с бурным карнавалом «АукцЫона». Здесь важны фольклорные и духовные мотивы, элегантная эклектика и предельная естественность. Минимум грима и сдержанная пластика превращают сцену в место сакрального переживания. «Аквариум» создаёт собственную мифологию. Борис Гребенщиков* не разрушает порядок — он формирует параллельный космос, куда зритель приглашается как гость. Этнические инструменты, знаковые предметы, мягкий свет и медитативные движения строят атмосферу ритуала: концерт становится духовной практикой, а музыка откровением.

*- Борис Гребенщиков признан иноагентом на территории РФ

слева — Обложка альбома «Равноденствие» группы Аквариум, 1987; справа — Обложка альбома «Акустика» группы Аквариум, 1982

«Аквариум» в дизайне своих обложек использовал более традиционные приёмы — зернистые фотографии или иллюстрации. Они не пытались создать ощущение диссонанса или эклектики, скорее наоборот, им был присущ реализм и спокойная работа с типографикой.

Заключение

Таким образом, визуальное исследование показывает, что визуальная эстетика «АукцЫона» формирует уникальный художественный феномен, выходящий за рамки традиционного концерта и даже рок-культуры в целом. Группа создала собственную модель сценического высказывания, в которой звук, тело, костюм и жест образуют единый художественный организм. В отличие от многих ленинградских коллективов, опиравшихся на образ романтического героя или протестного лидера, «АукцЫон» отказался от стабильной идентичности. Их язык строится на непрерывном разрушении образов — артисты превращаются в клоунов, безумцев; сцена становится карнавалом, где нет фиксированных ролей, а хаос обретает художественный смысл. Через пластику Олега Гаркуши, через эклектичные костюмы и грим визуализируются тревоги конца советской эпохи, смех как способ сопротивления абсурду реальности. Их творчество оказывается важным свидетельством эпохи, и именно в этом заключается его уникальная ценность для истории отечественного рока.

Источники

Bibliography
Show
1.

Пацей А. В. Кураторские стратегии в контексте художественной самоорганизации. Опыт арт-центра «Пушкинская-10» // Новое искусствознание. — 2019. — № 4. — С. 78–89. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kuratorskie-strategii-v-kontekste-hudozhestvennoy-samoorganizatsii-opyt-art-tsentra-pushkinskaya-10 (дата обращения: 09.11.2025).

2.

АукцЫон // Википедия: свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%AB%D0%BE%D0%BD (дата обращения: 09.11.2025).

3.

Сергей Рогожин — интервью // Tbinolk. — URL: https://tbinokl.ru/interview/153-sergej-rogozhin-i-v-aukcyone-i-v-forume-ja-byl-samim-soboj.html

4.

Ленинградский рок // Википедия: свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%BE%D0%BA

5.

Музыканты «Аукцыона» о 30-летии группы, костюмах, доме на колёсах и Фёдорове // Афиша Daily. — 23.10.2013. — URL: https://daily.afisha.ru/archive/volna/heroes/muzykanty-aukcyona-o-30letii-gruppy-kostyumah-dome-na-kolesah-i-fedorove/ (дата обращения: 09.11.2025).

6.

Матвеева А. Места силы неофициального искусства Ленинграда–Петербурга. Часть 7. Снова Пушкинская, 10 // Артгид. — 24.02.2016. — URL: https://artguide.com/posts/978 (дата обращения: 09.11.2025).

7.

Курий С. АУКЦЫОН — история альбома «Как я стал предателем» (1988) // КУР.С.ИВ.ом — сайт Курия Сергея Ивановича. — 06.11.2016. — URL: https://www.kursivom.ru/%D0%B0%D1%83%D0%BA%D1%86%D1%8B%D0%BE%D0%BD-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB-%D0%BF%D1%80/ (дата обращения: 09.11.2025).

8.

КУР.С.ИВ.ом. Хиты группы АУКЦЫОН, ч. 1: — Сайт Сергея Курия. — URL: https://www.kursivom.ru/%D0%B0%D1%83%D0%BA%D1%86%D1%8B%D0%BE%D0%BD-1-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D0%B1%D1%83%D0%BC/ (дата обращения: 18.11.2025).

Image sources
Show
1.

АукцЫон. Шаболовка. 1993 год [Видеозапись] // YouTube. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=pfkQWT5puXU (дата обращения: 09.11.2025).

2.

АукцЫон — «Зима» (1993) [Видеозапись] // YouTube. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=5kb2nzDFDNo (дата обращения: 09.11.2025).

3.

Группа «Аукцыон». 1987-й год. (Часть 2) [Видеозапись] // YouTube. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=IXY8uxQlL7A (дата обращения: 09.11.2025).

4.

АукцЫон. «Музыкальный ринг», 1989 г. [Видеозапись] // YouTube. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=HbR3NptoSWQ дата обращения: 09.11.2025).

5.

Герасименко П. Памяти свободы // The Blueprint. — 09.07.2024. — URL: https://theblueprint.ru/culture/art/puskinskaya-10 (дата обращения: 09.11.2025)

6.

Фотографии неформалов 80-х годов // N4A. — 19.05.2016. — URL: http://n4a.ru/fotografii-neformalov-80-h-godov/ (дата обращения: 09.11.2025).

7.

АукцЫон — страница сообщества во «ВКонтакте» // VK. — URL: https://vk.com/auktyon (дата обращения: 09.11.2025).

8.

Шевчук Л. Владимир Веселкин: жизнь и биография великого провокатора // SYL.ru. — 17.06.2018. — URL: https://www.syl.ru/article/394735/vladimir-veselkin-jizn-i-biografiya-velikogo-provokatora (дата обращения: 09.11.2025).

9.

Морсин А. «Он такой же панк, как я — Элтон Джон»: как Бориса Гребенщикова назначили первым советским панк-рокером — и чего ему это стоило // Нож. — 31.03.2020. — URL: https://knife.media/bg-punk/ (дата обращения: 09.11.2025).

10.

Редкие фото и видео Виктора Цоя и группы «Кино» с концерта 1989 года в Витебске // LiveJournal: блог dubikvit. — 14.12.2014. — URL: https://dubikvit.livejournal.com/105598.html (дата обращения: 09.11.2025).

11.

Группа «Алиса» в Архангельске (1987): фотографии и воспоминания // «АлисА-Тверь». — URL: https://www.alisa-tver.ru/story/arh1987.html (дата обращения: 09.11.2025).

12.13.14.
Группа «АукцЫон»: художественно-эстетический аспект
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more