Original size 769x1080

Город и тени: немецкий экспрессионизм

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

— Концепция — Глава 1: Город как слияние мифологии и реальности — Глава 2: Социальный разлом через архитектуру и тень — Глава 3: Тень как инструмент контроля и хаоса — Заключение — Библиография — Источники изображений

Концепция

Цель исследования — изучить, как в европейском кино в эпоху немецкого экспрессионизма изображались города и тени. Понять, какое значение это имело в картинах разных режиссёров.

Задачи: 1. Подобрать и изучить самые яркие картины по теме исследования. 2. Проанализировать составляющую фильмов, их декорации и работу со светотенью. 3. Понять, как приёмы, явления и образы выбранных картин отображают идеи и мысли эпохи немецкого экспреционизма. 4. Вынести главную идею и сделать выводы.

Актуальность данного визуального исследования обусловлена тем, что мотив города и теней в немецком экспрессионизме представляет собой не просто художественный приём, а сложный визуальный язык, отражающий коллективные волнения Германии во времена Первой мировой войны.

Этот период, отмеченный социальной нестабильностью, экономическим кризисом и политическими потрясениями, нашёл своё непосредственное выражение в кинематографических картинах. Изучение данной темы позволяет проследить, как экранные образы урбанистического пространства, созданные через взаимодействие декораций и работы со светом, эволюционировали от художественных метафор к диагнозу болезни всего общества.

Исследование будет структурированно в три главы, построенные по принципу тематического и смыслового развития. Такой подход позволяет выстроить нарратив, раскрывающий формирование центральной метафоры.

Война стала одной из причин возникновения экспрессионизма как реакции на ужасы и последствия насилия.

Для визуального исследования отобраны пять ключевых фильмов, руководствуясь следующими критериями:

  • Хронологический охват: подборка содержит в себе ключевой период развития направления — от его расцвета («Кабинет доктора Калигари», 1920) до фактичсекого конца в год прихода нацистов («Завещание доктора Мабузе», 1933). Это позволяет проследить эволюцию мотива в историческом контексте.
  • Разнообразие режиссёрских стратегий: картины представляют работы одних из ведущих режиссёров своего времени (Фриц Ланг, Фридрих Вильгельм Мурнау, Роберт Вине, Георг Вильгельм Пабст), что позволяет выявить общие черты и особенности авторских стилей направления.
  • Фокус на объекте исследования: все отобранные произведения содержат ярко выраженные и концептуально значимые примеры с урбанистическими декорациями и игрой света и тени немецкого экспрессионизма. Вместе они образуют своего рода «визуальный канон» направления.

Работа опирается на два пласта источников:

  • Первичные источники, непосредственно сами фильмы: «Кабинет доктора Калигари», нем. Das Cabinet des Dr. Caligari, Роберта Вине (1920); «Носферату. Симфония ужаса», нем. Nosferatu — Eine Symphonie des Grauens, Фридриха Вильгельма Мурнау (1922); «Метрополис» (нем. Metropolis) (1927) и «Завещание доктора Мабу́зе» (нем. Das Testament des Dr. Mabuse) (1933) Фрица Ланга; «Безрадостный переулок» (нем. Die freudlose Gasse) Вильгельма Пабста (1925).
  • Вторичные источники: Будут привлекаться статьи, журналы и сайты, рассматривающие конкретные аспекты фильмов.

Ключевой вопрос: каким образом взаимодействие декораций (архитектура города) и теней (светотень как драматический инструмент) в фильмах немецкого экспрессионизма создавало и развивало комплексную визуальную метафору, отражающую рост коллективных тревог — от психологической травмы индивидуума к социальному распаду и политической катастрофе в Германии 1920-х — 1930-х годов?

Гипотеза моего исследования строится на предположении, что мотив города-тени представляет собой не просто набор стилистических приёмов, а целостную визуальную парадигму. Эта парадигма последовательно перемещала фокус с изображения города и светотени, чтобы в итоге прийти к образу криминального или психологического лабиринта, что стало прямой аллегорией нарастающего политического хаоса.

Город как слияние мифологии и реальности

Фокус главы: анализ декораций и теней, которые создают субъективную, ирреальную или мифологическую реальность. Город здесь не физическое место, а внутренний психологичсекий ландшафт.

«Кабинет доктора Калигари» (нем. Das Cabinet des Dr. Caligari) Роберта Вине (1920) — это кинематографическое откровение о «метаниях немецкой души». В эпоху, когда граждане, израненные Первой мировой, тщетно пытались спастись от гнёта ужесточающей власти, их коллективное сознание переносилось на экран в виде тревожных образов.

Условность и тревога подчеркиваются знаменитыми декорациями: кривые, нарисованные дома с искаженной перспективой образуют город-лабиринт, подобный бредовой проекции мыслей главного героя, который по сюжету пересказывает трагичные события из своей жизни. Тени существуют независимо от источников света, усиливая ощущение ирреальности происходящего.

Original size 1920x1080

«Кабинет доктора Калигари», нем. Das Cabinet des Dr. Caligari, Роберт Вине, 1920

«Кабинет доктора Калигари», нем. Das Cabinet des Dr. Caligari, Роберт Вине, 1920

Роберт Вине играет с сознанием зрителя. Так, например, в сцене встречи Фрэнсиса с его другом Аланом и девушкой Джейн городские улицы с помощью авторского видения превращаются в смесь безумного геометрического беспорядка, который не ставит перед собой цель показать зрителю достоверные городские пейзажи, а демонстрирует вымышленный мир главного героя.

«Кабинет доктора Калигари», нем. Das Cabinet des Dr. Caligari, Роберт Вине, 1920

Original size 1632x992

«Кабинет доктора Калигари», нем. Das Cabinet des Dr. Caligari, Роберт Вине, 1920

«Кабинет доктора Калигари», нем. Das Cabinet des Dr. Caligari, Роберт Вине, 1920

Известная сцена встречи в ночи Сомнамбулы со спящей Джейн Олсен поразила зрителей совей атмосферой. Затемнённые углы выделяют фигуру женщины, тем самым указывая на резкий контраст с чёрным силуэтом Чезаре, который по сюжету пришёл лишить героиню жизни. Он сам, как и здешние декорации в комнате, не выглядит человечным или сколько-нибудь реальным. Светотень подчеркивает мистическую атмосферу и надвигающуюся катастрофу, а заострённые декорации и контраст цвета плёнки только усиливают напряжённость сцены.

«Кабинет доктора Калигари», нем. Das Cabinet des Dr. Caligari, Роберт Вине, 1920

«Кабинет доктора Калигари», нем. Das Cabinet des Dr. Caligari, Роберт Вине, 1920

Подобные элементы встречаются в течение всего фильма, и даже концовка не даёт точного ответа, была ли история Фрэнсиса в реальности или же это всё его психическое восприятие и навязчивые мысли.

Картину можно трактовать как аллегорию на военный режим Германии в период Первой мировой войны. Доктор Калигари символизирует государственную власть, а его помощник Чезаре — это бездушный инструмент в её руках, солдат, слепо выполняющий преступные приказы.

Original size 1600x900

«Кабинет доктора Калигари», нем. Das Cabinet des Dr. Caligari, Роберт Вине, 1920

В картине «Носферату. Симфония ужаса» (нем. Nosferatu — Eine Symphonie des Grauens) Фридриха Вильгельма Мурнау (1922) появляются типичные для Германии домики с острыми крышами и Карпатские горы. С помощью вмонтированных негативов и различных кинематографических приёмов автор превращает архитектуру Висбурга и далёкого замка в зримое предчувствие мифического ужаса.

«Носферату. Симфония ужаса», нем. Nosferatu — Eine Symphonie des Grauens, Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922

Контраст между идиллическим городом и готическим замком подчёркивает зловещую природу графа Орлока. Архитектура его особняка (стрельчатые арки, пустые пространства) создаёт сюрреалистическую атмосферу и предвещает трудные времена. На контрасте с обычным городом тёмный особняк словно является отображением своего владельца, искажённый ракурсами и деформированной перспективой.

«Носферату. Симфония ужаса», нем. Nosferatu — Eine Symphonie des Grauens, Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922

«Носферату. Симфония ужаса», нем. Nosferatu — Eine Symphonie des Grauens, Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922

Образ вампира и его тени символизирует страх перед метафизическим злом. Тень графа Орлока действует как самостоятельный персонаж, олицетворяя неотвратимость наступающей мистической чумы. Именно она в течение всей картины выслеживала главного героя Томаса, его жену Эллен и других горожан, а резкие контрасты и светотень только доказывали существование сверхъестественного зла.

Original size 1024x780

«Носферату. Симфония ужаса», нем. Nosferatu — Eine Symphonie des Grauens, Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922

«Носферату. Симфония ужаса», нем. Nosferatu — Eine Symphonie des Grauens, Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922

Фильм стал художественным отражением переживаний Первой мировой войны, её причин и общественных волнений, а образ вампира-захватчика, несущего чуму, олицетворяет основание и суть зла.

Социальный разлом через архитектуру и тень

Фокус главы: анализ того, как реалистичные, футуристические декорации и светотень визуализируют социальное неравенство и бедность.

Original size 1920x1080

«Метрополис», нем. Metropolis, Фриц Ланг, 1927

Фриц Ланг в своём фильме «Метрополис» (нем. Metropolis) 1927 года использовал грандиозные декорации и геометрические орнаменты, чтобы показать, как вставшие на сторону зла люди-манипуляторы воплощают в реальный мир весь страх и ужас для угнетения «низших классов».

«Метрополис», нем. Metropolis, Фриц Ланг, 1927

Original size 426x240

«Метрополис», нем. Metropolis, Фриц Ланг, 1927

«Метрополис», нем. Metropolis, Фриц Ланг, 1927

Original size 1488x1072

«Метрополис», нем. Metropolis, Фриц Ланг, 1927

Метрополис — это вертикально разделённый город-государство: в небе летают самолёты, а глубоко под землёй рабочие живут в катакомбах в ужасных условиях рядом с машинами, которые показаны как бог-людоед по имени Молох. Визуальная метафора превращается в ужасающие своими размерами декорации, где глубокие, падающие на ряды рабочих тени, подчёркивают обезличенность и масштаб угнетения. Светотень демонстрирует тени от машин как символ механического труда.

«Метрополис», нем. Metropolis, Фриц Ланг, 1927

Original size 1565x915

«Метрополис», нем. Metropolis, Фриц Ланг, 1927

Над этим адом расположен мир богачей, похожий на рай. Режиссёр изображает его, как Эдемский сад с гигансткими деревьями и беззаботными людьми, а также показывает футуристические, полные светом и без капли затемненённых видов стадионы, где элита проживает лучшую жизнь.

Визуал картины сам по себе крайне контрастен: «Верхний город» — это стерильные небоскрёбы, а «Нижний» — однообразные жилые ячейки и рабочие механизмы. Тень здесь играет роль метафоры на социальную несправедливость, которую система отбрасывает на человека.

«Метрополис», нем. Metropolis, Фриц Ланг, 1927

«Метрополис» тесно связан с Первой мировой войной. Фильм исследует темы индустриализации и классовой борьбы и отражает её последствия.

В картине «Безрадостный переулок» (нем. Die freudlose Gasse) Вильгельма Пабста (1925) город — это не просто фон, а главный действующий персонаж, воплощающий социальное и моральное разложение послевоенной Вены. Сам переулок, где расположены квартирные конторы и публичный дом, становится мощной метафорой унизительной торговли самым сокровенным: жильём, телом, честью.

Как и другие жители города, семьи Лехнеров и Рамфортов систематически сталкиваются в мясной лавке Герингера — эпицентре унижения. В длинных очередях за мясом стираются социальные различия, а владелец лавки, пользуясь своим положением, безнаказанно манипулирует отчаявшимися людьми. Трагичный конец настигает большинство главных героев.

«Безрадостный переулок», нем. Die freudlose Gasse, Вильгельм Пабст, 1925

Камера Пабста пристально изучает пространства картины, фиксируя грязь и обшарпанные стены, которые отражают крушение иллюзий его обитателей. Переулок превращается в безжалостный рынок, где человеческие судьбы приносятся в жертву голоду и инфляции.

«Безрадостный переулок», нем. Die freudlose Gasse, Вильгельм Пабст, 1925

Свет и тень в фильме служат для психологического и социального анализа. Резкие тени визуально загоняют персонажей в ловушку их обстоятельств. В то же время, свет часто выступает инструментом беспощадной правды: холодные, яркие лучи, падающие на лица героинь, выявляют страх и усталость на лицах. Эта игра обнажает внутреннюю драму и жестокую реальность.

В «Безрадостном переулке» Пабст обращается к социальным проблемам послевоенной Австрии, изображая раскол венского общества на бесчестных богачей и отчаявшуюся бедноту на фоне гиперинфляции.

Тень как инструмент контроля и хаоса

Фокус главы: анализ города как криминального и политического лабиринта, где декорации создают ловушку, а тень служит инструментом манипуляции и укрытием для зла.

Мир, где город — это лабиринт индустриальных зон, скоростных магистралей и мрачных подворотен, где преступный синдикат, унаследовавший методы безумного гения Мабузе, устанавливает незримый контроль над всеми аспектами жизни обычных людей. Такой сюжет лежит в основе «Завещания доктора Мабу́зе» (нем. Das Testament des Dr. Mabuse) Фрица Ланга (1933). Пока комиссар Ломан расследует сеть преступлений, городское пространство превращается в метафору тоталитарной системы — механизм, в котором тоннели, заводы и улицы служат инструментами большого заговора.

Original size 3570x2008

«Завещание доктора Мабузе», нем. Das Testament des Dr. Mabuse, Фриц Ланг, 1933

«Завещание доктора Мабузе», нем. Das Testament des Dr. Mabuse, Фриц Ланг, 1933

Заводские цеха, подземные гаражи, лабиринты городских улиц, кабинет Мабузе — все элементы города становятся частью преступной сети. Зритель с самого начала кино погружается в архитектуру хаоса.

«Завещание доктора Мабузе», нем. Das Testament des Dr. Mabuse, Фриц Ланг, 1933

Светотень в картине визуализирует конфликт между рациональным расследованием и иррациональным злом. Слепящие лучи фар, вспышки оружия и мерцания во время погонь и преступлений символизируют хаос и насилие, порождённые наследием Мабузе. Глубокие, почти осязаемые тени, в которых скрываются главари синдиката, представляют паранойю и незримую угрозу. Даже в сценах допросов резкие контрасты подчёркивают почти переступившую границу порядка. Тьма оказывается не просто отсутствием света, а самостояьельной враждебной силой.

«Завещание доктора Мабузе», нем. Das Testament des Dr. Mabuse, Фриц Ланг, 1933

«Завещание доктора Мабузе», нем. Das Testament des Dr. Mabuse, Фриц Ланг, 1933

Картина отражает тревоги предвоенной Германии, где технологический прогресс оборачивается средством подавления, а человек становится винтиком в чуждой ему машине.

В синтезе с прошлыми главами, «Завещание доктора Мабузе» вбирает в себя все мотивы: город-лабиринт («Калигари»), всепроникающее зло («Носферату») и социальный разлом («Метрополис», «Безрадостный переулок»), доводя тему исследования до логического завершения.

Заключение

Немецкий экспрессионизм, оказавший фундаментальное влияние на развитие мирового кинематографа, демонстрирует уникальный пример того, как визуальные средства становятся инструментом осмысления исторической травмы.

Таким образом, визуальный ряд экспрессионизма служил не только эстетическим целям, но и выполнял функцию социального диагноста и пророка, фиксируя путь Германии от личной трагедии к национальной и политической катастрофе.

Bibliography
Show
1.

Ефимова Алевтина Владимировна, Саввина Инна Сергеевна Образ города в немецкой лирике эпохи экспрессионизма // Terra Linguistica. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-goroda-v-nemetskoy-lirike-epohi-ekspressionizma (дата обращения: 13.11.2025)

2.

Экспрессионизм в кинематографе // Magisteria URL: https://magisteria.ru/modernism/expressionism-in-cinematography (дата обращения: 10.11.2025)

3.

На темной стороне: Где искать следы немецкого экспрессионизма // Blog.okko URL: https://blog.okko.tv/articles/na-temnoj-storone-gde-iskat-sledy-nemeckogo-ehkspressionizma (дата обращения: 13.11.2025)

4.

Время, место и кино: Германия. 1920-е. Экспрессионизм // TimeOut URL: https://www.timeout.ru/feature/vremya-mesto-i-kino-germaniya-1920-e-ekspressionizm (дата обращения: 13.11.2025)

5.

Фильм «Метрополис» (1927) Фрица Ланга // LiveJournal URL: https://drugoe-kino.livejournal.com/2786761.html (дата обращения: 13.11.2025)

6.

Попова Л. В. «Черное» и «белое» в фильмах немецких экспрессионистов // Культура и искусство. 2023. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chernoe-i-beloe-v-filmah-nemetskih-ekspressionistov (дата обращения: 10.11.2025)

7.

Сальникова Е. В. Пространство города и повествования в фильме «Кабинет доктора Калигари» // Наука телевидения. 2020. № 16.2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo-goroda-i-povestvovaniya-v-filme-kabinet-doktora-kaligari (дата обращения: 10.11.2025)

Image sources
Show
1.

«Кабинет доктора Калигари», Роберт Вине, 1920 год // VK URL https://vk.com/video-171437921_456240946 (дата обращения: 13.11.2025)

2.

«Носферату, симфония ужаса» Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922 год // VK URL https://vk.com/video-52526415_456244512 (дата обращения: 13.11.2025)

3.

«Метрополис» Фриц Ланг, 1927 год // VK URL https://vk.com/video-47392462_456239473 (дата обращения: 13.11.2025)

4.

«Безрадостный переулок», Георг Вильгельм Пабст, 1925 год // https://vkvideo.ru/video-39165340_456241394 (дата обращения: 13.11.2025)

5.

«Завещание доктора Мабузе», Фриц Ланг, 1933 год // https://vkvideo.ru/video-45909225_456240426 (дата обращения: 13.11.2025)

6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.
Город и тени: немецкий экспрессионизм
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more