Эволюция готических мотивов в эпоху ар-нуво on HSE Design
Original size 736x1016

Эволюция готических мотивов в эпоху ар-нуво

PROTECT STATUS: not protected
22
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Стиль ар-нуво возник во второй половине XIX-ого века и стал реакцией на происходившие в обществе изменения, в том числе на промышленную революцию. Предпосылкой для появления ар-нуво стало основанное в 1861 году Движение Искусств и Ремесел, участники которого отвергали товары массового производства, загромождавшие дома викторианской эпохи, и призывали к возвращению искусного ремесленничества Средневековья. Ключевой фигурой движения стал Уильям Моррис, который разделял романтические убеждения художников братства Прерафаэлитов и видел источник художественного вкуса в средневековом искусстве.

Средневековое и английское искусство, мир природы, живопись Прерафаэлитов, а также все аспекты искусства Японии — все это повлияло на развитие ар-нуво.

Готика, развивавшаяся в XI–XVI веках, прежде всего характеризуется христианским мировоззрением и религиозными идеями, проникнувшими во все сферы жизни человека. Средневековое искусство было тесно связано с религией и во всех своих проявлениях развивалось под влиянием церкви, имело возвышенный характер, создавалось, чтобы отразить религиозную картину мироздания.

В эпоху ар-нуво, в связи с прошествием времени, изменилось человеческое видение картины мира. Христианское мировоззрение отступает, а вместе с этим меняются и потребности человека. В эпоху модерна мастера стремились к функциональности и доступности дизайна в повседневной жизни. Так, одна из целей ар-нуво состояла в том, чтобы стереть границу между художественным и утилитарным искусством, и мастера создавали предметы повседневного обихода с таким же вниманием, которое прежде уделялось религиозным сооружениям.

Тем не менее, в ар-нуво нашли отражение многие готические мотивы. Оба направления характеризуются интересом к мистическим и неземным образам: готика — в связи с христианским мировоззрением человека того времени, а ар-нуво — со стремлением уйти от реальности и обратиться к фантастическому и сказочному миру.

Работая над данным исследованием, я поставила себе задачу обозначить связь между двумя эпохами, найти образы и мотивы, пришедшие в ар-нуво из готики, а также проследить за их изменением. Я задалась вопросами: как визуально эволюционировали готические мотивы в эпоху модерна вместе с изменением мировоззрения человека? Какие изменения произошли в символическом значении с прошествием времени?

Сначала я хочу обозначить характерные черты обоих направлений и рассмотреть их основные идеи в контексте истории. Затем на основе подобранного мной визуального ряда я проанализирую выделенные мотивы, прослежу за их эволюцией и причинами таких изменений. Я хочу обратить особое внимание на изменение отношения человека к произведениям искусства с течением времени, на вкладываемые смыслы и символизм, а также на утилитарную роль искусства в разные эпохи.

Особенности готики

В основе готического стиля лежит религия, затронувшая все сферы жизни человека и, соответственно, оказавшее сильное влияние на искусство. Все искусство в это время оказывается направлено на строительство и декорирование храмов, создание религиозных книг и изображений. Влияние церкви выражается через символизм, сокрытый в произведениях искусства. Так, архитектура готических соборов становится материализацией идей христианства. Мотив тяготения вверх, масштабность и помпезность, ритмика и симметрия соборов — все это работает на отражение христианского мировоззрения.

Выделяя основные черты готики, стоит в первую очередь отметить масштабность и величественность. Изящество и обилие декоративных деталей и орнаментов в этом стиле сочетаются со строгостью и геометричностью форм. Одухотворенность и устремление ввысь, выражение мистического и антропоморфного — все это характерно для готического искусства.

Черты ар-нуво

В эпоху ар-нуво декоративно-прикладное и коммерческое изготовление предметов повседневного обихода превращается в высшую форму, благодаря чему возрождается высококачественное ремесленное мастерство. Вдохновение флорой и фауной и японским искусством, живописью Прерафаэлитов и Средневековьем в сочетании рождает естественность и изящество стиля, в котором одухотворенность и мистицизм выражаются через интерес к сказочным и фантастическим мирам, тяготение к неземному.

Основой ар-нуво становятся плавность форм и утонченность изгибов, использование приглушенных природных оттенков, декоративность, свобода и естественность, ассиметричность. Для стиля также характерны символизм и мистицизм, одухотворенность и интерес к неземному.

Мотив тяготения вверх

В архитектуре ар-нуво нашли отражение характерные черты готических соборов, такие как доминирование вертикалей и мотив тяготения вверх.

0

Собор Амьенской Богоматери, 1270 г.

0

Капелла Сент-Шапель, 1248 г.

В готическом искусстве выражается мировоззрение человека того времени, проникнутое мистической идеей о вознесении души к небу, чему способствует мотив стремления ввысь, по большей части выраженный в архитектуре готических соборов. Широкое использование пирамид и конусов, высокие башни и шпили, тонкие вертикальные линии и множество резных деталей применялись для создания эффекта высоты и тяготения собора к неземному, божественному миру.

0

Саграда Фамилия, Антонио Гауди, 1882 г — настоящее время

Монументальность готических соборов и мотив тяготения вверх заметны в архитектуре собора Саграда Фамилия. Однако в отличии от строгих линий готики для архитектуры стиля ар-нуво характерны извилистые, органические формы, изогнутые линии и чувственный орнамент.

Original size 4959x2703

Слева направо: дворец Гуэль, Антонио Гауди, 1890 г; вход в парижское метро, Эктор Гимар, 1904 г.

Тем не менее, со сменой эпох доминирование вертикалей потеряло божественный смысл. Ар-нуво в архитектуре вдохновляется формами готических соборов, но не их идеями и смыслами. По большей части архитекторы обращаются к повседневным местам, создавая жилые дома и разнообразные общественные места.

0

Кастель Беранже, Эктор Гимар, 1898 г.

Например, Кастель Беранже стал первым зданием в стиле ар-нуво в Париже. Слово «Кастель» (в переводе «замок») в названии предполагает сравнение со средневековыми замками и готическим стилем. Во время работы над зданием Эктор Гимар находился под влиянием романтизма и историзма в архитектуре. Так, архитектор придал современному зданию черты исторического через декоративные детали внутреннего фасада: башни, бойницы и крупную кладку. Несмотря на внешнее сходство с замком, доминирование вертикалей и мотив стремления ввысь, пришедшие из готики, с функциональной точки зрения Кастель Беранже — многоквартирный жилой дом.

Стоит также отметить новаторство Эктора Гимара, который начал проектировать утилитарные конструкции со свободной композицией. Архитектор отказывается от ритмичных орнаментов, характерных для готики, а также сочетает разнообразные материалы — кирпич и природный камень, ковку и скульптуру.

Original size 4817x3570

Дворец Грешем, Жигмонд Квиттнер, 1907 г.

В интерьере Дворца Грешем влияние готического стиля заметно в использовании стрельчатых арок и потолке, напоминающим пространства для росписи средневековыми витражами.

Мистическое выражение витражного искусства

В готическом искусстве значительное увеличение оконных проемов повысило роль витражей, вытесняя росписи. Однако в эпоху маньеризма и барокко на смену витражному делу приходят иллюзорные росписи и скульптуры.

С наступлением эпохи ар-нуво происходит возрождение прежде забытого витражного искусства.

Original size 1020x653

Витражи в ланцетных окнах под южной розой Шартрского собора, XIII в.

В готическом соборе витраж становится художественным воплощением сути христианства. Способность стекла пропускать свет и окрашивать его также используется для придачи витражу сакрального значения. Вера в божественное свечение и лучи, исходящие от божества и преобразующие все, на что они упадут, была характерна для мировоззрения средневекового человека. В готических храмах такая идея реализуется через окрашивание света, проходящего сквозь витражные стекла, в цвета интерьера собора. После такого преображения свет из земного мира оказывается в обособленном церковном пространстве.

0

Витражи Шартрского собора, XIII в.

Сюжеты готических витражей в основном были религиозными, но также часто изображались мифологические, исторические и природные мотивы.

Original size 3394x806

Луис Комфорт Тиффани, витраж «Образование» в Йельском университете, ок. 1917 года

Original size 4689x2643

Слева направо: Жак Грюбе, витраж с розами из дома Корбина; Джованни Бельтрами, витраж «Павлины»; Жак Грюбе, витраж для пивоваренного завода

В ар-нуво витражи находят новое воплощение, теряя божественный смысл и становясь имитацией фантазий человека. Сюжеты витражей в основном сводятся к характерным для ар-нуво природным и сказочным мотивам. Взаимодействие цветного стекла и фантастических сюжетов переносит зрителей сказочный мир. Таким образом, в витражах, как в готике, так и в ар-нуво, выражаются идеи мистического и неземного.

В эпоху ар-нуво применяется большое количество новых техник: мастера используют стекла различной фактуры, Луис Комфорт Тиффани придумывает способ создания витражей, позволяющий создать трехмерное пространство с объемными фигурами. Важными чертами витражей эпохи становятся плавные линии и эффект глубины.

Original size 4412x2285

Слева направо: Луис Комфорт Тиффани, «Магнолия и ирисы»; Северная роза Шартрского собора, XIII в.

Цвета готических витражей были простыми и яркими, напоминая сияние драгоценных камней. Их основная цветовая гамма состоит из красного, синего, фиолетового, золотого и зеленого оттенков и производит драматичное впечатление. Цветовая гамма витражей модерна становится более природной и сложной, а формы текучими и свободными, из-за чего витражи выглядят более легкими.

Растительные орнаменты

Обращение к природным образом характерно как для готического искусства, так и для ар-нуво. Обоим стилям присуща декоративность и орнаментальность.

Original size 2004x1370

Жан де Курси, хроника Букешардьера, ок. 1470

Original size 3500x1210

Слева направо: Саутвеллский собор, Англия, ок. 1150 г., Солсберийский собор, Англия, XIII век

Растительные орнаменты, распространенные в эпоху готики, встречались в архитектуре, витражах, фресках и книжной миниатюре. В основном в растительных орнаментах изображались местные растения: виноград, плющ, дуб, клевер, розы, а мотивы отличались реалистичностью. Широкое распространение получает также мотив геральдических символов — двулистника и трилистника. Терновник и чертополох, также включаемые в орнаменты, символизировали муки Христа.

Даже в растительных орнаментах, которые, казалось бы, должны выглядеть природно и свободно, заметна характерная для готического искусства симметрия. Сочетание рациональных геометрических фигур с художественными изображениями растительности отражает идею готической философии о всеобщем и едином структурном принципе мира, подчиненного христианству.

0

Уильям Моррис, обои, ок. 1900

Original size 4828x2581

Слева направо: «Моррис и Ко», гобелен «Павлины и птицы», ок. 1900; Уильям Моррис, «Голландский парк», 1880-е

Природа, как основной источник вдохновения для ар-нуво, нашла отражение в искусстве модерна. Орнаментальные изображения различных растений присутствуют в интерьерах. Декоративность и плавность линий ар-нуво схожа с формами готических орнаментов, однако для своих работ дизайнеры стали выбирать более приглушенные и природные оттенки.

В некоторых произведениях также прослеживается симметрия, свойственная готике, однако здесь она теряет изначальный божественный смысл.

Зооморфные и антропоморфные мотивы

Интерес к мистике в ар-нуво породил обращения к сказочным и неземным образам, ранее распространенным в эпоху готики.

Original size 5044x2414

Часослов Екатерины Клевской, XV в.

В эпоху Средневековья широко использовались мотивы, отличавшиеся фантастичностью и отражавшие мифические сюжеты и персонажей. Так, на ряду с растительностью, в готических орнаментах и архитектуре часто изображались фантастические и антропоморфные существа.

Original size 5000x1781

Слева направо: Рене Лалик, подвеска с изображением нимфы из золота, галалита и жемчужины, 1899-1901; золотая брошь с двумя профилями и птицами, ок. 1900 года; корсажное украшение «Змеи», 1899-1901

Original size 5000x2624

Слева направо: Рене Лалик, корсажное украшение «Женщина-стрекоза», 1897-1898; Рене Лалик, подвеска с изображением трех стилизованных нимф, ок. 1905 года

В период ар-нуво зооморфные и антропоморфные элементы нашли отражение во многих ювелирных украшениях. Например, в украшениях Рене Лалика частыми становятся сложносочиненные конструкции с фантастическим сюжетом, а центральное место в его творчестве занимают изображения женщин, флоры и фауны. Так, одним из наиболее известных украшений Рене Лалика становится корсажное украшение «Женщина-стрекоза». Ювелир создает фантастический образ, показывающий появление женщины с крыльями стрекозы из пасти химеры.

Original size 1000x667

Собор Парижской Богоматери, XII–XIV вв.

Original size 768x468

Дворец Женералитат, XV в.

Гаргульи прежде всего ассоциируются именно с готикой, однако использование зооморфных и антропоморфных существ в качестве водостока началось намного раньше. Особенностью архитектурных сооружений готики были их высокие стены, которые позволяли воде легко стекать вниз. Так архитекторы готической Европы позаимствовали идею гаргулий и других гротескных созданий из более старых культур и способствовали их распространению в архитектуре.

Мнения насчет символического значения гаргулий разнятся. Одни народные поверья гласили, что цель гаргулий — охранять храм от дьявола и прочей нечисти. Противоположное мнение обозначало гаргулий как служителей ада, которые должны были напоминать людям об адских мучениях и заблуждениях. Существовали и другие поверия и легенды о мистическом значении гаргулий.

0

Слева направо: дом страхового общества Россия, Н. М. Проскурнин, 1902 г.; особняк Зинаиды Морозовой, Ф. Шехтель, 1898 г.

В ар-нуво вместе с возвращением интереса к мистике вернулись и гаргульи. В раннем воплощении модерна в России проявляются аллюзии на готическое искусство. Так, мифические существа находятся на фасадах дома страхового общества Россия и особняке Зинаиды Морозовой.

Стоит заметить, что по сравнению с драматичными мистическими образами готики зооморфные и антропоморфные существа в ар-нуво выглядят более сказочно и волшебно.

Декоративность и обилие элементов

Декоративность и обилие элементов находят отражение во всех проявлениях как готического стиля, так и искусства ар-нуво. Многие готические витражи и полотна представляют собой собрания отдельных сцен, не образующих целостной композиции, а орнаменты на полях часословов очень декоративны. В архитектуре ритмичное повторение деталей работает на создание экспрессии и динамики. В ар-нуво декоративность проявлялась в сочетании множества материалов и стелей, а также орнаментальности и природности мотивов.

Original size 1428x2136

Кентерберийская псалтирь, ок. 1200 года

Original size 4942x3588

Слева направо: Мастер часослова Бусико, XV в.; Вацлавская псалтирь, ок. 1250 года

В готических рукописях встречалась схема, в которой история рассказывается в виде своего рода комикса. Так, в Вацлавской псалтири сцены вписаны в круговые рамки. Историю о грехопадении, разделенную на восемь сцен, здесь нужно читать по столбцам — сверху-вниз и слева-направо.

Original size 3480x3113

Миланский кафедральный собор, XIV–XIX вв.

На примере Миланского кафедрального собора, построенного в стиле пламенеющей готики, заметна ритмика тонких шпилей, которые, образуя динамичную треугольную форму, направленную в небо, способствуют выражению мотива тяготения вверх.

0

Календарь, Эжен Грассе, 1896 г.

Эжен Грассе стал ключевой фигурой в создании плакатов в стиле ар-нуво. В его иллюстрациях для календаря заметна характерная природность и естественность ар-нуво, а изображения растительности стилизованы и при этом детализированы, подписи декорированы узорами.

0

Каса-Батльо, Антонио Гауди, 1877–1907 гг.

Полное отсутствие прямых линий, растительные и антропоморфные мотивы, витражи — все это сочетается в архитектуре Каса-Батльо. Существует мнение о том, что дом отражает легенду о Святом Георгии, повергающем мечом дракона. И действительно, крыша Каса-Батльо напоминает мифического персонажа, трубы дымохода — рукоятку клинка с георгиевским крестом, а небольшие галереи — кости многочисленных жертв дракона. Так в Барселоне здание называют «домом костей».

Каса-Батльо сочетает в себе множество декоративных элементов и мотивов, разнообразную цветовую гамму и при этом полностью отражает природные и мистические ассоциации.

Таким образом, декоративность и обилие элементов в двух стилях выражается по-разному. В готике — за счет повторения одинаковых элементов и создания ритмики и симметрии, а в ар-нуво — напротив, с помощью эклектики и ассиметричности.

Заключение

Эволюция готических мотивов в эпоху ар-нуво в первую очередь вызвана изменениями в общественном сознании и развитием новых технологий, которые повлияли на культуру и искусство. Основные изменения выделенных мной мотивов сводятся к отказу от драматичной мистики в пользу сказочного и природного, что выражается в самих образах, их цветовой гамме и формообразовании, а также к появлению эклектических комбинаций и новых форм стиля. Направленность искусства на масштабное и величественное выражение христианского мировоззрения и вкладываемые религиозные смыслы уступают место стремлению к привнесению искусства, проникнутого идеями фантастического и неземного, в повседневную жизнь. Таким образом, с эволюцией готических мотивов в эпоху ар-нуво образуется более легкая, свободная и артистичная эстетика, сочетающая традиционные элементы с современными идеями и материалами.

Bibliography
Show
1.

Гущина Д. С. «Готические соборы как средство исследования представлений о Боге и мире в эпоху Средневековья» https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49797076_27982919.pdf дата обращения: 06.12.2023

2.

Деев С. В. «Принцип симметрии в орнаментальных особенностях композиции готического стиля средневековых европейских стран» https://elibrary.ru/download/elibrary_26154425_93556191.pdf дата обращения: 06.12.2023

3.

Королев М.Ю. «Витраж как феномен художественной культуры» https://cyberleninka.ru/article/n/vitrazh-kak-fenomen-hudozhestvennoy-kultury/viewer дата обращения: 12.11.2023

4.

Майзульс Михаил «Как устроены средневековые витражи» https://arzamas.academy/mag/453-vitrazh дата обращения: 06.12.2023

5.

Острогорский Александр «Расшифровка Ар-нуво: от парижского метро до чайной этикетки» https://arzamas.academy/materials/2475 дата обращения: 06.12.2023

6.

Салата Д. В «Готический орнамент в интерьере» https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27394345_45882394.pdf дата обращения: 06.12.2023

Image sources
Show
1.2.3.4.

https://frenchmoments.eu/castel-beranger/ дата обращения: 06.12.2023

5.6.7.8.9.

https://aira68.livejournal.com/128783.html дата обращения: 06.12.2023

10.11.

https://bangkokbook.ru/poezdki/solsberijskij-sobor.html дата обращения: 06.12.2023

12.13.14.

https://celes.club/49997-oboi-moris.html дата обращения: 06.12.2023

15.16.

https://dzen.ru/a/Y9UhaIWF5V2W169w дата обращения: 06.12.2023

17.

https://travellizy.com/ru/journal/post/notre_dam_beauty дата обращения: 06.12.2023

18.19.20.

https://www.mos.ru/news/item/63607073/ дата обращения: 06.12.2023

21.22.23.24.

https://arzamas.academy/mag/453-vitrazh дата обращения: 06.12.2023

25.26.

https://kulturologia.ru/blogs/040119/41855/ дата обращения: 06.12.2023

27.28.

https://lena-talaeva.livejournal.com/1948201.html дата обращения: 06.12.2023

29.

https://novate.ru/blogs/301122/64838/ дата обращения: 06.12.2023

30.31.

https://www.liveinternet.ru/users/3094518/post453216695/ дата обращения: 06.12.2023

32.33.
Эволюция готических мотивов в эпоху ар-нуво
22
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more