Актуальные проблемы развития популярной музыки on HSE Design
Original size 1140x1600

Актуальные проблемы развития популярной музыки

59

Событие состоялось 12 апреля в HSE CREATIVE HUB в рамках международной научной конференции. Организацией мероприятия занималась Аспирантская школа по искусству и дизайну и Елена Ермаковишна как руководитель площадки.

В программе секции «Популярная музыка: социальные, культурные, технологические и экономические аспекты» аспирантки Школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ Янина Рапацкая, Ольга Сыч и Евгения Евпак представили результаты исследований проблем теоретической концептуализации, производства, упаковки, распространения музыкального контента и восприятия смыслов в музыке таких жанров, как блэк-метал, киномузыка и интеграции генеративной нейросетевой музыки в массовую популярную музыкальную культуру в трёх докладах, в совокупности обозначивших основные направления popular music studies, актуальные сегодня для российских исследователей популярной музыки.

Loading...

Популярная музыка: социальные, культурные, технологические и экономические аспекты

Модератором дискуссии выступила Евгения Евпак, аспирант Школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, историк цифровой музыки, композитор и музыкальный продюсер.

Эксперты обсудили актуальные вопросы теории, методологии и практических кейсов продюсирования в области исследований популярной музыки. Поговорили о том, какие стратегии и подходы выбирает современный музыкальный художник-исследователь.

Конференция проходила в полувиртуальном формате.

big
Original size 1156x652

Исследуя проблемы популярной музыки в контексте развития креативных индустрий

Loading...

4 Chords | Music Videos | The Axis Of Awesome [YouTube]

Внимание к феномену массовой распространяемой музыки, зафиксированное в академических работах Теодора Адорно «Введение в социологию музыки» (Адорно, 1999) и музыковедов А. Ф. Мура «Анализируя популярную музыку» (Moore, 2003) и «Рок, первичный текст: развивая музыкологию рока» (Moore, 1993), и Р. Фридмана «Битлз: слова без музыки» (Friedman, 1968) ещё в 1960–1970 гг., было связано с выделением исследований массовой популярной музыки из родового направления «cultural studies» в самостоятельную дисциплину на фоне изучения культурного феномена группы Битлз (Колесник, 2015). За более чем полувековую историю к 20-м годам XXI века направление «popular music studies» значительно эволюционировало, и представляет сегодня самостоятельное значение в контексте искусствоведения и социально-гуманитарных наук, что и будет доказано в настоящем лонгриде на материале аспирантских докладов.

Loading...

The Beattles — Yellow Submarine (cartoon, remastered). The Beattles, 15 Dec., 2017 [YouTube]

ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА В ФОКУСЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Культурный феномен «битломании», описанный в монографии Р. Фридмана «Битлз: слова без музыки» (Friedman, 1968), послужил трамплином для развития направлений оп-арт и поп-арт, задав в мультфильме «Жёлтая подводная лодка» (1968, режиссёр Джордж Даннинг) новые траектории разработки методов рисовки, внедрение в сюжет и образы персонажей множества культурных отсылок и карикатур. Мультфильм иллюстрировал популярную песню группы Битлз «Yellow Submarine» и включал в себя песни Битлз из альбомов «Rubber Soul», «Revolver» и «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», а также специально написанные Джорджем Харрисоном, Полом Маккартни и Джоном Ленноном для мультфильма песни «Only a Northern Song», «It’s All Too Much», «All Together Now» и «Hey Bulldog». Сюжет мультфильма, мифологизирующий популярную музыкальную группу в образе протагонистов из «Оркестра клуба одиноких сердец сержанта Пеппера», противопоставляемых Синим Жадинам и Свирепой Летающей Перчатке, утверждал и поэтизировал силу музыки («есть только один способ спастись [от Синих Жадин] — пение…» — цит. по: Palmer, 2020, p. 84).

0

Последовавшие в 1969 г. за премьерами мультфильма в Великобритании и США выпуски игрушек производства компании Corgi Classics по сюжету мультфильма и расширение мерча от игрушек производства компании FarLane Toys и игрушечной субмарины компании — производителя игрушечных автомобилей Hot Wheels в 1990-х гг. до коллекции тематических носков от шведской компании Happy Socks в 2017 г. свидетельствуют о высоком трансмедийном потенциале истории, рассказанной солистами группы Битлз, в песне про «Жёлтую подводную лодку». Таким образом, развитие направления трансмедийного продюсирования и продвижения в популярной музыке можно считать берущим начало, в том числе, из истории успеха группы Битлз и «Жёлтой подводной лодки».

Loading...

Gorillaz — Clint Eastwood (Official Video). Gorillaz, 28, Jun, 2016 [YouTube]

Успешный опыт The Beatles, переосмысленный в реалиях мультипликационных техник искусства эпохи постмодернизма, воплощён в визуализациях к клипам группы Gorillaz, визуальные образы музыкантов в этом случае неразрывно связываются с анонимизированными персонажами их мультипликационных клипов. Так песенная музыка отходит на второй план, уступая место визуальным нарративам вокруг вечных сюжетов и аллегорий в песенном творчестве музыкальных коллективов. Описываемый поворот в сторону анализа визуальной репрезентации смыслов песен будет рассмотрен далее подробно в докладе Янины Рапацкой «Визуальные коммуникации в экспортных стратегиях российского блэк-метала».

Институционализация popular music studies в академическом поле

Говоря об академизации и институционализации направления популярной музыки в мировой и отечественной исследовательских практиках, необходимо отметить следующие ключевые вехи. В 1981 г. Чарльзом Хэмом и Саймоном Фритом в Великобритании создаётся Международная ассоциация по изучению популярной музыки (IASPM), и в это же время появляется журнал «Popular Music» (ISSN: 0261-1430 (Print), 1474-0095 (Online)) с целью публикаций проблемных статей, посвящённых описанию теории, методологии и оригинальных исследований в области популярной музыки. В 1988 году при Отделении музыковедения Ливерпульского университета создаётся Институт популярной музыки (Institute of Popular Music — IPM), получивший статус первого в Великобритании научно-образовательного центра с фокусом на производство нового научного знания о популярной музыке (Колесник, 2015 — там же, с. 170).

Loading...

Ливерпульский Институт популярной музыки появился благодаря идее директора Музея Мерсисайд в Ливерпуле сэра Ричарда Фостера, состоявшей в его желании представить историю популярной культуры Ливерпуля в экспозиционном пространстве и учреждении высшего образования. В 2002 г. Ливерпульский Институт популярной музыки стал штаб-квартирой Международной ассоциации по изучению популярной музыки. Так, через взаимодействие выставочно-галерейных пространств с учреждением высшего образования, popular music studies интегрируется в направление культурной урбанистики.

О междисциплинарном подходе культурной урбанистики и изучении диегетических свойств саундтрека в фильме Вима Вендерса «Небо над Берлином» далее подробно речь пойдёт в докладе Ольги Сыч.

Original size 1710x1142

Параллельно с институционализацией изучения популярной музыки меняются подходы к определению предмета и объекта новой дисциплины. Важные отраслевые конференции, повлиявшие на развитие popular music studies — «Popular Music and Social Reality» (Берлин, 15–20 июля 1991 г.); «European Routes Conference» (Ливерпуль, 19–20 марта 1994 г.); «Popular Music: Aesthetics versus Sociology?» (Оксфорд, 26 октября 1996 г.), и события IASPM UK & Ireland, среди которых следует особо упомянуть конференции «Sound as Art: Sound in History. Sound as Culture: Sound in Theory» (Дания, университет Аархус, 23–25 сентября 2010 г.) и конференцию «Pop — Power — Positions. Global Relations and Popular Music» серии IASPM D-A-CH (Берн, 2018 г.).

Ближайшая конференция IASPM «Метаданные: популярная музыка и её метаморфозы» запланирована к проведению в Университете Цюриха 7–9 ноября 2024 года, и включает проблематизацию вопросов музыкального стриминга, творческого взаимодействия «человек-нейросеть» и посвящена музыкологическому и культурологическому осмыслению цифровых систем и их эффектов.

Комплексный подход к рассмотрению цифровизации музыкальной индустрии и изучение эффектов проникновения алгоритмов генеративной эстетики продуктов музыкальных нейросетей в массовую распространяемую музыку представлен в докладе Евгении Евпак, который также анализируется в настоящем лонгриде.

В восприятии отечественных исследователей изучение феноменологии популярной музыки наиболее полноценно артикулировано в монографии А. И. Вейценфельда «Массовая музыкальная культура» (Вейценфельд, 2020) и в двухтомнике под редакцией Льва Ганкина «Новая критика»: «Звуковые образы постсоветской поп-музыки» и «Контексты и смыслы российской поп-музыки» (ИМИ, 2021). Из академических исследователей популярной музыки наиболее актуальные в глобальном контексте подходы отражены в публикациях Дарьи Журковой (Государственный Институт Искусствознания).

В фокусе обсуждения проблем популярной музыки в рамках секции «Популярная музыка: культурные, социальные, технологические и экономические аспекты» (повестка секции сформулирована Яниной Рапацкой) были представлены рассуждения аспиранток Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, в контексте проблем современного искусства, обозначенных спикерами первой части третьего дня конференции — в ключе определения категории художественного медиума, синтаксиса и онтологии композиции, спекулятивных теорий в искусстве, концептуального искусства и агентности.

Философской задачей дискуссионной секции «Популярная музыка» было сформулировать, как ведёт себя музыкальное искусство, и отличается ли общее направление развития современных форм творчества музыкантов, саунд-артистов и композиторов от направлений в других видах изящных искусств.

ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ЭКСПОРТНЫХ СТРАТЕГИЯХ РОССИЙСКОГО БЛЭК-МЕТАЛА: ПРАКТИЧЕСКИЙ КЕЙС

Original size 1166x654

В докладе Янины Рапацкой был представлен анализ стратегий, с помощью которых российские блэк-метал проекты продвигаются на глобальной сцене и какую роль в этом играют визуальные коммуникации. Известно, что блэк-метал обладает узнаваемым визуальным кодом, при этом зачастую музыканты стараются создать цельный и эффектный образ группы, чтобы, оставаясь в рамках канона жанра, всё же выделиться в потоке новых релизов. В качестве результата исследования автор предложила фреймворк для взаимодействия с генеративными нейросетями, который позволяет, опираясь на классификацию экспортных стратегий в современной российской музыкальной индустрии, предложенную Марко Биазиоли, создавать уникальные образы и стилистические решения, оставаясь в рамках образности блэк-метала.

0

В ходе представления темы собственного исследования Янина Рапацкая очертила теоретическую рамку поля metal music studies, определяемую аспиранткой как «междисциплинарная предметная область, включающая в себя культурологию, искусствоведение, социологию, философию, психологию, историю, политологию, лингвистику и пр.» и являющуюся деривативом от родового направления «cultural studies» и его подвида «popular music studies».

Опираясь на дискурс пионеров исследований музыки жанра метал — работы Дины Вайнштейн, Кита Кан-Харриса, Роберта Вальзера, Титуса Хьельма, Росса Хагена, автор исследования — Янина Рапацкая — предложила рассматривать музыку жанра метал как комплексное явление, фиксируясь на визуальной части музыкального продукта, как первой точки касания целевого слушателя с музыкой и самой важной составляющей аудиовизуального продукта музыкантов в данном жанре.

0

Проблематизируя предмет исследования — визуальные коды коммуникации в блэк-метале, Янина установила взаимосвязь музыкальной и визуальной эстетических репрезентаций художественного текста в изучаемом жанре, указав на специфический тембральный состав аранжировки в стиле блэк-метал, в котором присутствуют характерные исполнительские приёмы тремоло в звучании гитар (часто с перегрузом), приёмы бласт-бита в секции ударных, а также присутствие экстремального вокала. На уровне синестетического восприятия художников такое звучание ассоциируется по мнению исследовательницы с тёмной, лаконичной и контрастной цветовой гаммой в визуале.

Original size 2008x1118

«Совершенно не обязательно, чтобы сегодня все музыканты направления блэк-метал носили стереотипный чёрно-белый сценический грим, который называется „corpse paint“, и точно так же не обязательно, чтобы все музыканты были одеты в кожу», — отмечает Янина Рапацкая.

0

Янина Рапацкая. Примеры стратегий продвижения с применением моделей визуальной репрезентации отечественных блэк-метал групп.

Original size 2004x1120

Янина Рапацкая поставила себе прикладную задачу: по результатам исследования разработать стратегию интеграции визуализационных нейросетей в творческий процесс создания визуальной репрезентации для блэк-метал групп.

0

Обучив Chat GPT и Midjourney на образцах обложек альбомов выбранных артистов, Янина Рапацкая методами визуального промпт-инжиниринга и с помощью тонких настроек параметров визуализации в Midjourney создала коллекцию обложек альбомов блэк-метал группам для каждой из выбранных стратегий и классифицировала группы промптов по типам стратегий и визуальной репрезентации. Результаты творческих экзерцисов тандема «человек-нейросеть» аспирантка представила в своём докладе.

Original size 2012x1128

При этом исследовательница отметила, что сами блэк-металисты относятся к искусственному интеллекту и генеративным продуктам нейросетей крайне негативно, и всячески поддерживают антропоморфное искусство.

Original size 2004x1088

В заключении Янина Рапацкая отметила, что визуализационные нейросети могут служить музыкантам подручным инструментом для создания референсов для формирования первичного художественного видения при изготовлении обложек альбомов.

С НЕБЕС В АНДЕРГРАУНД: РОЛЬ И СЕМАНТИКА САУНДТРЕКА К ФИЛЬМУ ВИМА ВЕНДЕРСА «НЕБО НАД БЕРЛИНОМ»

Original size 884x496

В докладе Ольги Сыч проанализировано значение и специфика музыкального оформления в фильме Вима Вендерса «Небо над Берлином» (1987). Представленный в формате звуковой дорожки и концертных выступлений, саундтрек в исполнении постпанк-групп «Nick Cave & The Bad Seeds» и «Crime and the City Solution» (1) маркирует поворотные моменты в становлении главной героини фильма, (2) отражает исторические и социокультурные контексты Западного Берлина, в частности, его андерграундную клубную культуру, (3) формирует собственные акценты внутри кинематографического повествования. Музыкальное повествование об интернациональной творческой андерграундной сцене Берлина 80х вплетается в общий контекст истории Германии, перекликаясь глобальными размышлениями о ходе мировой истории. Также доклад предлагал рассуждения автора о восприятии ситуации диалога эстетики и тематики творчества «Nick Cave & The Bad Seeds» и «Crime and the City Solution» с выразительными средствами кинокартины и стилем режиссуры Вима Вендерса.

Original size 2112x1188

«Боже! Что будет с этим мальчиком? Когда он, наконец, образумится? […] Он ничему не учился, кроме рок-н-ролла…»

Original size 2110x1186

Ольга Сыч начинает проблематизацию темы музыки с разбора сцены ожиданий родителей мальчика-рокера в отношении его будущего, отражающего скептицизм обывателей по поводу музыки как профессии, и далее рассказывает о том, как занятия музыкой становились для берлинцев «вынужденной мерой».

Loading...

ХАРАКТЕР ВЛИЯНИЯ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВА НА ЯЗЫК ПОПУЛЯРНОЙ ПОТОКОВОЙ МУЗЫКИ

Original size 2054x984

В докладе Евгении Евпак были представлены результаты целостного анализа потоковой музыки мегапопулярных артистов из топ-чартов IFPI (2020-2023), а также проанализирован музыкальный язык топ-10 ИИ-каверов мировых артистов и альбомов «Neurona» и «404» проекта «Нейронная оборона» с целью обнаружения общности наиболее часто используемых в потоковой и нейросетевой музыке интонационно-ритмических комплексов.

0

В результате критических обобщений эмпирического материала целостного анализа аспирантка приходит к выводам о трансформации языка популярной потоковой музыки в сторону танцевальности и отказа от популярных в 2000-х — 2010-х гг. депрессивных настроений композиций в стиле рэп / хип-хоп с постепенным расцветом жанра этно-техно на мировой (латино) и отечественной (композиции Шамана и Татьяны Куртуковой) стриминговых сценах.

0
Loading...

Отдельным трендом Евгения выделила рост интереса фанатов музыкальных артистов к созданию генеративных мультфильмов на популярные композиции, этот тренд аспирантка подробно осветила 19 апреля 2024 г. на конференции Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ «АВТОР-2024», ставшей логичным продолжением дискуссии о трансформации языка популярной потоковой музыки под влиянием экономических, технологических и социальных факторов развития генеративного искусства на культурные индустрии и институт авторского права.

Loading...

Подробнее: см. Владимир Гурьянов, Евгения Евпак. Нейросетевая визуализация — новый тренд дополнительной монетизации стриминговой музыки [Видеозапись]. // Материалы IV Международной научно-практической конференции Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ «АВТОР-2024». 19 апреля, 2024 г. Тайм-коды 03:40:05 — 04:13:20.

Loading...

Наглядным подтверждением исследовательских гипотез Евгении Евпак стал нейросетевой мультфильм «Москвич-401» к одноимённой песне продюсируемого аспиранткой музыкального инди-рок-проекта W& V, собравший 3700 органических просмотров на YouTube с нулевым рекламным бюджетом. Клип создавался виртуальным художником Виктором Смуртом с использованием статичных изображений, сгенерированных нейросетью Genmo на основе анализа архивных фотографий автомобилей «Москвич» периода 1930-1940-х гг.

0

ДИСКУССИЯ С ОЛЕГОМ ПАЩЕНКО

Original size 2106x1006

В ходе обсуждения «игры в живое-неживое», возникающей в работе композиторов и музыкальных артистов, творящих в первой четверти XXI века в эпоху развития генеративного искусства Олег Пащенко привёл теоретическое обоснование выбора художниками творческого метода из работ Хайдеггера, Делёза и Гваттари, базируясь на концепциях спекулятивного реализма и объектно-ориентированной онтологии.

Композиция в музыке и дизайне как направление творческой деятельности человека в широком смысле продолжает эволюционировать, совершенствуя техники, приёмы и инструменты, и открывая возможности сотворчества не-человеческим акторам и программным кодам. Критическое осмысление этих явлений и изучение развития технологий и творческих практик важно для понимания специфики развития изящных искусств в заданный период времени и в диахронии.

Источники (о направлении «popular music studies»): 1. Колесник, А. С. Популярная музыка в контексте современных культурных исследований: формирование и академизация popular music studies / А. С. Колесник // Общественные науки и современность. — 2015. — № 5. — С. 163-176. — EDN UTEXET. 2. Palmer, Landon. All Together Now: The Beatles, United Artists, and Transmedia Production // Rock Star/Movie Star. — New York: Oxford University Press, 2020. — 288 p. — ISBN 978-0-19-088840-4.

Актуальные проблемы развития популярной музыки
59
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more