
Событие состоялось 12 апреля в HSE CREATIVE HUB в рамках международной научной конференции. Организацией мероприятия занималась Аспирантская школа по искусству и дизайну и Елена Ермаковишна как руководитель площадки.
В программе секции «Популярная музыка: социальные, культурные, технологические и экономические аспекты» аспирантки Школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ Янина Рапацкая, Ольга Сыч и Евгения Евпак представили результаты исследований проблем теоретической концептуализации, производства, упаковки, распространения музыкального контента и восприятия смыслов в музыке таких жанров, как блэк-метал, киномузыка и интеграции генеративной нейросетевой музыки в массовую популярную музыкальную культуру в трёх докладах, в совокупности обозначивших основные направления popular music studies, актуальные сегодня для российских исследователей популярной музыки.
Популярная музыка: социальные, культурные, технологические и экономические аспекты
Модератором дискуссии выступила Евгения Евпак, аспирант Школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, историк цифровой музыки, композитор и музыкальный продюсер.
Эксперты обсудили актуальные вопросы теории, методологии и практических кейсов продюсирования в области исследований популярной музыки. Поговорили о том, какие стратегии и подходы выбирает современный музыкальный художник-исследователь.
Конференция проходила в полувиртуальном формате.

Исследуя проблемы популярной музыки в контексте развития креативных индустрий
4 Chords | Music Videos | The Axis Of Awesome [YouTube]
Внимание к феномену массовой распространяемой музыки, зафиксированное в академических работах Теодора Адорно «Введение в социологию музыки» (Адорно, 1999) и музыковедов А. Ф. Мура «Анализируя популярную музыку» (Moore, 2003) и «Рок, первичный текст: развивая музыкологию рока» (Moore, 1993), и Р. Фридмана «Битлз: слова без музыки» (Friedman, 1968) ещё в 1960–1970 гг., было связано с выделением исследований массовой популярной музыки из родового направления «cultural studies» в самостоятельную дисциплину на фоне изучения культурного феномена группы Битлз (Колесник, 2015). За более чем полувековую историю к 20-м годам XXI века направление «popular music studies» значительно эволюционировало, и представляет сегодня самостоятельное значение в контексте искусствоведения и социально-гуманитарных наук, что и будет доказано в настоящем лонгриде на материале аспирантских докладов.
The Beattles — Yellow Submarine (cartoon, remastered). The Beattles, 15 Dec., 2017 [YouTube]
ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА В ФОКУСЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ
Культурный феномен «битломании», описанный в монографии Р. Фридмана «Битлз: слова без музыки» (Friedman, 1968), послужил трамплином для развития направлений оп-арт и поп-арт, задав в мультфильме «Жёлтая подводная лодка» (1968, режиссёр Джордж Даннинг) новые траектории разработки методов рисовки, внедрение в сюжет и образы персонажей множества культурных отсылок и карикатур. Мультфильм иллюстрировал популярную песню группы Битлз «Yellow Submarine» и включал в себя песни Битлз из альбомов «Rubber Soul», «Revolver» и «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», а также специально написанные Джорджем Харрисоном, Полом Маккартни и Джоном Ленноном для мультфильма песни «Only a Northern Song», «It’s All Too Much», «All Together Now» и «Hey Bulldog». Сюжет мультфильма, мифологизирующий популярную музыкальную группу в образе протагонистов из «Оркестра клуба одиноких сердец сержанта Пеппера», противопоставляемых Синим Жадинам и Свирепой Летающей Перчатке, утверждал и поэтизировал силу музыки («есть только один способ спастись [от Синих Жадин] — пение…» — цит. по: Palmer, 2020, p. 84).
Последовавшие в 1969 г. за премьерами мультфильма в Великобритании и США выпуски игрушек производства компании Corgi Classics по сюжету мультфильма и расширение мерча от игрушек производства компании FarLane Toys и игрушечной субмарины компании — производителя игрушечных автомобилей Hot Wheels в 1990-х гг. до коллекции тематических носков от шведской компании Happy Socks в 2017 г. свидетельствуют о высоком трансмедийном потенциале истории, рассказанной солистами группы Битлз, в песне про «Жёлтую подводную лодку». Таким образом, развитие направления трансмедийного продюсирования и продвижения в популярной музыке можно считать берущим начало, в том числе, из истории успеха группы Битлз и «Жёлтой подводной лодки».
Gorillaz — Clint Eastwood (Official Video). Gorillaz, 28, Jun, 2016 [YouTube]
Успешный опыт The Beatles, переосмысленный в реалиях мультипликационных техник искусства эпохи постмодернизма, воплощён в визуализациях к клипам группы Gorillaz, визуальные образы музыкантов в этом случае неразрывно связываются с анонимизированными персонажами их мультипликационных клипов. Так песенная музыка отходит на второй план, уступая место визуальным нарративам вокруг вечных сюжетов и аллегорий в песенном творчестве музыкальных коллективов. Описываемый поворот в сторону анализа визуальной репрезентации смыслов песен будет рассмотрен далее подробно в докладе Янины Рапацкой «Визуальные коммуникации в экспортных стратегиях российского блэк-метала».
Институционализация popular music studies в академическом поле
Говоря об академизации и институционализации направления популярной музыки в мировой и отечественной исследовательских практиках, необходимо отметить следующие ключевые вехи. В 1981 г. Чарльзом Хэмом и Саймоном Фритом в Великобритании создаётся Международная ассоциация по изучению популярной музыки (IASPM), и в это же время появляется журнал «Popular Music» (ISSN: 0261-1430 (Print), 1474-0095 (Online)) с целью публикаций проблемных статей, посвящённых описанию теории, методологии и оригинальных исследований в области популярной музыки. В 1988 году при Отделении музыковедения Ливерпульского университета создаётся Институт популярной музыки (Institute of Popular Music — IPM), получивший статус первого в Великобритании научно-образовательного центра с фокусом на производство нового научного знания о популярной музыке (Колесник, 2015 — там же, с. 170).
Ливерпульский Институт популярной музыки появился благодаря идее директора Музея Мерсисайд в Ливерпуле сэра Ричарда Фостера, состоявшей в его желании представить историю популярной культуры Ливерпуля в экспозиционном пространстве и учреждении высшего образования. В 2002 г. Ливерпульский Институт популярной музыки стал штаб-квартирой Международной ассоциации по изучению популярной музыки. Так, через взаимодействие выставочно-галерейных пространств с учреждением высшего образования, popular music studies интегрируется в направление культурной урбанистики.
О междисциплинарном подходе культурной урбанистики и изучении диегетических свойств саундтрека в фильме Вима Вендерса «Небо над Берлином» далее подробно речь пойдёт в докладе Ольги Сыч.
Параллельно с институционализацией изучения популярной музыки меняются подходы к определению предмета и объекта новой дисциплины. Важные отраслевые конференции, повлиявшие на развитие popular music studies — «Popular Music and Social Reality» (Берлин, 15–20 июля 1991 г.); «European Routes Conference» (Ливерпуль, 19–20 марта 1994 г.); «Popular Music: Aesthetics versus Sociology?» (Оксфорд, 26 октября 1996 г.), и события IASPM UK & Ireland, среди которых следует особо упомянуть конференции «Sound as Art: Sound in History. Sound as Culture: Sound in Theory» (Дания, университет Аархус, 23–25 сентября 2010 г.) и конференцию «Pop — Power — Positions. Global Relations and Popular Music» серии IASPM D-A-CH (Берн, 2018 г.).
Ближайшая конференция IASPM «Метаданные: популярная музыка и её метаморфозы» запланирована к проведению в Университете Цюриха 7–9 ноября 2024 года, и включает проблематизацию вопросов музыкального стриминга, творческого взаимодействия «человек-нейросеть» и посвящена музыкологическому и культурологическому осмыслению цифровых систем и их эффектов.
Комплексный подход к рассмотрению цифровизации музыкальной индустрии и изучение эффектов проникновения алгоритмов генеративной эстетики продуктов музыкальных нейросетей в массовую распространяемую музыку представлен в докладе Евгении Евпак, который также анализируется в настоящем лонгриде.
В восприятии отечественных исследователей изучение феноменологии популярной музыки наиболее полноценно артикулировано в монографии А. И. Вейценфельда «Массовая музыкальная культура» (Вейценфельд, 2020) и в двухтомнике под редакцией Льва Ганкина «Новая критика»: «Звуковые образы постсоветской поп-музыки» и «Контексты и смыслы российской поп-музыки» (ИМИ, 2021). Из академических исследователей популярной музыки наиболее актуальные в глобальном контексте подходы отражены в публикациях Дарьи Журковой (Государственный Институт Искусствознания).
В фокусе обсуждения проблем популярной музыки в рамках секции «Популярная музыка: культурные, социальные, технологические и экономические аспекты» (повестка секции сформулирована Яниной Рапацкой) были представлены рассуждения аспиранток Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, в контексте проблем современного искусства, обозначенных спикерами первой части третьего дня конференции — в ключе определения категории художественного медиума, синтаксиса и онтологии композиции, спекулятивных теорий в искусстве, концептуального искусства и агентности.
Философской задачей дискуссионной секции «Популярная музыка» было сформулировать, как ведёт себя музыкальное искусство, и отличается ли общее направление развития современных форм творчества музыкантов, саунд-артистов и композиторов от направлений в других видах изящных искусств.
ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ЭКСПОРТНЫХ СТРАТЕГИЯХ РОССИЙСКОГО БЛЭК-МЕТАЛА: ПРАКТИЧЕСКИЙ КЕЙС
В докладе Янины Рапацкой был представлен анализ стратегий, с помощью которых российские блэк-метал проекты продвигаются на глобальной сцене и какую роль в этом играют визуальные коммуникации. Известно, что блэк-метал обладает узнаваемым визуальным кодом, при этом зачастую музыканты стараются создать цельный и эффектный образ группы, чтобы, оставаясь в рамках канона жанра, всё же выделиться в потоке новых релизов. В качестве результата исследования автор предложила фреймворк для взаимодействия с генеративными нейросетями, который позволяет, опираясь на классификацию экспортных стратегий в современной российской музыкальной индустрии, предложенную Марко Биазиоли, создавать уникальные образы и стилистические решения, оставаясь в рамках образности блэк-метала.
В ходе представления темы собственного исследования Янина Рапацкая очертила теоретическую рамку поля metal music studies, определяемую аспиранткой как «междисциплинарная предметная область, включающая в себя культурологию, искусствоведение, социологию, философию, психологию, историю, политологию, лингвистику и пр.» и являющуюся деривативом от родового направления «cultural studies» и его подвида «popular music studies».
Опираясь на дискурс пионеров исследований музыки жанра метал — работы Дины Вайнштейн, Кита Кан-Харриса, Роберта Вальзера, Титуса Хьельма, Росса Хагена, автор исследования — Янина Рапацкая — предложила рассматривать музыку жанра метал как комплексное явление, фиксируясь на визуальной части музыкального продукта, как первой точки касания целевого слушателя с музыкой и самой важной составляющей аудиовизуального продукта музыкантов в данном жанре.
Проблематизируя предмет исследования — визуальные коды коммуникации в блэк-метале, Янина установила взаимосвязь музыкальной и визуальной эстетических репрезентаций художественного текста в изучаемом жанре, указав на специфический тембральный состав аранжировки в стиле блэк-метал, в котором присутствуют характерные исполнительские приёмы тремоло в звучании гитар (часто с перегрузом), приёмы бласт-бита в секции ударных, а также присутствие экстремального вокала. На уровне синестетического восприятия художников такое звучание ассоциируется по мнению исследовательницы с тёмной, лаконичной и контрастной цветовой гаммой в визуале.
«Совершенно не обязательно, чтобы сегодня все музыканты направления блэк-метал носили стереотипный чёрно-белый сценический грим, который называется „corpse paint“, и точно так же не обязательно, чтобы все музыканты были одеты в кожу», — отмечает Янина Рапацкая.
Янина Рапацкая. Примеры стратегий продвижения с применением моделей визуальной репрезентации отечественных блэк-метал групп.
Янина Рапацкая поставила себе прикладную задачу: по результатам исследования разработать стратегию интеграции визуализационных нейросетей в творческий процесс создания визуальной репрезентации для блэк-метал групп.
Обучив Chat GPT и Midjourney на образцах обложек альбомов выбранных артистов, Янина Рапацкая методами визуального промпт-инжиниринга и с помощью тонких настроек параметров визуализации в Midjourney создала коллекцию обложек альбомов блэк-метал группам для каждой из выбранных стратегий и классифицировала группы промптов по типам стратегий и визуальной репрезентации. Результаты творческих экзерцисов тандема «человек-нейросеть» аспирантка представила в своём докладе.
При этом исследовательница отметила, что сами блэк-металисты относятся к искусственному интеллекту и генеративным продуктам нейросетей крайне негативно, и всячески поддерживают антропоморфное искусство.
В заключении Янина Рапацкая отметила, что визуализационные нейросети могут служить музыкантам подручным инструментом для создания референсов для формирования первичного художественного видения при изготовлении обложек альбомов.
С НЕБЕС В АНДЕРГРАУНД: РОЛЬ И СЕМАНТИКА САУНДТРЕКА К ФИЛЬМУ ВИМА ВЕНДЕРСА «НЕБО НАД БЕРЛИНОМ»
В докладе Ольги Сыч проанализировано значение и специфика музыкального оформления в фильме Вима Вендерса «Небо над Берлином» (1987). Представленный в формате звуковой дорожки и концертных выступлений, саундтрек в исполнении постпанк-групп «Nick Cave & The Bad Seeds» и «Crime and the City Solution» (1) маркирует поворотные моменты в становлении главной героини фильма, (2) отражает исторические и социокультурные контексты Западного Берлина, в частности, его андерграундную клубную культуру, (3) формирует собственные акценты внутри кинематографического повествования. Музыкальное повествование об интернациональной творческой андерграундной сцене Берлина 80х вплетается в общий контекст истории Германии, перекликаясь глобальными размышлениями о ходе мировой истории. Также доклад предлагал рассуждения автора о восприятии ситуации диалога эстетики и тематики творчества «Nick Cave & The Bad Seeds» и «Crime and the City Solution» с выразительными средствами кинокартины и стилем режиссуры Вима Вендерса.
«Боже! Что будет с этим мальчиком? Когда он, наконец, образумится? […] Он ничему не учился, кроме рок-н-ролла…»
Ольга Сыч начинает проблематизацию темы музыки с разбора сцены ожиданий родителей мальчика-рокера в отношении его будущего, отражающего скептицизм обывателей по поводу музыки как профессии, и далее рассказывает о том, как занятия музыкой становились для берлинцев «вынужденной мерой».
ХАРАКТЕР ВЛИЯНИЯ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВА НА ЯЗЫК ПОПУЛЯРНОЙ ПОТОКОВОЙ МУЗЫКИ
В докладе Евгении Евпак были представлены результаты целостного анализа потоковой музыки мегапопулярных артистов из топ-чартов IFPI (2020-2023), а также проанализирован музыкальный язык топ-10 ИИ-каверов мировых артистов и альбомов «Neurona» и «404» проекта «Нейронная оборона» с целью обнаружения общности наиболее часто используемых в потоковой и нейросетевой музыке интонационно-ритмических комплексов.
В результате критических обобщений эмпирического материала целостного анализа аспирантка приходит к выводам о трансформации языка популярной потоковой музыки в сторону танцевальности и отказа от популярных в 2000-х — 2010-х гг. депрессивных настроений композиций в стиле рэп / хип-хоп с постепенным расцветом жанра этно-техно на мировой (латино) и отечественной (композиции Шамана и Татьяны Куртуковой) стриминговых сценах.
Отдельным трендом Евгения выделила рост интереса фанатов музыкальных артистов к созданию генеративных мультфильмов на популярные композиции, этот тренд аспирантка подробно осветила 19 апреля 2024 г. на конференции Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ «АВТОР-2024», ставшей логичным продолжением дискуссии о трансформации языка популярной потоковой музыки под влиянием экономических, технологических и социальных факторов развития генеративного искусства на культурные индустрии и институт авторского права.
Подробнее: см. Владимир Гурьянов, Евгения Евпак. Нейросетевая визуализация — новый тренд дополнительной монетизации стриминговой музыки [Видеозапись]. // Материалы IV Международной научно-практической конференции Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ «АВТОР-2024». 19 апреля, 2024 г. Тайм-коды 03:40:05 — 04:13:20.
Наглядным подтверждением исследовательских гипотез Евгении Евпак стал нейросетевой мультфильм «Москвич-401» к одноимённой песне продюсируемого аспиранткой музыкального инди-рок-проекта W& V, собравший 3700 органических просмотров на YouTube с нулевым рекламным бюджетом. Клип создавался виртуальным художником Виктором Смуртом с использованием статичных изображений, сгенерированных нейросетью Genmo на основе анализа архивных фотографий автомобилей «Москвич» периода 1930-1940-х гг.
ДИСКУССИЯ С ОЛЕГОМ ПАЩЕНКО
В ходе обсуждения «игры в живое-неживое», возникающей в работе композиторов и музыкальных артистов, творящих в первой четверти XXI века в эпоху развития генеративного искусства Олег Пащенко привёл теоретическое обоснование выбора художниками творческого метода из работ Хайдеггера, Делёза и Гваттари, базируясь на концепциях спекулятивного реализма и объектно-ориентированной онтологии.
Композиция в музыке и дизайне как направление творческой деятельности человека в широком смысле продолжает эволюционировать, совершенствуя техники, приёмы и инструменты, и открывая возможности сотворчества не-человеческим акторам и программным кодам. Критическое осмысление этих явлений и изучение развития технологий и творческих практик важно для понимания специфики развития изящных искусств в заданный период времени и в диахронии.
Источники (о направлении «popular music studies»): 1. Колесник, А. С. Популярная музыка в контексте современных культурных исследований: формирование и академизация popular music studies / А. С. Колесник // Общественные науки и современность. — 2015. — № 5. — С. 163-176. — EDN UTEXET. 2. Palmer, Landon. All Together Now: The Beatles, United Artists, and Transmedia Production // Rock Star/Movie Star. — New York: Oxford University Press, 2020. — 288 p. — ISBN 978-0-19-088840-4.