Original size 790x1191

Опасная безопасность

PROTECT STATUS: not protected
10

Тема чужой, частной жизни интересует людей по всему миру, вне зависимости от национальности и месторасположения. Сейчас частная жизнь охраняется законом, и многие люди стараются не выставлять ее на передний план, оставляя себе место для тайны и личного пространства.

Но…

Концептуальная рамка

big
Original size 2048x1366

Арне Свенсон «В Окне»

Впервые о слежке я задумалась в тот момент, когда мне сообщили, что за мной наблюдет сосед из окна напротив. Я стала закрывать шторы, после казалось, что все наблюдают на улице, потом в личной комнате. Я нигде не чувствовала себя в безопасности, и поэтому решила изучить эту проблему в дипломном проекте. Через свой опыт, я хотела показать другим, насколько эта проблема глобальная и актуальная в современном мире.

Визуальное исследование

Жизнь многих людей стала более тревожной, с появлением технологий наблюдения.

Данное исследование обратится к опыту подглядывания у разных художников, которые интерпретировали эту тему в своем творчестве.

Original size 2048x1366

Арне Свенсон «В Окне»

При помощи визуального исследования я выделила основные формы подглядывания, и структурировала их по главам.

Среди них:

  1. Непосредственное подглядывание (Подглядывание как стратегия)
  2. Инсценировка подглядывания (Без нарушения права человека на личную жизнь)
  3. Пространство подглядывания (Инсталляции)
  4. Found footage

Исследование включает проекты художников, которые интерпретировали тему подсматривания в своем творчестве. Они обращаются к ней за разными целями, но так или иначе, показывают нашу незащищенность в современном мире, когда частная жизнь рискует стать достоянием публики.

0

Майкл Вульф «Прозрачный город», 2006. Фрагмент

Проект «Опасная безопасность», посвященный проблеме наблюдения

Часть I: Выставка 8/04/24 — 13/04/24 Выставка в галерее «Iragui Gallery»

Часть II: Виртуальное пространство Компьютерная игра «Опасная безопасность»

Часть III: Событийная программа Let’s Play: Реакции на разработанную игру

Часть I: Выставка

Original size 5262x3508

Фото с выставки Фотограф: Диана Ушкар

Все смешалось в этом доме, трудно разобрать, где публичное и где частное пространство. Чья эта квартира? Откуда здесь произведения искусства, если это жилое пространство? Дом коллекционера? Или это подарки? Или охранник в музее выставочного зала решил держаться, как дома? А может та скульптура и есть человек, живущий здесь, уставший от постоянного наблюдения? Почему на фотографиях разные рамки? Хм, перед телевизором стулья, а не диван, неужели в этой квартире нет места современному комфорту? Предметы наталкивают нас на разные размышления о деятельности и жизненном мире обитателей этого пространства. Как было бы интересно поставить камеру и понаблюдать за ними…

Loading...
Original size 1304x953

Схема расположения экспонатов

Художники, принимающие участие в выставке, — студенты или недавние выпускники различных образовательных программ по современному искусству: Школа дизайна НИУ ВШЭ, Школа Родченко, University of Arts London.

1| Юлия Хоботова. Зерна Граната. 2021 (выпускник — Школа Родченко)

2| Алиса Мюдеррисоглу. Анатомия ткани. 2024 (выпускник — Школа дизайна)

3| Ибадова Амина. Доска почета. 2024 (студент — University of arts London)

4| Александра Замуруева. Вне дома. 2022 (студент — Школа Дизайна)

Юлия Хоботова/ Зерна Граната/ 2021/ Серия фотографий

Original size 1327x956

Фото с выставки Фотограф: Диана Ушкар

В греческой мифологии гранат — это символ перехода в царство мертвых и в то же время возрождения к новой жизни.

Фотография по своей природе двойственна. С одной стороны она сковывает время, набрасывает петлю, надевает посмертную маску, молниеносно хоронит без церемоний и оплакивания.

С другой стороны фотография воскрешает прошлое с неумолимой достоверностью всех деталей и нюансов так, как недоступно памяти и ни одному словесному описанию.

Воспоминания часто вызывают боль, даже если они касаются светлого и радостного. Чем больше контраст между прошлым и настоящим, тем сильнее и невыносимее боль от невозможности вернуть этот момент.

Эта история возникла из спонтанной встречи двух посторонних друг другу людей и проявления сострадания к человеку, который подошел к жизненному рубежу, где будущее не ощущается, а настоящее представляется тупиком. В этом маленьком пространстве момента остается только сесть на табурет и «закурить напоследок». Герой не удивился моему предложению сделать серию снимков, как будто он ждал, когда кто-то придет и разворошит его прошлое.

Снимая портреты, фотограф принимает некую форму безмолвной исповеди. Обычно герой фиксируется на каком-то определенном состоянии в момент создания кадра. Все остальное, что остается за кадром, остается невысказанным — воспоминания, неоправданные ожидания, боль от потерь, желание быть или казаться, радоваться или горевать, прожить или остановиться в моменте. Каждое воспоминание героя повисало в вязкой атмосфере и как тяжелый и переспелый плод, падало и катилось прочь.

Алиса Мюдеррисоглу/ Анатомия Ткани/ 2024 Скульптура

Фото с выставки Фотограф: Диана Ушкар

В проекте «Анатомия ткани» создается хрупкое антропоморфное тело в процессе обозначения своей идентичности — суррогат «объемного я». Полупрозрачная, спадающая складками ткань, сливается с телом, подобно коже. Отделенная от плоти оболочка скрывает внутренние процессы организма, которому принадлежала. Сакральное в обтекаемой и безличной форме впоследствии превращается в новый принцип чистой автономии. Несуществующее тело открыто к самодостаточному существованию, ощущениям, касаниям, прикосновению взгляда зрителя.

Ибадова Амина/ Доска почета/ 2024 Графика

Original size 1467x956

Фото с выставки Фотограф: Диана Ушкар

На «досках почета» или «красных досках» с советского времени размещаются портреты наиболее успешных работников, сотрудников предприятия или учеников школы. Стенды являются напоминанием о необходимости достижения этого «образца качества», создавая ощущения напряжения и безмолвной слежки.

Взяв за основу портреты учеников своего лицея, отличившихся победой в школьных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, я воссоздаю образы людей по памяти, невольно упуская конкретные черты. Они становятся оболочкой, которая лишь призвана демонстрировать успех, но ничего не рассказывает о личности самого человека.

Ученики на доске почета не только следят за достижениями других, но и сами превращаются в объекты наблюдения под взглядом посторонних.

В процессе работы, воспроизводя образы людей, я неоднократно вспоминала их и задумывалась: «А кем же мы стали сейчас? И что принесли с собой в будущее с этой доски почета?».

Александра Замуруева/Вне дома/ 2022 Инсталляция, видео-арт

Original size 1971x956

Фото с выставки Фотограф: Диана Ушкар

По причине довольно частых переездов я не имею однозначного ответа на вопрос, что для меня дом. Так получилось, что моя привязанность к новому жилищу не успевала сформироваться, а потом я и вовсе начала расценивать каждое последующее место жительства исключительно как временное и не испытывать к нему привязанности.

Несмотря на это, очень часто у меня возникает желание вернуться домой. За ним не стоит какое-то конкретное место. Но у меня есть четкое представление о том, куда я хотела бы возвращаться. Пока это лишь образ в моей голове.

В видео я хожу по улицам и изучаю дома через окна. Эта прогулка отражает моё состояние в течение жизни. Находясь за пределами здания, я пытаюсь сократить дистанцию и оказаться внутри, но это невозможно. Так же невозможно, как попасть в образ дома, который у меня сложился.

0

Фото с выставки Фотограф: Диана Ушкар

Часть II: Виртуальная вселенная Компьютерная игра «Опасная безопасность»

Фото с выставки Фотограф: Диана Ушкар/ Скриншот игры

Мы постоянно попадаем под несанкционированное наблюдение. И нет, это не паранойя, а реальность. Иногда этому наблюдению помогает также искусственный интеллект. Невидимые базы пополняются информацией о нас, о каждом шаге и поступке. Система видеоанализа в публичных пространствах позволяет отслеживать подозрительных людей, распознавать и сопоставлять их лица, следить за ними. А что если эта система наблюдения переключится на Ваш офис или квартиру? Где мы будем защищены от взглядов извне?

Игра, разработанная командой студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ, переносит нас по ту сторону экрана, где уже Вы наблюдаете за происходящим и помогаете отслеживать действия людей. Попробуйте себя в роли профессионального подсматривающего и найдите тех, кто по-вашему нарушает порядок.

Loading...

Видеоигра, которая передает атмосферу наблюдения и вторжения в частную жизнь, при помощи средств видеонаблюдения. Игра должна передавать чувство отсутствия безопасности.

Основа — система видеоанализа, применяемая в музеях. Однако, периодически камера переключается на какие-то частные пространства, такие как квартира, а потом мы снова переключаемся в публичный режим: трамвай, выставка…

Original size 1466x898

Начальный экран с правилами

Система анализирует поступки и действия персонажей игры. И маркирует, те что нарушают базовые конвенции (например: не оплатил проезд в трамвае). Задача игрока — вовремя среагировать на эти предупреждения и заставить персонажа подчиняться правилам.

Original size 1471x813

Правила игры

Игрок становится надзирателем, профессиональным подсматривающим. Этот опыт может показать насколько легко оказаться по ту сторону и как мало мы защищены от чужих взглядов.

Original size 1532x1080

Кадр из игры

Все экспонаты, представленные на выставке — появляются в игре. Мы переосмысляем их, помещая в новое пространство, разграничивая и давая каждому из них место для проецирования. Игра была доступна на выставке.

Гейм-дизайнер: Кукин Аркадий Аниматор: Ковалькова Сева Куратор: Гузеева Елена

Часть III: Let’s Play

Loading...

«Всех кого надо осуждать, осуждаю — остальных одобряю» Агата Морозова

«Дорого обвинять всех просто так, к сожалению» Игорь Веселкин

«У этой игры есть большой потенциал» Агата Морозова

«Довольно залипательно» Григорий Гришин

«Необычно, достаточно интересно» Игорь Веселкин

Опасная безопасность
10
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more