

По традиции кино рассматривает человеческую речь как главный носитель смысла, инструмент продвижения сюжета. Диалоги, монологи, закадровый голос — всё это служит логоцентричному ядру повествования, где слово есть прямое выражение идеи. Однако существует иной взгляд на речь: когда её намеренно лишают своего семиотического первенства.

Она перестает быть просто «текстом» и превращается в звуковой феномен, материал для создания новой реальности. Когда логос редуцируется техническими и режиссерскими методами, на первый план выходит аффективная основа речи: её интонация, ритм, тембр, шум, становящиеся мощнейшими инструментами для создания смысловых ключей и усиления подтекста.

кинокартины: «Астенический синдром», «Хрусталев, машину!», «Твин пикс: Сквозь огонь», «Тише!», «Безумный Пьеро», «Андрей Рублев», «Чувствительный милиционер»
Эти фильмы — шкатулка, наделенная нестандартными формулами речи и её использования. Голос человека — звук, вибрация, сентенция, физическое воплощение переживания или форма абсурда.
Режиссеры извлекают из человеческого голоса не смысл, а вибрацию, которая воздействует на зрителя напрямую, минуя логическое осмысление. Звук становится физиологическим переживанием. Заикание, шепот, невнятное бормотание, крик, переходящий в надрыв, пауза, длящаяся дольше допустимого, всё это не просто «особенности речи», а самостоятельные нарративные единицы, несущие большой эмоциональный заряд.