
РУБРИКАТОР
I. Концепция II. Трагическая судьба и сложный характер художника III. Исторический контекст. Религиозная война IV. Фирменные приемы Караваджо V. Изменение иконографии VI. Узнаваемые черты Караваджо в работах его последователей VII. Заключение
I. КОНЦЕПЦИЯ
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610 гг.) — итальянский художник, чье имя осталось в истории навсегда. Реформатор, убийца, гений реализма и мастер барокко — Караваджо можно называть по-разному и относиться к нему по-разному. Но отрицать тот факт, что именно этот художник перевернул все представление о живописи и дал дальнейшее полностью переосмысленное развитие искусству нельзя. Караваджо появился в один из самых переломных моментов в искусстве в Европе. Это то время, когда прошлое уже не имеет значения, но что-то новое еще пока не наступило. Время религиозных войн, смены эпох, Контрреформации, конец Возрождения и поиск чего-то нового. В такой период нестабильности люди не хотели видеть на картинах гармонию, признанные идеалы и спокойствие. Была потребность в эмоциях, натурализме, настоящей драматичности и театральности. Так и произошло рождение главного стиля конца XVI и начала XVII века — рождение барокко. И об одном из самых главных представителей этого художественного стиля пойдет речь в моем визуальном исследовании.
Это человек, который обладал особенным мозгом и невероятным талантом. Он всю жизнь отказывался просто повторять работы других художников, он привносил что-то новое, то, чего еще действительно не существовало в искусстве того времени. Итальянский мастер всегда стоял на своем и гнул свою линию в искусстве, несмотря на огромное количество осуждений в его сторону. И тут я задумалась, почему же его так все любили и так все ненавидели?
Как его взбалмошный характер повлиял на его работы? Насколько шокирующим было для людей в конце XVI века видеть картины Караваджо, в которых так мастерски сочетается жестокость и святость? Как люди относились к его безжалостной «правде», написанной кистью прямо на полотнах? В чем именно заключается его новаторство? Как изменилась иконография под его влиянием? И в конце концов, как же он так по-особенному умел видеть религию в обычной повседневной жизни? Таким образом, у меня возник сильный интерес к Караваджо и его способу так неподдельно и без какой-либо фальши изображать знакомые всем религиозные сюжеты в своей исключительной, ни на что не похожей манере, пронизанной жестоким реализмом, настоящей страстью, божественностью и мольбой о прощении. Главным вопросом моего исследования является, как Караваджо повлиял на искусство того времени, и как его работы изменили людское представление о религии и религиозных сюжетах в живописи. Его искусство стало мощным инструментом в религиозной войне, теперь мы видим не идеальную картину высоких нравственных идеалов, а настоящую жизнь со всеми изъянами. Перед нами не образы святых, а обычные люди со своими несовершенствами, которых спокойно можно встретить на улице.
«Я без конца слышу, что искусство не обязано в точности передавать действительность. А если всё наоборот? Что, если мне это под силу? Я живу в реальности, я существую в ней и ничего кроме неё не знаю. От глаз — к разуму, от разума — к руке, от руки — к сердцу».
Цитата из документального фильма про Караваджо «Караваджо. Душа и кровь» 2018 год
Моей задачей является изучить такой реалистичный подход Караваджо к написанию религиозных сюжетов, его приоритет эмоциональной вовлеченности каждого зрителя над проповедями и наставлениями, и, конечно, сравнить с тем, какой иконография была раньше, до Караваджо.
Свое визуальное исследование я хочу структурировать на несколько пунктов. В начале я бы хотела изучить особый характер Караваджо и его непростую судьбу, так как она оказала большое влияние на его работы, некоторые из которых он писал для того, чтобы получить прощение за собственные совершенные грехи. После, уделить внимание историческому контексту и социальной обстановке в конце XVI и начале XVII века, это важно для понимания времени, в которое творил художник и какие цели он преследовал.
В следующем блоке поговорить о фирменных приемах итальянского мастера — использование контраста света и тени, узнать, что он означает и для чего нужен с помощью главных шедевров и также драматичном психологизме. После этого, наконец-то перейти к новаторству Караваджо, изучить его жестокий реализм и отсутствие святости в религиозных сюжетах, непривычную композицию, акцент на эмоциях, жизненной правде и на том, что библейские сюжеты могут происходить и по сей день. В завершение исследования, я хочу рассмотреть работы последователей Караваджо, то, как они использовали его приемы, добавляли театральность, усиливали светотеневые контрасты или же, наоборот, писали менее провокационно.
Для написания моего исследования я использовала такие текстовые источники, как: биография Караваджо, современные научные материалы и статьи, книги авторитетных искусствоведов и историков, образовательные видео и подкасты о Караваджо и его влиянии на религиозную живопись.
При выборе материала для визуального исследования я отдавала предпочтения более поздним религиозным работам Караваджо, где он уже пришел к своему фирменному стилю, темному фону, более сильно выраженному контрасту света и тени и выстроенной композиции.
II. Трагическая судьба и сложный характер художника
Портрет Караваджо. Оттавио Леони, около 1621 г.
Невозможно изучать картины Караваджо, не зная непростой характер художника и его тяжелую судьбу. Это две неотделимые части, которые сильно связаны между собой. Микеланджело Меризи да Караваджо родился в 1571 году в Италии. Его мама одна в Милане пыталась прокормить Микеланджело, его братьев и сестру, так как отец Караваджо умер от чумы. Уже в таком маленьком возрасте это научило художника тому, что человеческая жизнь очень хрупка и быстротечна. Идея мимолетности жизни потом будет проявляться на его полотнах не раз. Тогда в городе была довольно неспокойная обстановка: испанское господство, экономический и социальный упадок. Многие странные и опасные люди переезжали туда для заработка или же из-за мнимого стремления к лучшей жизни. Такой напряженный город и уже мятежный характер мальчика дали о себе знать и Караваджо впервые попал в тюрьму, в 13 лет. Это произошло из-за драки в таверне, которая могла закончиться убийством. Его мать уже понимала взрывной характер своего ребенка и пыталась ему помочь, отдав Микеланджело обучаться в мастерскую Симоне Петерцано. Ему быстро понравилась живопись, он мог подолгу проводить время в мастерской, но, к сожалению матери, большего влияния на ребёнка это не оказало. Он все так же плохо себя вел, сбегал, устраивал грабежи, драки и каждый раз сталкивался с суровой правдой жизни.


Автопортрет Симоне Петерцано, 1589 год «Погребение Христа» Симоне Петерцано, 1584–1588 гг.
Казалось, что все так и будет идти своим чередом, но в 1590 году происходит событие, после которого характер и поведение Караваджо еще больше ухудшается в связи со смертью матери и унаследованных денег. Произошла ситуация, из-за которой Микеланджело был вынужден бежать из Милана. В одной из пьяных драк будущий художник совершил убийство и решил скрыться в Риме. Из-за религиозной войны и конфликта католической церкви с протестантами, о которой я расскажу в следующем блоке, профессиональные навыки в живописи Караваджо могли быть очень востребованы. Так и оказалось, картины Караваджо стали мощным инструментом в руках церкви, они разговаривали со зрителем библейскими сюжетами, но только в реальном повседневном нашем мире, благодаря чему не ощущалась дистанция. Так, у Караваджо появилась слава, разлетевшейся по всему Риму, предложения о покровительстве и приемы в самых богатых домах города, но вдобавок он получил много осуждений, так как-то, что делал он — в искусстве не делал никто. Из-за своего бескомпромиссного характера он писал только то, что он считает нужным и как считает нужным, не слушал никого и никогда не поддавался чужому мнению. Он принципиально отказывался от подражания работам мастеров прошлого и видел только ложь в их идеализированных картинах. Он был верен только себе, бесконечно скитался по трущобам и смотрел на обычных людей, видя в них красоту, даже в тех, в ком ее быть точно никак не могло. И изображал их же на своих полотнах. Он — главное оружие католической церкви, контракт в 1599 году на написание двух религиозных картин, посвященных святому Матфею евангелисту.


«Юдифь и Олоферн» Караваджо, 1599 год «Ужин в Эммаусе» Караваджо, 1601 год
Известность и величие — два слова, описывающих жизнь Караваджо, но опять не на долгое время, так как характер молодого человека становился все хуже и хуже. Он совершил убийство, и за его голову была назначена награда. В 1606 году на площадке для игры в мяч Караваджо проиграл аристократу 10 эскудо (испанские и португальские золотые монеты XV–XVIII веков). Случилась драка, в ходе которой аристократ из очень влиятельной семьи умер. Утром художник был объявлен в розыск. Но и тут ему удалось сбежать. Сначала в Неаполь, а потом уже в Мальту, где ему необходимо было получить покровительство Мальтийского ордена для собственной защиты, и он это сделал, написав магистра ордена Алофа де Виньякура на своем полотне «Пишущий Святой Иероним», тот написал письмо в Рим с просьбой и пришло согласие.
«Пишущий Святой Иероним» Караваджо, 1607–1608 гг.
После этого Караваджо стал вести праведный образ жизни и начал больше творить. За время проведенное на Мальте, было написано много шедевров. Итальянский мастер надеялся получить прощение за свои грехи. Например, «Семь деяний милосердия», «Мадонна с четками», «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Последняя картина, кстати, единственная работа, которую Караваджо подписал (его подпись можно увидеть в крови, вытекающей из раны на шее Иоанна). И не просто так, ведь связка ключей на поясе тюремщика — это образ ключей от ворот Рая, но только перед нами тюремная камера и темный фон, потому что каждый человек должен пройти через определённые страдания, чтобы попасть в Рай. Так и Караваджо надеялся, что будет прощен.


«Семь деяний милосердия» Караваджо, 1606–1607 гг. «Мадонна с чётками», Караваджо около 1607 года


«Усекновение главы Иоанна Крестителя» Караваджо, 1608 год Подпись художника в крови, вытекающей из шеи Иоанна Крестителя
Но, к сожалению, у него не получилось изменить свою натуру и вести до конца праведный образ жизни. Решив отметить получение покровительства, Караваджо веселился и пил с друзьями. Они разбудили пожилого рыцаря и тот облил их помоями. Караваджо в ответ нанес ему ножевые ранения. История повторяется: утро, тюрьма и так же, как и в прошлый раз ему удается сбежать в Неаполь. Но там его настигли наемники, так как охота за Караваджо началась везде. Но художник чудом остался жив и вновь взялся за кисть, снова надеясь получить прощение он создавал шедевры: «Бичевание Христа», «Мученичество святой Урсулы» и др.


«Бичевание Христа» Караваджо, 1607 год «Мученичество святой Урсулы» Караваджо, 1610 год
После 4-х лет Караваджо хотел вернуться в Рим, но снова попал в тюрьму из-за проверки документов. Попытка откупиться сработала, но, к сожалению, его полотна остались на корабле. Он сократил себе путь через юго-западную часть Тосканы, пытался догнать свои картины, но в итоге заразился малярией и умер в полном одиночестве в Порто-Эрколе в 1610 году.
Таким образом, мы поняли в какой ситуации мастер творил и писал свои шедевры, поняли, почему он писал именно так, а не как иначе. Благодаря его биографии, изучили своенравный и жестокий характер, созданный тяжелым детством, нищетой, смертью родителей и очень неспокойной обстановкой в мире. Увидели, что свои картины он пропускал через личную призму, призму собственного опыта. Караваджо всю жизнь пытался поймать ускользающий момент и надеялся, что его простят. Он использовал свои картины, как способ отмыть грехи. Его искусство — выстраданное. С помощью описания его личности, мы можем сделать вывод, что великий мастер барокко прошел через все муки и только тогда смог создать поистине что-то великое. Создать свои шедевры, написанные настоящим чувством и страстью.
III. Исторический контекст. Религиозная война конца XVI века
Религиозные войны в Европе в конце XVI века — один из самых тяжелых периодов в истории. Происходила битва одновременно за веру и за власть. Были серьезные социальные, политические и религиозные разногласия между католиками и протестантами. В XVI веке появилось идеологическое и общественно-политическое движение «Реформация». Людям не нравилась коррупция, церковная иерархия, торговля индульгенциями, огромная власть Папы Римского и богатство духовенства. Таким образом, возник протестантизм, главной идей которого являлась личная вера каждого человека. И суть в том, что спасение заключается именно в вере, а не «добрых делах». Католическая церковь решила ответить своей уже «Контрреформацией», обновлением церкви. Они хотели вернуть свое влияние и остановить распространение протестантизма. Для этого боролись с коррупцией, создали Тридентский собор для установления новых доктрин, укрепили авторитет Папы, появились строгие правила внутри самой церкви и т. д.


Религиозные войны в Европе, конец XVI века Тридентский собор 1545–1563 гг.
В том числе Тридентский собор считал одним из главных своих оружий — искусство. Задача была в том, чтобы создавать и распространять картины, которые смогут эмоционально воздействовать на людей, доносить до них идеалы католической церкви. Таким образом, это стало пропагадной, а Караваджо должен был стать важным инструментом этой пропаганды, ведь о нем тогда говорил весь Рим. Он был идеальным вариантом, будущим религиозной войны. Именно с помощью живописи католическая церковь хотела показать прихожанам истинную суть христианства, рассказать о вере, спасении и последствиях греховной жизни в том числе. Это были красивые картины. На них были изображены люди без физических изъянов, пребывающие в абсолютном состоянии счастья, которого они достигли через муки и страдания на Земле.
Но искусство Караваджо было совершенно другое, оно было вызовом. В нем нельзя было увидеть открытый намек на небеса или что-либо божественное. Он вписывал религиозные сюжеты в повседневность, изображая людей, которые существуют на самом деле, и их путь к Богу. Кому-то такой подход Караваджо нравился, кто-то его осуждал и говорил, что такого рода написанные религиозные картины оскорбляют чувства верующих. Многие работы художника были не приняты. Но несмотря на все это и вдобавок скандальную репутацию самого художника, нельзя отрицать тот факт, что именно его религиозные полотна смогли стереть дистанцию между библейским сюжетом и простым человеком, косвенно укрепляли позиции католической церкви, а также изменили подход в иконографии, о чем я расскажу в следующем блоке моего исследования.
«Неверие апостола Фомы» Караваджо, 1600–1602 гг.
IV. Фирменные приемы Караваджо
Контраст света и тени
Перед тем, как начать рассуждение о том, какой была религиозная живопись до Караваджо, я хочу подсветить его главные и самые узнаваемые приемы и техники в искусстве. 1. Контраст света и тени. Кьяроскуро и тенебризм. Фирменный прием Караваджо — кьяроскуро. Это резкое противопоставление светлого и темного на картине. Благодаря этой технике, которая была популярна и до Караваджо (то есть не только в эпоху барокко, но и в эпоху Возрождения в том числе), фигуры становятся акцентными и обретают правдоподобный объем. В более ранних своих работах художник использовал кьяроскуро. Например, на картине «Лютнист» 1595 года теплый рассеянный свет освещает прекрасного юношу и придает полотну особое ощущение осязаемости и гармонии. Также в 1595 году была создана работа Караваджо «Гадалка», в которой свет и тень уже занимают более главные роли, они начинают участвовать напрямую в картине, вести диалог со зрителем, раскрывать психологию и характер героев.


«Лютнист» Караваджо, 1595–1596 гг. «Гадалка» Караваджо, 1595 год
Но такого контраста света и тени Караваджо стало мало. Его было недостаточно для того, чтобы подчеркнуть весь драматизм его работ и вызвать у зрителя настоящие эмоции, ввести его в очень напряженное и тревожное состояние шока. Поэтому художник придумал новую версию кьяроскуро — тенебризм. Это особая доведенная до крайности манера живописи, когда большая часть картины — это почти черная темнота, в то время как фигуры как будто освещены «прожектором», ярким лучом света. Тенебризм Караваджо определенно захватывает внимание, усиливает драматический эффект и придает картине еще более реалистичный вид, а зрителю ощущение как будто все происходит на самом деле.


«Обращение Савла» Караваджо, 1601 год «Давид с головой Голиафа» Караваджо, 1609–1610 гг.
«Святой Иероним» Караваджо, 1605–1606 гг.
Жестокий реализм и отказ от идеализации
Вместо прекрасного изображения святых в своих религиозных сюжетах он использовал реальных людей: крестьян, нищих, продажных чиновников и проституток. Он хотел показать, что библейские сюжеты могут случаться в реальной жизни и то, что божественное есть среди нас. Он не идеализировал их тела, лица, эмоции. Караваджо показывал зрителю исключительно правду и ничего кроме правды. В его картинах нельзя увидеть фальшивых эмоций и искусственных поз.
«Поцелуй Иуды» Караваджо, 1602 год
«Смерть Марии» Караваджо, 1606 год
Глубокий психологизм
Заставлять человека испытывать эмоции — одна из важнейших целей искусства. И живопись Караваджо отлично с этим справляется. Его картины полны такого психологического драматизма и эмоциональной напряженности, что часто хочется закрыть глаза. Но тут открывается их особенная притягательность, и вот зритель уже не может оторваться и начинает разглядывать полотно. На каждом религиозном сюжете Караваджо перед нами раскрывается очередная человеческая душа. Он любил изображать переломные моменты в жизни человека. Например, на картине «Отречение святого Петра» мы можем увидеть всю боль, мучение и непонимание Петра по одному его выражению лица. А на другой более ранней работе Караваджо «Больной Вакх» художник изображает самого себя в образе античного Бога. Но перед нами не прекрасный божественный образ, а болезненный, пугающий и уязвимый. Мы можем прочувствовать всю физическую боль, слабость и меланхоличное состояние молодого юноши через полотно.


«Отречение святого Петра» Караваджо, 1610 год «Больной Вакх» Караваджо, 1593–1594 гг.
V. Изменение иконографии
Религиозные картины того времени выглядят красиво, сдержанно и строго. Отличаются особой каноничностью и идеализированными, как будто ненастоящими телами и эмоциями. Статичные позы, выдержанная композиция, безжизненные фигуры и светлые оттенки. Они, безусловно, красивые, но чувства, страсти и тем более настоящей жизни в них нет. Мы видим только устоявшиеся каноны и привычное изображение библейских сюжетов, которые совершенно не близки с реальностью. Чувствуется огромная пропасть между картиной и человеком. Караваджо это исправил. Он внес божественное в повседневную жизнь, показал, что на самом деле библейские сюжеты окружают нас и сделал акцент на их вечности и бессмертии. В его религиозных сюжетах мы видим только жестокую реальность, правду, от которой порой хочется закрыть глаза и убежать. Он пришел к такому реализму через собственные страдания и изображал на своих картинах людей, которых видел каждый день, осознанно ведя скитающийся образ жизни в трущобах, поэтому в достоверности его изображения нельзя сомневаться.
Дистанции между простым человеком и высоким духовным сюжетом отныне не было, все границы были стерты. Его работы вызывали настолько сильный шок, что многие из них были не приняты из-за этой страшной правды жизни, которую изображал художник на своих полотнах. Это не похоже ни на какие написанные религиозные сюжеты того времени с идеальной композицией, умиротворением и искусственной гармонией.
Я хочу сравнить религиозные картины того времени с работами Караваджо, чтобы наглядно проследить его новаторство и особенный взгляд на религию. Начнем с произведения Караваджо «Положение во гроб» 1603–1604 гг. Рафаэль написал этот же религиозный сюжет совершенно в другой манере в 1507 году, почти на сто лет раньше. Караваджо всегда отказывался повторять работы предыдущих мастеров, он был поистине новатором и искал что-то свое. Поэтому у Рафаэля мы видим яркие цвета, красивую композицию, идеальные позы, как будто герои позируют специально и детализированный пейзаж.
«Положение во гроб» Рафаэль Санти, 1507 год
На картине Тициана, на которой он изобразил тот же религиозный сюжет, можно увидеть так же широкую палитру цветов, сумеречный пейзаж, естественный нерезкий свет, идеальное тело Христа, похожее на античную статую. У зрителя создается ощущение торжественности и монументальности этого момента. Эта работа отлично передает красоту и величие эпохи Возрождения. Здесь, конечно, уже становится заметна динамика и эмоциональность, выраженная через цвет.
«Положение во гроб» Тициан, 1523–1526 гг.
Но не так, как у Караваджо. У него все наоборот, дня него не существует никаких правил. На его полотне изображен темный фон, подвал, тело Христа, которое только сняли с креста и готовят к погребению. Никакой идеализации, только жестокая правда. Здесь нет гармоничных поз, как на всех работах эпохи Возрождения, потому что изображены реальные люди. Этот библейский сюжет Караваджо вписал в реальность. И у него это получилось максимально правдоподобно благодаря напряженной композиции, фигурам, которые как будто подсвечены в темноте (его знаменитый прием контраста света и тени), изображению реальных людей, особенное внимание нужно уделить телу Христа, оно изображено не как божественное, а как мертвое, совершенно безжизненное.
«Положение во гроб» Караваджо, 1603–1604 гг.
Рассмотрим другой сюжет «Усекновение главы Иоанна Крестителя» итальянский живописец и один из главных последователей сиенской школы Джованни ди Паоло написал свой религиозный сюжет в 1455–1460 годах. В его произведении мы видим яркие и чистые цвета, детализированную архитектуру того времени, внимание к одежде героев, изображенных на картине, утонченную фигуру Саломеи и декоративность. Перед нами яркая картина, но в то же время здесь есть драматизм, но не так сильно как на картине Караваджо.
«Усекновение главы святого Иоанна Крестителя» Джованни ди Паоло 1455–1460 гг.
Работа Караваджо «Усекновение главы Ионна Крестителя», выполненная в 1608 году поражает. Зритель как будто становится участником этого процесса. Перед нами жестоко и максимально правдиво, настолько, что становится страшно, раскрывается момент убийства. Здесь снова Караваджо использует темный фон, мрачный подвал. Мы видим хладнокровного палача, который отрезает голову Иоанну. Это уже не просто религиозный сюжет, это реальность. Это настоящее убийство, свидетелями которого мы являемся. Старуха закрывает свое лицо руками, ей страшно от всего происходящего. И этот же страх передается нам, теперь нет никакой дистанции между зрителем и картиной. Караваджо показывает, что божественное есть в повседневной жизни: напряженные мышцы, неидеальные тела и позы, Саломея в простом платье.
«Усекновение главы Иоанна Крестителя» Караваджо, 1608 год
Про Саломею так же хотелось бы поговорить отдельно. Художники часто прибегали к ее изображению. Например, нидерландский художник Якоб Корнелис ван Остсанен изобразил свою Саломею 1524 года в лучших традициях Северного Возрождения. Его Саломея представлена девушкой с белой кожей в красивом одеянии, она спокойной держит голову Ионна, сзади нее изображен детализированный прекрасный пейзаж.
«Саломея с головой Иоанна Крестителя» Якоб Корнелис ван Остзанен, 1524 год
А у Караваджо мы видим совершенно другой образ иудейской царевны. На полотне «Саломея с головой Иоанна Крестителя» мастер изображает ее как простую юную девушку, глаза которой полны отчаяния и непонимания. Голова ее немного отвернута в сторону, она не получает никакого удовольствия от происходящего. Мы видим настоящую человеческую трагедию. Она не хотела этого, но ей пришлось. Мы чувствуем, как ей тяжело в этот момент, это настоящее раскаяние. Также здесь хочется уделить внимание самой голове Ионна, так как это эмоциональный центр картины. Мы видим образ настоящей смерти, мы чувствуем ее, как будто это случилось перед нами несколько секунд назад. Приоткрытый рот и выражение смиренной скорби говорят о том, что Иоанн перед смертью обращался в своих молитвах к Богу.
«Саломея с головой Иоанна Крестителя» Караваджо, 1609 год
Рассмотрим еще один женский образ на примере религиозного сюжета «Кающаяся Магдалина». Полотно Тициана, написанное около 1565 года, выражает особую эмоциональность Магдалины. Перед нами раскаявшаяся грешница. На фоне темного вечернего пейзажа мы видим прекрасный образ девушки в теплой цветовой гамме с запрокинутой головой, приоткрытыми губами и глазами, полными слез. Она обращается к небесам. Часть ее тела обнажена, золотистые волосы и белая ткань прикрывают некоторые места. Благодаря сильной экспрессии зритель может прочувствовать страдания Магдалины и понять, насколько сильно она раскаивается в своих прошлых грехах. Тициан изобразил Магдалину по-настоящему красивой и таким образом, через ее красоту делает акцент на ее духовном преображении.
«Кающаяся Мария Магдалина» Тициан, 1565 год
А что насчет картины «Кающаяся Мария Магдалина» итальянского живописца Джампьетрино? Перед нами еще более прекрасный и обнаженный образ грешницы. Эта работа не про настоящее чувство раскаяния, как у Караваджо и не про сильный душевный порыв, как у Тициана. Она исключительно про красоту Магдалины, чувственность и интимность момента. Прекрасные локоны, ниспадающие на голую грудь, мягкие черты лица, загадочный взгляд, меланхоличная атмосфера. Это все говорит зрителю о красоте, но никак не о настоящем чувстве. Жизни, к сожалению, в этом нет.
«Кающаяся святая Мария Магдалина» Джампьетрино (Джан Пьетро Риццоли), 1508–1549 гг.
У Караваджо все намного жестче. 1594–1597 гг. Он изображает реальность, а не утонченный образ Магдалины, у которой блестят глаза от выплаканных слез или золотистые волосы, падающие на обнаженное тело. Он видел образ раскаявшейся проститутки своими глазами, ему не нужно было ничего придумать. На своем полотне он изображает суровую правду, на которую невозможно смотреть без внутренной скорби и молчаливого ужаса. У Караваджо мы видим настоящее раскаяние, неподдельную тяжесть молодой девушки. Мы можем предугадать ее мысли и внутренние переживания в данный момент. Магдалина Караваджо не обращается к небу, она, наоборот, смотрит вниз. Она совсем отчаялась, мы становимся свидетелями этого переломного момента в человеческой жизни. Магдалина полностью одета, ведь о красоте не может идти и речи, только отчаяние, непонимание и вопросы к самой себе о том, как жить дальше. На картине нет экспрессии, эмоциональности, красоты, золотистых волос и обнаженного тела, как у Тициана и Джампьетрино. Только жестокая реальность, тяжелый путь к вере и разбросанные на полу украшения, как символ ее прошлой греховной жизни.
«Кающаяся Магдалина» Караваджо, 1593 год
Напоследок я оставила один из самых узнаваемых религиозных сюжетов, которые писал Караваджо — «Призвание апостола Матфея». Но сначала поговорим про этот же сюжет, написанный фламандским художником Яном ван Хемессеном. Его «Призвание святого Матфея» имеет особую детализацию, которая присуща Северному Возрождению. Также мы видим яркий выбор красок и повествовательную композицию. Матфей у фламандского живописца еще не понял, что сейчас произойдёт, пока он не видит Иисуса, пришедшего к нему.
«Призвание святого Матфея» Ян ван Хемессен, 1549 год
У Караваджо, наоборот, мы видим уже момент озарения, который происходит в темном подвале в убогой таверне, вместо красивых интерьерах. Изображена реальная жизнь и обычные люди. Матфей — продажный чиновник, собирающий пошлины. Здесь нет никакой святости, жизнь Матфея полна пороками и греховностью. Поэтому он и нужен был Иисусу. Остальные люди, сидящие за столом, не понимают, что происходит, а Матфей с изумленным видом, указывает пальцем на себя, не веря тому, что Иисус зовёт именно его. Апостол Пётр так же удивлен выбору и в ответ указывает на продажного чиновника, который все еще в своей руке держит несколько монет. Но самое цепляющее в картине — это, конечно же, контраст света и тени, которым так знаменит Караваджо. Этот сияющий луч, направленный на Матфея — единственное божественное, что присутствует на полотне (и нимб над головой Иисуса, который в самом начале не легко заметить). Отпечаток Бога, выраженный через свет, вселил святость и веру в Матфея, чтобы он мог покинуть этот греховный мир, в котором существовал.
«Призвание апостола Матфея» Караваджо, 1599–1600 гг.
Теперь, благодаря сравнению, стала лучше заметна революция, которую совершил Караваджо в религиозной живописи. Разница между этими работами колоссальная. Караваджо — настоящий новатор, человек, который видел религию в настоящем. Меня поражает его новаторство и мастерство видеть божественное в обычной серой повседневности среди простых людей, а не идеализированных образов святых.
VI. Узнаваемые черты Караваджо в работах его последователей
Артемизия Джентилески (1593–1654 гг.) — итальянская художница, последовательница Караваджо. Изобразила максимально жестокую и реалистичную сцену на своей картине «Юдифь, убивающая Олоферна». Возможно, даже страшнее и эмоциональнее, чем у самого Караваджо. Юдифь у нее не хрупкая девушка, а зрелая женщина, прекрасно знающая, что она делает. Также видим темный фон и яркий луч, выхватывающий фигуры героев картины (фирменный прием резкого противопоставления света и тени, как у Караваджо).
«Юдифь, убивающая Олоферна» Артемизия Джентилески, 1612–1613 гг.
Геррит ван Хонтхорст (1592-1656) — Голландский живописец, последователь Караваджо. Драматично изобразил религиозный сюжет «Отречение апостола Петра». Так же, как и Караваджо, Хонтхорст использует образы обычных людей на своей картине и темный фон. Свет есть только от тлеющего фитиля, он освещает фигуры людей, делая их объемными. Также можно заметить глубину психологического драматизма, выраженную через лица и мимику героев.
«Отречение апостола Петра» Геррит ван Хонтхорст, 1612–1620 гг.
Хосе де Рибера (1591–1652 гг.) — испанский живописец, последователь Караваджо. Изобразил максимально реалистично образ святого Иеронима. Зритель чувствует его одухотворенность, внутреннюю силу и сосредоточенность через полотно. Можно заметить морщины на руках и на лице Иеронима, очень худое и слабое тело. Нам раскрывается его душа и сила через взгляд, позу, положение рук. Также виден прием контраста света и тени, темный фон и только одна освещенная фигура самого святого Иеронима, интимность момента, максимально реалистичное изображение, глубокий психологизм — все это фирменные приемы Караваджо в работе Хосе де Рибера.
«Святой Иероним» Хосе де Рибера, 1644 год
VII. Заключение
Проведя это визуальное исследование, я лучше изучила личность Караваджо и его художественную практику. Я ответила себе на все интересующие меня вопросы о биографии Караваджо, его новаторстве и влиянии на иконографию того времени. С помощью сравнения с другими религиозными сюжетами я детально проследила реформу, которую итальянский мастер совершил в живописи и поняла, почему тогда он был настоящей сенсацией. Он полностью убрал дистанцию между простым человеком и религией. Художник как будто растворил что-то божественное в реальности. И я точно это чувствую, смотря на его работы.
К Караваджо можно относиться по-разному: любить или ненавидеть. Но то, как Микеланджело Меризи да Караваджо умел сочетать в своих религиозных сюжетах одновременно жестокость, святость и психологическую драму человека — так не умел никто.
Список источников