Original size 2048x2732

Хорошилова Елизавета Стакизм

PROTECT STATUS: not protected
3

Билли Чайлдиш

big
Original size 904x1356

Билли Чайлдиш родился в 1959 году в английском городе Чатем. Билли с детства тяготел к искусству — по окончании средней школы он безуспешно пытался поступить в местный художественный колледж. Получив отказ, он пошел работать учеником каменотёса, где проработал 6 месяцев. Каменщиком он так и не стал, однако за полгода, проведённые в «чайных хижинах ада», Билли написал 600 картин. После он обучался искусству в школе Святого Мартина, но академическая стезя, равно как и постоянная стабильная работа, оказались не по душе юному Чайлдишу, и вскоре он был отчислен.

big
Original size 600x748

Творчество Билли Чайлдиша многогранно и разнообразно, причем как в отношении форм выражения, так и в отношении сути содержания. Билли поэт, писатель, художник, вокалист, гитарист и режиссёр. Он участвовал в литературном фестивале Кента и международном Кембриджском фестивале поэзии, а также играл вместе с рядом коллективов, наиболее заметным из которых был «Thee Milkshakes». Позже Чайлдиш создаёт «Hangman records», что станет некой отправной точкой в его музыкальной карьере

Стакизм — это…

Стакизм — течение в современном искусстве, основаное в 1999 году Билли Чайлдишем и Чарли Томсоном. Название происходит от английского слова «stuck» (Застрять) и является отсылкой к фразе Трэйси Эмин, которую та бросила в адрес Чайлдиша: «твоя живопись застряла, ты застрял! Застрял! Застрял! Застрял!» (Your paintings are stuck, you are stuck! Stuck! Stuck! Stuck!).

Возникновение движения

В то время в живописи доминировал концептуализм, что в контексте жизни Билли Чайлдиша, наиболее ярко выражалось в его идеологическом противостоянии с «Молодыми Британскими Художниками» — условной группой современных художников, получивших признание после совместной выставки в галерее Саатчи в 1992 году. Билли не нравилось, что большой капитал превратил их в бизнесменов, коммерциализировал творческий процесс. Манифест содержит основные постулаты художника-стакиста, те правила, на которые он должен опираться в своем творчестве. Если и возможно выделить основную идею Манифеста, то это императивное утверждение о том, что «художник должен рисовать», а «художник, который не рисует это не художник».

Крис Офили «Пресвятая Дева Мария» 1996

Дэмиен Херст «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» 1995

Пример стакизма в искусстве

Стакизм, безусловно, не является жанром, он не предлагает каких-то конкретных инструментов или методологии, работы стакистов едва ли можно объединить стилистически, с другой стороны «стакизм» — это философия жизни художника, своеобразное «бусидо самурая». Мощные финансовые потоки, как сильный ветер, сбили современных художников с правильного пути, заставили их сменить ориентиры и творить ради признания и материального благополучия.

Билли Чайлдиш серьёзно воспринимал постулаты стакизма, сам был их воплощением, однако его несогласие с траекторией развития движения и, возможно, его врождённое стремление к вечному поиску нового, со временем заставило его покинуть ряды стакистов, с 2001 года он перестал ассоциироваться с ними, однако идеологически Билли сохранил в себе основной посыл идеи — он продолжил рисовать.

Заключение

Манифест стакизма — вынужденная реакция художника на стремление к прибыли, которое привело к снижению художественной ценности и превращению искусства в товар, подчиненный рыночным тенденциям, в ущерб глубине и истинному художественному выражению. Билли Чайлдишу удалось выразить общее чувство возмущения смысловой депривацией, охватившей современное искусство и предложить решение. Манифест это не готовый рецепт по борьбе с концептуализмом, это скорее призыв к творцам, побуждение к художественной честности.

Хорошилова Елизавета Стакизм
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more