
Гоблинкор
Гоблинкор — это интернет-эстетика и субкультура, вдохновлённая фольклором гоблинов, сосредоточенная на прославлении природных экосистем, которые обычно считаются менее красивыми по общепринятым нормам, таких как почва, животные и подержанные предметы. Временем его зарождения обычно считают 2010-е годы, а расцветом — год пандемии, 2020.

Эстетика часто включает идеализированные образы природных существ, таких как змеи, лягушки, улитки и дождевые черви; скелеты животных и камни; растения и грибы, например, папоротники и мох. Журналистка Сабрина Фарамарзи заявила, что субкультура посвящена «хаосу, грязи и слякоти».

Было также отмечено, что сторонники субкультуры коллекционируют блестящие предметы, подобно фольклорным гоблинам, такие как столовое серебро, мелкие украшения и монеты. Субкультура была описана как связанная с максимализмом и эскапизмом.

«Гоблинкор — это эстетика коттеджкор для тех, кто проводит время на природе и знает, что природа — это не залитые лучами солнца пшеничные поля, а лесные коряги и дикие животные». Также менее приглядный побратим коттеджкора отличается тягой к оккультной символике.
Коттеджкор vs Гоблинкор
Что романтизирует: «уродливую» сторону природы
Цветовая гамма: темно-зелёный, светло-коричневый, темно-коричневый, темно-лаймовый и чёрный
Одежда: свитера из секонд-хенда, поношенные джинсы, комбинезоны, цветные носки
Контент: книги «Хоббит» Джона Р. Р. Толкиена и «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, детские книги из серии «Лягушка и жаба»
Хобби: собирательство
Субкультуру описывают как антипотребительскую, поскольку автор Морган Сонг заявил, что «в максималистском доме в стиле гоблинкор декор находят или строят, а не покупают».
Эстетика гоблинкор в цифровом дизайне
1. Цветовая палитра: использование приглушённых оттенков, а также натуральных цветов, напоминающих о лесе или пещерах, включая оттенки зелени, коричневые и земляные тона.
2. Добавление иллюстраций, нарисованных от руки: рисунки существ, растений и других причудливых элементов помогают создать атмосферу природной магии.
3. Использование натуральных текстур: включение текстур древесины, камня, листвы или других природных материалов в дизайн сайта или графических элементов.
4. Мистические шрифты и элементы: выбор шрифтов с оккультными узорами и природными элементами или добавление магических символов и рун поможет усилить эффект гоблинкор в дизайне.
5. Добавление эклектики: смешение и сочетание различных элементов, текстур и стилей, смелое хаотичное расположение элементов передаёт философию максимализма гоблинкора.
Тёмный витализм
Витализм в биологии утверждает наличие неуловимой силы, сродни «прото-жизни», она же теория панспермии (от древнегреческого πανσπερμία — «смесь всяких семян»), наблюдающей за природными явлениями в живых системах, движимой верой в то, что наши когнитивные ограничения мешают всестороннему пониманию жизни.
Теория панспермии, предполагающая, что жизнь попала на Землю через космический объект, существует уже более 150 лет и остаётся актуальной. Она может решить различные проблемы, такие как асимметричная пространственная структура аминокислот, известная как хиральность, когда L — и R-изомеры не могут накладываться друг на друга, как левая и правая руки.
Эта концепция предполагает существование, предшествовавшее сознательному мышлению, при этом природа служила основной субстанцией, лежащей в основе всех форм жизни, как отмечали различные философы, такие как Фридрих Вильгельм Джозеф Шеллинг и Ян Гамильтон Грант.
Теория панспермии (сгенерировано нейросетью Leonardo.AI)
Эти концепции соответствовали произведениям Говарда Филлипса Лавкрафта, американского писателя ужасов начала 20-го века, чья жизненная философия сильно повлияла на современное гуманитарное и философское мышление, сместив его в сторону более тёмных тем.
Философия Лавкрафта (изображение сгенерировано нейросетью Leonardo.AI)
«Величайшее милосердие мироздания, на мой взгляд, заключается в том, что человеческий разум не способен охватить и связать воедино все, что наш мир в себя включает. Мы обитаем на спокойном островке невежества посреди темного моря бескрайних знаний, и вовсе не следует плавать на далекие расстояния. Науки, каждая из которых уводит в своём направлении, пока что причиняют нам не очень много вреда; но однажды объединение разрозненных доселе обрывков знания откроет перед нами такой ужасающий вид на реальную действительность, что мы либо потеряем рассудок от этого откровения, либо постараемся укрыться от губительного просветления под покровом нового средневековья»
Зов Ктулху / Говард Филлипс Лавкрафт
Ктулху (изображение сгенерировано нейросетью Leonardo.AI)
Лавкрафт не переходит от реализма к фэнтези, как другие писатели-фантасты. Вместо того чтобы отвергнуть реализм, он усиливает его до невыносимой степени, поскольку видит в повышенном реализме ужас, находящийся за пределами человеческого понимания. Бен Вудард пытается постичь эту реальность через шеллинговскую природу, рассматривая первосущность как отправную точку всех универсальных процессов и сущностей.
Теория «Тёмного витализма» Вударда предполагает, что получение знаний об этой изначальной природе, известной как «прото-жизнь», было бы ужасающим событием, сродни отвращению, которое мы испытываем к неприятным веществам. Лавкрафт описывает «тьму» как непостижимую, запечатанную, разочаровывающую, пессимистическую и пугающую.
Витализм в цифровом дизайне
1. Цветовая палитра: основные цвета — преимущественно черный со всеми его оттенками. Все цвета также могут использоваться в этой эстетике.
2. В стиле темного витализма можно встретить довольно много абстрактных форм в 3D графике, композицию также дополняют и векторные элементы.
3. В качестве типографики чаще всего используются гротескные шрифты, однако и сложная антиква тоже встречается.
Тёмная экология
Тёмная экология — это современное направление в философии и искусстве. Автор идеи — профессор английской литературы Тимоти Мортон. В чём её суть? Основная концепция заключается в желании изменить отношения между человеком и окружающим его миром.
Тимоти Мортон
Ещё со школьных курсов по Окружающему миру, биологии и ботаники мы привыкли осознавать, что человек — часть природы, которая доступна ему и понятна. То же самое и в массовой культуре: мы смотрим научный фильм от National Geographic в удобном кресле в 4К, под красивую музыку, в какой-то момент мы устанем и легко поставим природу на паузу.
учебники по биологии
Для современного человека мир перестал быть жутким и непонятным, таким, например, как он воспринимался в средневековье, во времена чумы. Когда мир стал таким домашним? Мортон считает, что сначала пандемии чумы или оспы (в Америке), изменили привычный уклад жизни, демографию, политику, религию и экономику, а чуть позже на массовое мировосприятие повлиял романтизм, который привнёс в философию и литературу два элемента: повествование от третьего лица и вездесущий символизм, а символизм и метафорика делают мир познаваемым.
средневековые бестиарии
Кроме романтизма, Мортон также строит свою концепцию вокруг понятий гиперобъекта и антропоцена — геологической эпохи, в которую влияние человека на геосферу Земли стало заметным и необратимым. Темная экология не классифицирует человеческие следы как «плохие» или «хорошие», они просто необратимые. Мортон предлагает несколько точек отсчета необратимости: первые пахари, меняющие ландшафт, промышленная революция и выбросы в атмосферу, атомная бомба, изменившая радиационный фон планеты. Каждая из этих точек важна тем, что меняет отношения между людьми и природой, делая последнюю все более «присвоенной».
16 ноября 1952 года бомбардировщик B-36H сбросил атомную бомбу над северной точкой острова Runit в атолле Enewetak, в результате чего произошёл 500 килотонный взрыв
«Гиперобъект» — объект, структурно ничем не отличающийся от любого другого, он разделен на внешнюю сторону и изнанку, скрытую от наблюдателя. Например, шкаф. Мы не можем заглянуть внутрь и понять, как он смотрит на мир, историю, но можем ощутить его поверхность. Гиперобъект отличается только размерами — это нечто огромное, превосходящее по своим пространственно-временным границам мыслительные способности человека. Шкаф всегда остаётся во власти человека: он может его сломать, продать, но вот, например, глобальное потепление или распад торита — это нечто огромное, а соприкосновение с ними чревато последствиями уже для человека.
кусочек радиоактивного торита в камере Вильсона и треки излучаемых им частиц
Кажется, что все уже об этом слышали и знают, и действительно подобные вопросы изучались в 20 веке, однако, Мортон в своей философии включает их в разговоры о насущных проблемах. Так, он держит читателя в напряжении, заставляет его теряться и доводит до того, что человек уже не просто наблюдатель, а вовлечённый объект, который не понимает, что происходит, его привычные понятия перестают работать и мир кажется сложным и нестабильным.
Темная экология возникает как ответ на вопрос о том, что еще можно сделать, если политические или индивидуальные действия не приносят желаемых результатов
Почему экология тёмная? Мортон называет ее темной по аналогии с другими «темными» проектами современности: темными онтологиями, темным просвещением и так далее. Это неизученая сфера мировосприятия, которая противопоставляется «светлому», привычному пониманию мира.
книга Тимоти Мортона «Стать экологичным»
Почему тема экологичности стала популярна? Изменения климата перестают быть теоретическим допущением, становясь актуальной повседневностью для большинства людей: климатические аномалии, стихийные бедствия, повышение уровня температуры — человечество вступает в эпоху неопределенности. Но, вместо создания иллюзии контроля и разговоров о предотвращении страшных последствий (экологическая ориентированная литература 1990-х и 2000-х) проект Мортона предлагает признать сложность природы, в которой нет готовых правил, а с последствиями изменения климата нужно не бороться, а сосуществовать.
Однако, темная экология больше известна не как стратегия, которую любят экоактивисты, а как художественная практика. Когда разные стратегии экологического действия зашли в тупик, то Мортон и другие темные экологи находят выход в искусстве.
Я принимаю мир. Теперь мне кажется, что даже дождевые черви довольно миленькие и заслуживают обретения собственного бытия и гармонии в своей жизни, ведь она у них не простая: от дождя до дождя
рисунок дождевого червя
Тёмная экология в цифровом дизайне
Исходя из философии тёмной экологии — человек не просто наблюдатель за природой, а непосредственный участник всего процесса её жизни. Природа — часть человека, а человек часть природы.
Но, тогда где границы? Где заканчивается природа и начинаюсь я?
Extended mind thesis
В философии разума тезис расширенного разума гласит, что разум не находится исключительно в мозгу или даже в теле, но простирается в физический мир. Из этого следует понятие о слиянии человеческого разума с физическим миром.
О каких границах тут может идти речь? Их нет, они стёрты.
Современный человек и его технологии тоже своего рода перешли на этап слияния. Сложно представить свою повседневность или привычную жизнь без телефона.
Неужели он часть меня? я — мой телефон — мы
Сегодня, наши технологию сливаются с нами, диктуют нам те или иные действия.
Пример ситуации слияния: я пошла на обед и как всегда взяла свой телефон, чтобы кушать и смотреть сериал, но когда я разогрела суп и включила сериал, то на пиратском сайте, где я смотрю его, появилась реклама. Я ждала 2 минуты, когда она пройдёт, чтобы начать смотреть серию, но мой суп остыл, мне пришлось его снова греть, чтобы потом начать есть и смотреть одновременно. Браузерная реклама и зависимость от телефона решили, что сегодня на обед я посмотрю именно эту рекламу и потрачу на это всё именно столько времени. Они диктуют, а я слушаюсь. Теперь, мои технология и я — один организм, один актор.
Таким образом, антропоцентризм уже не применим с цифровом дизайне. Человек принял новые технологии, с которыми сосуществует, а следовательно и действует вместе, теперь субъект мысли и действия — это симбиоз человека и его цифровой техники.
Но, стоит понимать, что тёмная экология не предлагает отменить человека, она мотивирует сделать его сложнее и интереснее. Теперь, человек может создавать огромное количество связей с миром, принимая его и сливаясь с ним, и становясь более и более валентным.
создание связей субъектных связей
Теперь, создателям цифровых продуктов важно осознавать, что один условный актор (например, предприниматель), другой актор (юзер) и технологии — это всё единая сеть с горизонтальной организацией, в которой всё зависит друг от друга.
система взаимодействия согласно пост-антропо-центрическому дизайну