
Концепция
Искусство — это вечный диалог эпох. Появляются новые течения, принципы, материалы, но творцы часто опираются на опыт великих коллег из прошлого. Рассматривая картины советских художников, далеко не каждый зритель задумается о параллелях, которые сквозь века пронизывают невероятные произведения.
Казалось бы, что общего между религиозной, индивидуалистической эпохой Ренессанса и атеистическим, коллективистским советским искусством. Если приглядеться внимательно, можно увидеть общие черты. Например, любовь к идеализированным формам, монументальности, героизации. Диалог Ренессанса и советского искусства показался мне необычным и важным. Тема выбрана не случайно: меня поразило, как советские художники, отрицая «буржуазное наследие», воспроизводили принципы Возрождения. Да, в другой итерации, но всё же. Творения сравниваемых эпох имеют разные цели, но чувства у зрителя вызывают часто схожие. Посетив выставку советского художника Дмитрия Жилинского, я удивилась совпадениям, которые обнаружила между его простыми персонажами и героями с полотен Дюрера и Пьеро делла Франческа. Ко мне пришло желание системно изучить и выявить очевидные и едва уловимые параллели.
Интересно, что идеализация человеческого тела встречается и у советских художников, и у великих мастеров прошлого. Микеланджело создает совершенного Давида с совершенной мускулатурой, пропорциональным телом и симметричными чертами лица. Мухина изображает крепкие, мощные, прекрасные тела рабочего и колхозницы. Фигуры двух эпох показывают силу и красоту человеческой природы, но цели произведений отличаются.
Это исследование начиналось с личного потрясения — будто бы герои Жилинского сошли с фресок Ренессанса. Но за субъективным впечатлением обозначилась гипотеза, выдвинутая мной перед началом работы. Она звучит так: «Несмотря на частичное „отвержение прошлого“, советские творцы прибегали к использованию ренессансных принципов, ведь они — это универсальный способ передачи нужного ощущения. В новом контексте эти приёмы стали инструментом не религиозной, а социальной сакрализации. Исследование помогает понять, как „вечные“ образы переосмысляются в новых идеологических контекстах.
Цель моего визуального исследования — разобраться, в чём советские реалисты опирались на опыт великих мастеров эпохи Возрождения, что служило вдохновением, а какие принципы переосмысливались.
Метод моей работы — сопоставление, сравнение работ советских художников и признанных гениев Ренессанса по нескольким критериям: композиционные принципы, жесты и позы героев, искусство портрета, идеализация тел. При отборе материала я опиралась на три критерия: временные рамки, визуальное сходство, концептуальная параллель. Я старалась брать работы советских художников определенного периода (1930-1980-е годы). Рубрикация проекта создана именно благодаря этим принципу. В работе я опиралась на искусствоведческие книги, статьи, а также на собственный опыт и насмотренность.
Принципы композиции
Советские художники и их великие предшественники используют похожие приемы, чтобы сделать композицию своих картин цельной. Герои связаны едва уловимыми деталями.


И в работе Брейгеля, и в произведении Попкова, и в работе Жилинского ритм фигур создаёт кольцевую композицию, где наш взгляд скользит от одного отдыхающего персонажа к другому. Нашим вниманием управляет положение рук героев, их взгляды и позы.


Можно заметить, что фигуры на обеих картинах разбиты на группы из одиного стоящих и слитых воедино персонажей — три грации, отдельно стоящая по середине Венера и группка девушек с отделенной фигурой бабушки. В работах Ботичелли и Жилинского есть динамика. Божество западного ветра — «Зефир» и купидон на картине Ботичелли создают движение, а в «Воскресном дне» эту функцию выполняет кувыркающая девочка и юноша в красном с распростертыми руками.


Нашим взглядом управляют также свето-теневые приёмы.


Божественный свет рассекает темное пространство и указывает нам композиционный центр. Интересно, что колористика Эль Греко перекликается с живописной манерой Попкова в работе «В соборе».
Деление на планы — как общая черта.


И на картине Брейгеля «Охотники на снегу», и в работе «Родина» многоплановость задаёт глубину. Нам интересно разглядывать задний план, в который, возможно, направляются главные герои картины. Интересное совпадение — заснеженные крыши домов.
Композиция может строиться вокруг центрального персонажа.
Можно увидеть довольно много аналогий с религиозными сюжетами.


И в полотне «Снятие с креста», и в работе «Партизаны пришли» композиционный центр — тело умершего «мученика». Все остальные фигуры и их взгляды выстраиваются именно вокруг него. Также жесты героев схожи. Например, женщины со сложенными на груди руками по бокам сцены.


Композиция формируется вокруг центральной фигуры — это отсылает к иконописным канонам. Мадонны смотрят прямо, будто в самую душу зрителя.
Жесты и позы
Несмотря на атеистическую тенденцию в СССР, молитвенные жесты всё же фигурировали в картинах, хоть и не часто.


В полноростных портретах столь далеких друг от друга художников позы перекликаются. Схожий жест — соприкосновение рук. Тем не менее в работе Жилинского нам легче считать переживания героев по их лицам.


Интересная деталь, цепляющая взгляд на картине «Молодая семья» — портрет с профилем дамы, висящий на заднем плане, напоминающий портреты эпохи Возрождения. «Картина в картине» будто является отсылкой к творческим ориентирам самого Дмитрия Жилинского.
Демонстрация трагичности через театральность


На обеих картинах мы видим театральность поз и эмоций: от религиозных сцен к революционному пафосу. И Понтормо, и Петров-Водкин используют «застывшие» жесты для передачи трагедии.
Женская красота не только в телесности и изящности позы, но и в материнстве.


Современная трактовка «Спящей Венеры» советским творцом.
Портрет
В эпоху Возрождения лица на портретах не выражали ярких эмоций. Интересно, что на многих картинах периода СССР чувства и настроение героев тоже едва считываются.




Герои с застывшими прекрасными лицами, как и в эпоху Возрождения


Портреты власти в момент размышления выполнены с акцентом на авторитет через сдержанность


Сравнение репрезентации вождей и правителей через призму ренессансного парадного портрета.
Советские художники также использовали приём «профиль героя на фоне пейзажа»


И Пьетро делла Франческа, и Жилинский делают героев и фон будто отделёнными друг от друга. Пейзаж существует абстрактно, не взаимодействуя напрямую с людьми. Мы можем лишь додумать и осмыслить его функцию.
Идеализация тела
«От божественной красоты к физическому совершенству „нового человека“».


Мужественность показана по-разному: у Давида — совершенство тела, у рабочего — трудоспособность, крепость ума, показанная через книгу.


Также контрапост является общей чертой скульптур данных.
Интересно, что божественный замысел противопоставлен «возможностям социалистического воспитания».


Воспевание атлетичности схожее, но его посыл разнится от эпохи к эпохе. Тело является символом. У Микеланджело это «недосягаемое совершенство», божественный проект. У Жилинского тела гимнастов — результат труда и дисциплины. Их мускулы — доказательство возможностей правильного воспитания в рамках СССР.
Заключение
Рассмотрев большое количество картин двух столь далеких друг от друга эпох, я убедилась, что их связывает гораздо большее. Художники периода СССР ориентировались на своих великих предшественников, использовали схожие приёмы, вдохновлялись полотнами вечных мастеров эпохи Возрождения. Я убедилась, что есть незыблемые принципы, существующие вне времени, вне религии и политической идеологии. Историю искусства пронизывают едва считываемые нити разных направлений и стилей, которые мешаются между собой, образуя новые смыслы и даря нам богатое культурное наследие.
Костригина Юлия Владимировна Мимика, жест, поза в портретах Виктора Попкова // Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. 2014. № 28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mimika-zhest-poza-v-portretah-viktora-popkova (дата обращения: 06.04.2025).
Н В. Котик Социокультурная природа канона: опыт искусства и кинематографа сталинской эпохи. // Вестник ВГИК. 2023. № 2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-priroda-kanona-opyt-iskusstva-i-kinematografa-stalinskoy-epohi (дата обращения: 23.04.2025).
Гейзер М. Л., Беленко Д. А. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭПОХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО В ИСКУССТВЕ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-epoh-vozrozhdeniya-i-barokko-v-iskusstve (дата обращения: 02.05.2025).
Ильясова А. С. ПЛАКАТНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ В 20-30-Х ГОДАХ СССР // Наука. Искусство. Культура. 2022. № 4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plakatnoe-iskusstvo-v-sisteme-antireligioznoy-propagandy-v-20-30-h-godah-sssr (дата обращения: 04.05.2025).
Романов Николай Юрьевич ЛЕОНИД АНДРЕЕВ НА КАРТИНЕ Д. Д. ЖИЛИНСКОГО «ВЕСНА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА» (1988 Г.) // Гуманитарная парадигма. 2019. № 3 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leonid-andreev-na-kartine-d-d-zhilinskogo-vesna-hudozhestvennogo-teatra-1988-g (дата обращения: 08.05.2025).
Кошкина Анастасия Александровна Значение спорта в системе образования и возможности пропаганды здорового образа жизни через произведения живописи // Концепт. 2015. №S18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-sporta-v-sisteme-obrazovaniya-i-vozmozhnosti-propagandy-zdorovogo-obraza-zhizni-cherez-proizvedeniya-zhivopisi (дата обращения: 11.05.2025).
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/112362 (дата обращения: 03.04.2025)
https://cdn-s-static.arzamas.academy/storage/picture/12260/picture-1c0a5239-3bf4-4792-a02d-b4394eb8a328.jpg (дата обращения: 07.04.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Жатва_(картина_Брейгеля)#/media/ (дата обращения: 07.04.2025)
Файл: Pieter_Bruegel_de_Oude_-_De_graanoogst.jpg (дата обращения: 07.04.2025)
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51768 (дата обращения: 07.04.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Весна_(картина_Боттичелли)#/media/Файл: Botticelli-primavera.jpg (дата обращения: 05.04.2025)
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8539 (дата обращения: 05.04.2025)
https://sr.gallerix.ru/_UNK/545842659/354188287.jpg (дата обращения: 15.04.2025)
https://vk.com/wall-35292550_63692?z=photo-35292550_457246034%2Fd1826619aa9fe45cda (дата обращения: 15.04.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Брак_в_Кане_Галилейской_(картина_Веронезе)#/media/Файл: Paolo_Veronese_008.jpg (дата обращения: 09.05.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5286518/pub_611e0fae6a3680569240fe6a_611e5d5031399a4b75e78db8/scale_1200 (09.05.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Hunters_in_the_Snow#/media/File: Pieter_Bruegel_the_Elder_-Hunters_in_the_Snow(Winter)_-_Google_Art_Project.jpg (дата обращения: 14.04.2025)
https://sun9-61.userapi.com/impg/c855724/v855724495/1eacf1/Ag_Ma5q_liA.jpg?size=652x750&quality=96&sign=d75e8107149e2a6c4f09f4ee4bd6690b&type=album (дата обращения: 16.04.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Last_Supper_(Leonardo)#/media/File: The_Last_Supper_-Leonardo_Da_Vinci-_High_Resolution_32×16.jpg (дата обращения: 03.05.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Снятие_с_креста_(Рогир_ван_дер_Вейден)#/media/Файл: El_Descendimiento, _by_Rogier_van_der_Weyden, _from_Prado_in_Google_Earth.jpg (дата обращения: 04.05.2025)
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/79847 (дата обращения: 04.05.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сикстинская_мадонна#/media/Файл: RAFAEL_-Madonna_Sixtina(Gemäldegalerie_Alter_Meister, _Dresden, _1513-14._Óleo_sobre_lienzo, _265_x_196_cm)FXD.jpg (дата обращения: 04.05.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f8/М._Савицкий._Партизанская_мадонна._1978.jpg/500px-М._Савицкий._Партизанская_мадонна._1978.jpg (дата обращения: 04.05.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/63/Albrecht_Dürer_-Praying_Hands%2C_1508-_Google_Art_Project.jpg (дата обращения: 17.04.2025)
https://artchive.ru/artists/19516~Dmitrij_Dmitrievich_Zhilinskij/works/666909~Portret_T_A_Pavlovoj (дата обращения: 17.04.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/Portrait_of_Tommaso_Portinari#/media/File: Hans_Memling_046.jpg (дата обращения: 04.05.2025)
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/79847 (дата обращения: 04.05.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Albrecht_Dürer_010.jpg (дата обращения: 04.05.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_четы_Арнольфини#/media/Файл: The_Arnolfini_portrait_(1434).jpg (дата обращения: 05.04.2025)
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/112362 (дата обращения: 03.04.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/Portrait_of_a_Young_Woman_(Pollaiuolo)#/media/File: Piero_Pollaiuolo_001.jpg (дата обращения: 03.05.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Deposition_from_the_Cross_(Pontormo)#/media/File: Jacopo_Pontormo_-_Kreuzabnahme_Christi.jpg (дата обращения: 08.05.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Смерть_комиссара#/media/Файл: Death_of_Commissar_(Kuzma_Petrov-Vodkin).jpg (дата обращения: 08.05.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Спящая_Венера#/media/Файл: Giorgione_-Sleeping_Venus-_Google_Art_Project_2.jpg (дата обращения: 22.04.2025)
https://www.tg-m.ru/catalog/picture/9619 (дата обращения: 22.04.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/Madonna_Litta#/media/File: Leonardo_da_Vinci_attributed_-_Madonna_Litta.jpg (дата обращения: 29.04.2025)
https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/38/250758be03befd73078aea2f5c3a58e2/thumb/191d31da408663b81f5c307be4fa6e75_x1.jpg (дата обращения: 29.04.2025)
https://sun9-26.userapi.com/impg/jPI1GycVp198u6eHXCmjcpCfdktDvnkZpvI9pg/P1mC17VJLzc.jpg?size=719x1023&quality=96&sign=6b61ac0cfa5bee5f2bc6fcb854cdedd8&type=album (дата обращения: 08:05.2025)
https://sun9-7.userapi.com/impg/xREGduITaW2EYrptFB3VtMqk8ZltAWXGTumwoQ/WYJgtFu2bV4.jpg?size=697x1024&quality=96&sign=915924e2aa7d9c8abfd31427d89881fc&type=album (дата обращения: 01.05.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_67d5bbd0e130de084f98d6e9_67d5db7c5b79f647295df731/scale_2400 (дата обращения: 01.05.2025)
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Theology_of_Martin_Luther#/media/File%3ALucas_Cranach_d.Ä._-Porträt_des_Martin_Luther%2C_1525(Bristol).jpg (дата обращения: 01.05.2025)
https://sun9-20.userapi.com/impf/c852232/v852232946/b4c05/QTXUCRc92SQ.jpg?size=667x960&quality=96&sign=dfa2a02218dad98ea42ba2f46d329a68&type=album (дата обращения: 01.05.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/Ludovico_Trevisan#/media/File: Andrea_Mantegna_-Cardinal_Lodovico_Trevisano-_Google_Art_Project.jpg (дата обращения: 01.05.2025)
https://artchive.ru/res/media/img/orig/work/4ad/8459896@2x.webp (дата обращения: 01.05.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Lucas_Cranach_the_Elder_-Portrait_of_Johann_the_Steadfast-_Google_Art_Project.jpg (дата обращения: 01.05.2025)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл: Lucas_Cranach_d.Ä._-Bildnis_der_Prinzessin_Sibylle_von_Cleve(1526, _Klassik_Stiftung_Weimar).jpg (дата обращения: 01.05.2025)
https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2024/11/dmitriy_zhilinskiy-04.jpg (дата обращения: 06.05.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/Profile_Portrait_of_a_Young_Lady#/media/File: Piero_del_Pollaiuolo_-Profile_Portrait_of_a_Young_Lady-Gemäldegalerie_Berlin-_Google_Art_Project.jpg (дата обращения: 06.05.2025)
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Portrait_of_Charles_V_with_a_Dog#/media/File%3ATizian_081.jpg (дата обращения: 16.04.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленин_в_Смольном#/media/Файл: Brodski_lenin.jpg (дата обращения: 16.04.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Урбинский_диптих#/media/Файл: Piero_della_Francesca_044.jpg (дата обращения: 16.04.2025)
https://i.cdn01.ru/files/users/images/14/46/1446a0c0d16c617b4141b6b3665e4c4b.jpg (дата обращения: 16.04.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Три_грации_(Рафаэль)#/media/Файл: Raffael_010.jpg (дата обращения: 03.05.2025)
https://www.theartnewspaper.ru/media/images/22854_cecb307c0e99ebff21bacede8de677b5_x1_cop.width-1290.jpg (дата обращения: 03.05.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Давид_(Микеланджело)#/media/Файл: 'David'_by_Michelangelo_Fir_JBU002.jpg (дата обращения: 04.05.2025)
https://s2.fotokto.ru/photo/full/614/6148073.jpg (дата обращения: 04.05.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Creation_of_Adam#/media/File: Michelangelo_-Creation_of_Adam(cropped).jpg (дата обращения: 04.05.2025)
https://cdn-s-static.arzamas.academy/uploads/ckeditor/pictures/20162/content_gimnasty.jpg (дата обращения: 04.05.2025)