Original size 1948x2976

Что такое современный музей?

PROTECT STATUS: not protected

Книжная подборка об актуальных практиках в музейном деле

Многие современные музеи уже давно не являются просто «храмами искусств» и хранилищами пыльных древностей. В своей истории музей прошел через череду радикальных преобразований, многие из которых пришлись на последние 100 лет. Музей сегодня — это открытая, публичная, гибридная институция, активно взаимодействующая со своим зрителем, критически работающая с коллекцией и историей, чутко реагирующая на актуальные общественные процессы. Мы собрали 4 издания, которые позволят вам узнать, как музеи сегодня экспериментируют со своими подходами и что позволяет им оставаться актуальными.

Нина Саймон. Партиципаторный музей. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 368 с.

post

Как вовлекать зрителя во взаимодействие в музее?

Куратор и музейный консультант Нина Саймон описывает принципы и стратегии для работы современных музеев, которые стремятся переосмыслить свой опыт взаимодействия со зрителем. По мнению Саймон, музеям сегодня, чтобы оставаться актуальными, необходимо переосмыслить роль публики, которая уже не может быть просто пассивным потребителем, а должна стать активным соучастником музейного процесса. Многие зрители не стремятся к взаимодействию с музеем, так как подобные институции представляются отрешенными от реальной жизни, скучными и надменными «башнями из слоновой кости». На примере реальных практик современных учреждений автор разработала понятное и доступное руководство для институций в сфере культуры. Каждый совет — это шаг для музея в сторону его превращения в пространство для диалога, сотворчества и социализации.

Клементин Делисс. Метаболический музей. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 136 с.

post

Как можно оживить классический этнографический музей?

Куратор и историк искусства Клементин Делисс описывает период своей работы в качестве директора Музея мировых культур во Франкфурте-на-Майне и те изменения, которые она пыталась привнести в работу этнографического музея. По мнению Делисс, музеям такого типа необходимо избавиться от колониального, фетишизированного отношения к артефактам других культур и позволить им обрести свой голос, актуальный здесь и сейчас. Этого можно достичь путем проведения лабораторных исследований на основе музейной коллекции, использования метода «ре-медиации» для избавления этнографических объектов от старых интерпретаций, привлечения исследователей и сообществ к производству знания об экспонатах, комплексного обновления подхода музея к сотрудникам, зрителям, пространству, архиву и коллекции. Все это позволит музею стать по-настоящему живым организмом, в котором происходит открытый, публичный «обмен веществ»: знаний, опыта, взаимодействий, проектов, исследований.

Клэр Бишоп. Радикальная музеология, или Так уж «современны» музеи современного искусства? М.: Ад маргинем Пресс, 2014. 96 с.

post

Как современный музей может критически работать с историей?

Известный британский искусствовед Клэр Бишоп обращается с критикой к современным музеям, выбирающим коммерческую и развлекательную стратегию «модного мейнстрима». Ключевым для нее оказывается работа музеев с категорией «современности», и если большинство музеев сегодня тяготеет к «презентизму», бесконечному укоренению в настоящем, то ряд институций выбирает другую, более радикальную стратегию. На примере трех музеев (Ван Аббе, Музей королевы Софии и Metelkova) Бишоп анализирует стратегию «диалектической современности», в рамках которой музеи с историческими коллекциями создают критические, политизированные, анахронические разговоры о современности.

Мультисенсорный музей: междисциплинарный взгляд на осязание, звук, запах, память и пространство. Под редакцией Нины Левент и Альваро Паскуаля-Леоне. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022. 520 с.

post

Что и как мы чувствуем в музее?

В данном сборнике представлены статьи экспертов из областей нейробиологии, психологии, истории, антропологии, искусства, педагогики, которые предлагают переосмыслить современный музей с точки зрения нашего чувственного восприятия. По мнению авторов, опыт зрителя не может сводиться просто к пассивному потреблению информации, но по своей сути всегда представляет собой мультисенсорный комплекс, состоящий из эстетического, чувственного, эмоционального, социального, интеллектуального измерений. Поэтому современный музей должен учитывать комплексность зрительского опыта и разрабатывать подходы и программы, активирующие разные стороны нашего восприятия. В книге проанализированы примеры современных музейных мультисенсорных практик, воздействующих на разные органы чувств зрителя, не только зрение, но и слух, обоняние, тактильное и пространственное восприятие. Отдельная часть сборника посвящена размышлению о музеях будущего и о том, как новые технологии будут менять наш чувственный опыт.

Что такое современный музей?
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more