Original size 707x1149

Романский и готический стили в кино жанра фэнтези. Чем обусловлен выбор?

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Содержание

1. Введение 2. Концепция 3. Романская архитектура 4. Облик и особенности романской архитектуры 5. Готическая архитектура 6. Облик и особенности готической архитектуры 7. Визуальный анализ 8. Романский стиль в кино жанра фэнтези 9. Готический стиль в кино жанра фэнтези 10. Заключение 11. Библиография 12. Источники изображений

Введение

Жанр фэнтези уходит корнями в мифы и эпосы — в общем, в сакральные представления о мире древних народов. Ещё до появления письменной литературы человек стремился объяснить устройство окружающего мира через образы богов, духов, героев и чудовищ. Эти истории были выдуманы не для развлечениям: они служили инструментом осмысления реальности, способом передать коллективный опыт, ценности и страхи.

Более узнаваемые черты будущего жанра фэнтези складываются в европейском фольклоре — в мифологии, средневековых сказках, преданиях, легендах и героических песнях. Именно здесь появляются мотивы магии, путешествия, борьбы с темными силами и параллельных миров, которые позднее станут структурной основой жанра.

Современный же фэнтезийный канон, в том виде, в каком его понимают сегодня, сформировался в XX веке благодаря Дж. Р. Р. Толкину, которого нарекли «отцом современного фэнтези». Его концепция «вторичного мира» — полностью самостоятельной вселенной со своей историей, культурой и языками — задала высокую планку для жанра и оказала влияние на последующие поколения писателей, художников и режиссёров.

Концепция

Особенно важным элементом в кино жанра фэнтези стала средневековая архитектура, а именно: готический и романский стили. Эти стили неспроста доминируют в жанре фэнтези — они несут мощный культурный код, помогают погрузить зрителя в атмосферу средневековой сказки, древнего магического мира. Более того, оба стиля оба стиля исторически связаны с религиозной архитектурой — церквами, аббатствами, монастырями, что усиливает ощущение духовной глубины, священного пространства и мифического таинства.

Моя гипотеза заключается в том, что выбор романского или готического стиля в кино жанра фэнтези обусловлен не только исторической логикой мира, но прежде всего его «идеологией», характером культуры и эмоциональным тоном повествования. Режиссёры часто противопоставляют эти два архитектурных языка. Романская архитектура используется как символ устойчивости, порядка и древней мощи; она ассоциируется с земным, человеческим, простым — с рыцарями, королями, ранними крепостными цивилизациями. Готика же визуально связана с мистикой, духовным поиском, сверхъестественными силами и внутренней драмой; её нередко выбирают для изображения эльфийских королевств, магических замков, демонических сил и высоких, почти неземных цивилизаций.

Таким образом, в своём исследовании я рассмотрю различия романского и готического архитектурных стилей, проанализирую, как режиссёры используют их как инструмент визуального сторителлинга, и постараюсь ответить на вопрос: «Чем обусловлен выбор между романским и готическим стилями в кино жанра фэнтези?»

Романский стиль

Романская архитектура формируется в X–XII веках в Западной Европе — это период, когда экономика постепенно восстанавливается, развивается ремесло, укрепляется церковная организация, а политическая ситуация становится более устойчивой после эпохи варварских нашествий. В это время народ стремился к защите, стабильности и сохранению порядка, что напрямую отражается в архитектурном облике эпохи.

Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, Италия, VI в.

Ключевые предпосылки возникновения романского стиля:

• Рост паломничеств, требовавший строительства крупных церквей, аббатств и монастырских комплексов, способных принимать большое количество людей.

• Наследие позднеримской архитектуры: многие конструктивные принципы и декоративные мотивы были переосмыслены и адаптированы, что и дало название стилю — «романский» от romanus (с латинского «римский»).

• Необходимость оборонительного строительства — замков, крепостей, городских стен и храмов, которые нередко выполняли одновременно и религиозную, и защитную функцию. Именно отсюда происходят массивность, монументальность, толстые стены и маленькие окна, ставшие ключевыми чертами романики.

Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, Италия, VI в.

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе (Basilica di Sant’Apollinare in Classe) — это выдающийся памятник ранневизантийского искусства, расположенный в Равенне, Италия, и входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Церковь была построена во второй четверти VI века (приблизительно между 532 и 549 годами) при поддержке византийского императора Юстиниана I. Базилика возведена над предполагаемым местом захоронения святого Аполлинария, первого епископа Равенны и покровителя города. Изначально она находилась рядом с древним римским портом Классис, откуда и происходит её название.

Церковь Сан Систо, Пиза, Италия, XI в.

Церковь Сан-Систо в Кортевеккья (Chiesa di San Sisto in Cortevecchia) — это одна из старейших церквей Пизы, расположенная недалеко от площади Рыцарей.

Возведение церкви в её современном облике началось в 1087 году — в честь значительной морской победы Пизанской республики над сарацинами у Аль-Махдии в Тунисе, одержанной 6 августа. Хотя освящение храма состоялось лишь в 1133 году, он использовался задолго до этого: здесь проходили ключевые нотариальные процедуры Пизанской коммуны и заседания Совета старейшин.

Облик и особенности романской архитектуры

Романская архитектура воспринимается человеком как тяжёлая, монолитная и приземлённая. Здания производят впечатление крепостей, твёрдо «стоящих на земле». Пространственная организация строга и симметрична, формы лаконичны и устойчивы.

Для романской архитектуры характерны:

• толстые каменные стены, несущие основную нагрузку; • полукруглые арки как главный конструктивный элемент; • цилиндрические и крестовые свод; • небольшие, узкие окна; • массивные столбы, пилоны и низкие башни; • сдержанный декоративный язык, основанный на геометрических и символических мотивах.

Портал церкви Санта-Мария (Church of Santa Maria) расположен в поселении Виу-де-Льевата (Viu de Llevata) в Каталонии, Испания.

Original size 960x473

Аббатство Святого Филиберта, Турнус, Франция, IX век

Аббатство Святого Филиберта, Турнус, Франция, IX век

Original size 1000x667

Аббатство Святого Филиберта, Турнус, Франция, IX век

Аббатство Сен-Филибер в Турнусе (Abbaye Saint-Philibert de Tournus) — это выдающийся памятник романской архитектуры во Франции, который считается одним из наиболее полно сохранившихся монастырских комплексов XI века в Европе.

Истоки аббатства относятся к IX веку. В 875 году бенедиктинские монахи, бежавшие с острова Нуармутье из-за набегов викингов, нашли приют в Турнусе. Король Карл Лысый предоставил им землю и защиту, а сами монахи привезли с собой мощи своего покровителя — святого Филиберта. Это событие превратило Турнус в значимый религиозный центр и точку притяжения для паломников.

Готическая архитектура

Готика, развивавшаяся с XII по XVI век, стала архитектурным ответом на новые духовные и технологические возможности Европы. В этот период растут города, усиливаются торговля и ремесло, появляются университеты и городские общины, которые активно участвуют в строительстве. Готическая архитектура воплощает идеал светлого, устремлённого вверх храма — пространства, наполненного божественным светом.

Original size 2048x1362

Приматиальный собор Святого Андрея в Бордо, Франция, XI по XVI в.

Предпосылки формирования готического стиля

• Инженерные инновации. Появление стрельчатой арки, ребристого свода и системы аркбутанов позволило значительно облегчить конструкции и поднять стены и своды на невиданную ранее высоту.

• Рост городов и значение городских соборов. Храмы становятся символами независимости, богатства и статуса. Городские общины соревнуются, стремятся превосходить друг друга в художественной и конструктивной сложности своих соборов.

• Новая религиозная символика света. Свет воспринимается как проявление божественной мудрости, поэтому задача архитектуры — наполнить внутреннее пространство светом и цветом, что получается благодаря крупным витражам

Приматиальный собор Святого Андрея в Бордо, Франция, XI по XVI в.

Original size 2048x1362

Приматиальный собор Святого Андрея в Бордо, Франция, XI по XVI в.

Original size 2048x1362

Приматиальный собор Святого Андрея в Бордо, Франция, XI по XVI в.

Бордоский собор (Bordeaux Cathedral), официально известный как Приматиальный собор Святого Андрея в Бордо (фр. Cathédrale-Primatiale Saint-André de Bordeaux), является главным католическим собором и исторической достопримечательностью города Бордо, Франция, Создавался и перестраивался несколько столетий: с XI по XVI век.

Собор был местом проведения нескольких значимых королевских свадеб, в том числе бракосочетания Алиеноры Аквитанской с будущим королем Франции Людовиком VII в 1137 году и свадьбы Анны Австрийской с Людовиком XIII в 1615 году.

Высокий собор Святых Петра и Марии в Кёльне, Германия, 1248–1880 гг.

Высокий собор Святых Петра и Марии в Кёльне, Германия, 1248–1880 гг.

Кёльнский собор (нем. Kölner Dom), официальное название — Высокий собор Святых Петра и Марии в Кёльне, является одним из величайших шедевров европейской готической архитектуры и самым известным долгостроем в истории. Его строительство растянулось на 632 года: с 1248 по 1880 год

Главной причиной строительства такого грандиозного сооружения стало хранение Раки трех волхвов (или Трех королей) — священной реликвии, привезенной в Кёльн в 1164 году. Эта реликвия превратила Кёльн в один из важнейших центров паломничества в Европе.

Облик и особенности готической архитектуры

Готическая архитектура — это пространство вертикали, света и лёгкости. Масса стены стремится свестись к нулю, уступив место каркасной структуре, пронизанной витражами. В отличие от романики, готика создаёт ощущение не тяжести, а духовного подъёма, невесомости.

Ключевые признаки готики:

• стрельчатые арки, визуально подчёркивающие вертикаль; • ребристые (нервюрные) своды, создающие структурный ритм; • аркбутаны и контрфорсы, разгружающие стены; • огромные окна и витражи, формирующие «цветной свет»; • высокие нефы и вытянутые пропорции; • богатый декоративный язык: пинакли, краббы, ажурные каменные узоры; • развитая скульптура, интегрированная в фасады и порталы.

Характерные для готической архитектуры элементы, слева направо: стрельчатая арка, аркбутаны

Сент-Шапель, Париж, Франция, 1242–1248 гг.

Сент-Шапель, Париж, Франция, 1242–1248 гг.

Сент-Шапель (Sainte-Chapelle) — это шедевр готической архитектуры XIII века, расположенный на острове Сите в самом центре Парижа. Часовня была построена по заказу короля Людовика IX (Святого) как гигантский реликварий для хранения священных христианских реликвий

Людовик IX приобрёл у византийского императора ценнейшие реликвии, включая Терновый венец Иисуса Христа и фрагмент Животворящего Креста. Чтобы достойно разместить их, он в 1242–1248 годах построил эту изящную часовню.

Визуальный анализ

В качестве визуального материала я выбрала вселенную Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец»: трилогию «Властелин колец», дилогию «Хоббит», а также сериал «Кольца Всевластия». Такая выборка позволяет проследить, как режиссёры и художники-постановщики используют архитектурные стили для выражения характера миров, культур и мифологических смыслов.

Романский стиль в кино жанра фэнтези

Минас Тирит или же Белый город, которым его прозвали из-за белого камня, из которого выстроен Минас Тирит — это вымыщленный город-крепость из романа Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец». Город-крепость построен в романском стиле, толстые стены, мощные опоры, монолитность камня — здесь нет «воздушных» элементов; всё подчёркивает практичность и древний военный опыт.

Город выстроен слоями — как огромная каменная крепость, где каждая терраса работает оборонительно. Тяжесть форм передаёт ощущение непоколебимости.

Original size 1200x497

Минас Тирит, Кадр из расширенной версии фильма «Властелин колец: Возвращение короля», 2003 г.

Минас Тирит — «город людей», и его визуальный язык подчёркивает ключевые черты человеческой расы во вселенной Толкина:

• стойкость перед тьмой,

• материальная храбрость,

• прочное, но уязвимое величие,

• практичность и зависимость от обороны,

• историческая память, но не вечность.

Original size 736x368

Минас Тирит, Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля», 2003 г.

Original size 1200x500

Минас Тирит, Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля», 2003 г.

Малые окна, ограниченные световые проёмы — все это визуально создаёт ощущение закрытости, сосредоточенности, защиты.

Original size 1308x736

Кадр из расширенной версии фильма «Властелин колец: Возвращение короля», 2003 г.

Минас Тирит, Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля», 2003 г.

Original size 1200x500

Минас Тирит, Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля», 2003 г.

Минас Тирит, Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля», 2003 г.

Простота декора, преобладание грубых каменных текстур: украшений почти нет — акцент не на утончённости, а на стойкости, силе, защите.

Original size 1308x736

Минас Тирит, Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля», 2003 г.

Нуменор — островное королевство расы сильнейших людей. В «Кольцах Всевластия» Нуменор визуально выстраивается как цивилизация, сформировавшаяся в момент своего величия. Архитектура островного королевства опирается на принципы, характерные для романского стиля.

Original size 1308x736

Нуменор, Кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти», 2012.

Здания, площади, дворцы строятся из больших каменных блоков, подчёркивающих древность и устойчивость культуры. Даже декоративные элементы выглядят тяжёлыми и монументальными.

Original size 1308x736

Нуменор, Кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти», 2012.

В отличие от эльфийской архитектуры, нуменорские постройки основаны на строгих горизонталях и вертикалях. Симметрия и логичность планировки подчёркивают порядок и рациональность.

Original size 1308x736

Нуменор, Кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти», 2012.

Даже дворцы и административные сооружения выглядят как крепости. Нуменор — остров-мощь, государство, уверенное в себе, но при этом всё ещё осознающее необходимость защиты от внешних угроз.

Original size 540x400

Романские элементы подчеркивают идеологию Нуменора: это человеческая цивилизация на пике, но всё еще связанная с реальностью, тяжестью мира. Архитектура выражает силу и величие, но также ограниченность, материальность, конечность человеческой природы;

Нуменор — визуальный образ королевства, которое стоит на земле твёрдо, но не смотрит в небо (в отличие от эльфов).

Готический стиль в кино жанра фэнтези

Original size 1200x500

Линдон, кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти», 2012 г.

Линдон — это одно из эльфийских королевств в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина, расположенное на северо-западном побережье Средиземья. Его населяют северные эльфы.

Original size 736x414

Линдон, кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти», 2012 г.

Здесь эстетика становится ещё «чище» готической: огромные «световые стены» из тончайшего камня, витые арки, похожие на цветочные лепестки, прямое символическое ощущение света как субстанции (в готике — «солнечный свет Бога»).

Золотой лес, Нуменор, Кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти», 2012.

Original size 1308x736

Линдон, кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти», 2012 г

Ривенделл, Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля», 2003 г.

Ривенделл — это вымышленное эльфийское убежище и город-крепость в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина, расположенное в Восточной долине Эред Луин (Синие горы) в Средиземье.

Original size 998x527

Ривенделл, Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля», 2003 г.

Ривенделл — архитектура воздуха, света и духовности

Ривенделл в фильмах — один из наиболее ярких примеров готизирующей эстетики.

Original size 1200x500

Ривенделл, Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля», 2003 г.

Вертикальность и стремление вверх: даже самые маленькие постройки вытянуты, устремлены к свету. Это символизирует духовность и «возвышенность» эльфов.

За кадром трилогии «Властелин колец», 2001–2003 гг.

Большие арочные проёмы, тонкие колонны: в отличие от романских тяжёлых столбов, здесь всё выглядит лёгким, почти невесомым.

Ривенделл, Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля», 2003 г.

Ажурность форм: элементы напоминают резьбу, ветви, переплетения линий — это готика, соединённая с природными мотивами.

Original size 1308x736

Заседание Белого совета в Ривенделле, кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие», 2012 г.

Пространственность и обилие света: здания словно растворяются в ландшафте — нет ощущения стены как преграды.

Ривенделл, Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля», 2003 г.

Отсутствие оборонительной логики: Ривенделл не крепость, хотя и защищён магически. Это место знаний, покоя, созерцания.

Модель эльфийского города Ривенделл

Модель эльфийского города Ривенделл

Заключение

Проведённый анализ показывает, что изначальная гипотеза о различном использовании романского и готического стилей в фэнтезийном кино — а именно во вселенной «Властелина колец» — полностью подтверждается. Архитектурные решения здесь действительно отражают не столько исторические ассоциации, сколько глубинную «идеологию» народов Средиземья, их мировосприятие и эмоциональный характер.

В человеческих цивилизациях — Нуменоре, Минас Тирите, других городах людей — преобладает романская визуальная логика. Массивные стены, тяжёлые арки, монументальность, ощущение крепости и земли — всё это подчёркивает конечность и уязвимость человеческой жизни, необходимость защиты и стремление сохранить порядок в мире, постоянно подвергающемся угрозам. Такая архитектура кажется надёжной, практичной, созданной для борьбы с временем и врагами — точно так же, как и человеческие королевства Толкина, неустойчивые, но волевые, стойкие, но смертные.

Эльфийские пространства, напротив, строятся по принципам, близким к готике: вертикали, свет, лёгкость, изящество линий, органичная связь с природой. Архитектура Ривенделла или Лотлориэна выглядит почти нематериальной — она не «стоит» на земле, а «вырастает» из неё. Это визуально передаёт ключевые свойства эльфов: бессмертие, духовность, уход от времени, гармонию с природой, стремление к высшему. Готическая выразительность здесь служит не историческим цитированием, а метафорой внутреннего мира эльфийских культур.

Таким образом мы можем сделать вывод, что противопоставление романики и готики в кинематографистом мире Толкина — продуманное художественное решение.

Bibliography
1.2.3.

Огюст Шуази. Всеобщая история архитектуры / Огюст Шуази; пер. с фр. Курдюков Н. С., Денисова Е. Г. — Москва: Издательство «Эскимо», 2022 — (Серия «Подарочные издания. Всеобщая история (нов. оф)»)

4.5.
Image sources
Show
1.

https://www.wikiart.org/ru/romanskaya-arkhitektura/all-works

!

filterName: all-paintings-chronologically, resultType: masonry (дата обращения 03.12.2025)

2.3.

https://forum.awd.ru/viewtopic.php? (дата обращения 03.12.2025)f=1127& t=425229 (дата обращения 03.12.2025)

4.

https://pxhere.com/en/photo/921931 (дата обращения 03.12.2025)

5.

https://en.wikipedia.org/wiki/Gothic_architecture (дата обращения 03.12.2025)

6.7.8.

https://kannelura.ru/?p=11453 (дата обращения 03.12.2025)

9.10.

https://en.wikipedia.org/wiki/Romanesque_architecture# (дата обращения 03.12.2025)

11.

https://stilarhitekturi.livejournal.com/343958.html (дата обращения 03.12.2025)

12.

https://arda.reactor.cc/post/4812400 (дата обращения 03.12.2025)

13.

https://middleearthdecor.wordpress.com/2011/03/30/rivendell/ (дата обращения 03.12.2025)

14.

https://www.artstation.com/artwork/9N9GAq (дата обращения 03.12.2025)

15.

https://www.kinopoisk.ru/film/328/ (дата обращения 03.12.2025)

16.

https://www.kinopoisk.ru/film/3498/ (дата обращения 03.12.2025)

17.

https://www.kinopoisk.ru/film/312/ (дата обращения 03.12.2025)

18.

https://www.kinopoisk.ru/series/1112513/ (дата обращения 03.12.2025)

Романский и готический стили в кино жанра фэнтези. Чем обусловлен выбор?
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more