Церковь в Арпачёве. Загадки русского палладианства. on HSE Design
Original size 2581x3623

Церковь в Арпачёве. Загадки русского палладианства.

16

Добраться до Арпачёва, где сохранился один из шедевров Николая Львова — церковь Казанской иконы Божией Матери (1783–1791) не очень-то просто. От Торжка на машине сначала в Никольское-Черенчицы — родовое поместье великого русского дилетанта, потом еще немного в селение, когда-то принадлежавшее его дядьям. Дорога частью «с твердым покрытием», то есть не асфальтированная, местами с колдобинами. Но удовольствие побывать в этих местах стоит и больших испытаний.

big
Original size 3464x4358

Казалось бы, мы все про такую архитектуру понимаем: русское палладианство, симметрия, стремящаяся к центрической, в плане, большой купол, термальные (по образцу тех, что в термах Диоклетиана) окна, два дорических портика. Но загадок здесь на самом деле много.

Кажется, мы привыкли принимать как данность и в принципе не задумываемся о том, почему во многих своих сакральных сооружениях Львов использует облик палладиевых вилл? Ведь у великого итальянца храмы выглядят иначе, с гражданскими постройками их не спутаешь. А подобные формы и у Палладио, и у Скамоцци изначально предназначались для casa del padrone — центральных объемов сельскохозяйственных поместий на терраферме, то есть на принадлежащей Венеции «твердой земле».

Original size 3290x4618

Но еще интереснее контраст между «светским» внешним видом церкви в Арпачёве и экзальтированной программой ее внутреннего оформления.

Original size 2000x1412

Есть известное, датированное 17 августа 1791 г. письмо Николая Львова Петру Лукичу Вельяминову, члену львовско-державинского кружка. Его можно читать двояко — и как подведение итога дружеского спора об уместности в классицистической постройке алтаря, оформленного, судя по описанию, во вкусе рококо, и одновременно как выражение скрытых подтекстов, отражающих общие, хотя и не обсуждаемые открыто, духовные устремления эпохи. Эту тему, как правило, наиболее явно озвучивали масоны, однако в принципе в высших слоях общества к ней были небезразличны все.

Original size 3162x4475

Сам Николай Львов в ложу, по-видимому, никогда не вступал, по крайней мере крупнейший специалист по истории русского масонства Андрей Иванович Серков никаких свидетельств его принадлежности к «братьям» не нашел. Однако мысли о том, как обрести жизнь вечную с гарантиями большими, чем церковь дает своим обычным прихожанам, и о своего рода историческом развитии веры от Ветхого Завета к Новому, а там и к Страшному Суду и тому, что за ним последует, были, очевидно неизбежны в думах образованного сословия.

Вспомним известную надпись В. И. Баженова на чертеже фасада Михайловского замка в Гатчине, выполненном Миллером в 1792 г.:

«Под церковию в рюстике должно быть фигурам Моисею и Арону, ибо рюстической закон прошел, а в новой Благодати, должно быть камню, или Петру с Павлом, что и означено у алтаря наружной церкви…»

Следы этого интереса и переписки мы и можем увидеть в письме, где и отправитель, и адресат явно понимают скрытые смыслы простого на первый взгляд повествования:

«Чур не отпираться! Ты сказал мне однажды и мимоходом, увидя, что я чертил иконостас арпачевской церкви из зелени, без столбов, без карниза: „Как тебе, братец! нестыдно мешать такую дрянь с важною архитектурою твоей церкви?“ Я промолчал вопреки моему обычаю, а сделал иконостас по-своему. Пальмы у меня поддерживают из их же ветвей сплетенную сквозную решетку, которая от оглашенных заграждает престол Бога мира; несколько херувимов и с ваиями (пальмовыми листьями — С. К,) переплетенное их орудие защищают оный от рук недостойных, дозволяя, однако, глазу прелестию святыни приводить души их к покаянию»

Пальмы — известный атрибут Ветхозаветного Храма, можно сказать, один из его символов. Испанский монах, потомок сефардов Хуан Батиста Вилляльпандо на рубеже XVI–XVII веков даже ордер специальный придумал, где вместо аканфа в коринфской капители под триглифно-метопным фризом как самом красивом, элегантном и единственно достойном столь важного сооружения, применены пальмовые листья и плоды. А решетка, ограждающая престол от оглашенных — не аллюзия ли это на священнические комнаты в проекте пророка Иезекииля, своего рода сакральные шлюзы, защищающие священнослужителей в ритуальных одеждах от случайных касаний профанной толпы?

Original size 1324x1986

Гравюра с ордером Соломонова Храма из издания: Chapter by Villalpando, Parallel title: Capital to Villalpand, Signed: J. G. Pintz sculps, copperplate, plate CCCCXLIV, Füssli, Johann Melchior; Pinz, Johann Georg (sculps.), 1731, Johann Jakob Scheuchzer: Kupfer-Bibel (…). Augspurg und Ulm: gedruckt bey Christian Ulrich Wagner, 1731-1735

Иез.40:16. Решетчатые окна были и в боковых комнатах и в столбах их, внутрь ворот кругом, также и в притворах окна были кругом на внутреннюю сторону, и на столбах — пальмы.

Еще одна отсылка к ветхозаветной тематике в письме:

«Вчера церковь нашу освятили, и мы все были „под сению Авраамлею, истинного Бога славяще“, по словам одного священнослужителя, который, освящая церковь, так на всенощной оную уподобил»

Original size 2000x1412

Наконец, быть может самое главное у Львова:

«Прибавь к сему чувство благоговения и святыни, а к ним, хотя и непарно, удовольствие строителя, увидевшего счастливый конец труда своего и с семьею многочисленною благодарящего за то Бога помощника в полном удостоверении, что в новопостроенном Ему на осьми саженях храме помещается во всей вселенной Невместимый»

«Помещается Невместимый». Это очевидная отсылка к теме шехины (шхины) в Ветхом Завете, к главному призванию Скинии Моисеевой и Соломонова Храма — быть вратами, сакрально чистым пространством, через которое Слава Господня являет себя в тварном, материальном, говоря современном языком, мире. Создавать такие пространства и есть высшее призвание зодчего согласно представлениям той эпохи, является ли он вольным каменщиком или нет.

Original size 3342x4335

Итак, вид творения Львова, обращенный вовне, согласно его представлениям и не должен акцентировать тему церковного здания. Здесь Николай Александрович, скорее всего, был солидарен с Баженовым, высказавшим на церемонии закладки Кремлевского дворца и для сегодняшнего дня актуальную мысль:

«Некоторые думают, то, что и Архитектура как одежда входит и выходит из моды; но как Логика, Физика и Математика не подвержены моде, так и Архитектура; ибо она подвержена основательным правилам, а не моде».

Основательные правила универсальны, для усадьбы (виллы) и храма, для Палладио, Баженова и Львова. А вот внутри здания, как и во внутреннем мире человека, могут кипеть страсти, рождаться возвышенные мысли, а также пламенеть экзальтация религиозных чувств.

Литература:

Львов Н. А. Избранные сочинения / Прсдисл. Д. С. Лихачева. Вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. К Ю. Лаппо-Данилевского. Перечень архитектурных работ Н. А. Львова А. В. Та¬таринова. — Кёльн; Веймар; Вена; Бёлау; СПб.: Пушкинский Дом, РХГИ, Акрополь, 1994. С. 339-340.

Михайловский замок 2000: Михайловский замок. Замысел и воплощение. В сб.: Михайловский замок. Замысел и воплощение. Каталог. СПб.: Palace Editions, 2000, С. 54–55.

Сумароков А. П. Полное собрание всех сочинений, в стихах и прозе, Покойнаго действительнаго статскаго советника, ордена св. Анны кавалера и Лейпцигскаго ученаго собрания члена, Александра Петровича Сумарокова. Собраны и изданы в удовольствие любителей российской учености Николаем Новиковым, членом Вольнаго Российскаго собрания при Имп. Московском университете Ч. 2. М, Университетская типография у Н. Новикова [б. и.], 1781. С. 332–333.

Фотографии С. Кавтарадзе.

Проектные чертежи выполнены специалистами фирмы «Тверьпроектреставрация» и опубликованы на сайте https://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/torzhokskij-rajon/1655-arpachevo-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi-tserkov

Церковь в Арпачёве. Загадки русского палладианства.
16
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more