
До сих пор мы разговаривали в континентальной тональности, но покинем на время континент и, из озорства, перепишем главу о чёрной пене в аналитическом стиле условного Уилларда Квайна — минималистично: чёткая логическая артикуляция, ясная онтологическая посылка, минимум метафор. Самореферентный трюк в том, что сама чёрная пена и есть чистая детерриториализация; «детерриториализируя» дискурс, описывая чёрную пену логически‑плоским слогом, мы видим, как легко любая формальная сетка начинает пузыриться на краях.

Рассмотрим феномен, обозначаемый термином «чёрная пена» (ЧП), как онтологическую модель. Утверждается, что ЧП обладает следующими характеристиками:
Пена — это совокупность пузырей, ограниченных тонкой плёнкой жидкости, в которой распределены газы. В нашем случае используется метафора «чёрной пены», предполагающая не только визуальную непрозрачность, но и онтологическую неопределённость.
ЧП составлена из дискретных суб-единиц (пузырей).
Эти суб-единицы частично пересекаются и встроены друг в друга.
В структуре отсутствует стабильная иерархия.
Поверхность ЧП демонстрирует переменную степень напряжения (внутреннего и внешнего).
ЧП представляет собой онтологическую модель реальности, в которой:
— каждый пузырь — потенциальный объект; — отношения между пузырями описываются как зоны флуктуации; — никакой объект не является фундаментальным, каждый встроен в оболочку другого.
Это подразумевает фрактальную онтологию, где отношения и объекты невозможно зафиксировать на одном уровне.
Переход от пузыря к пузырю (включая моменты их разрыва) интерпретируется как перманентное становление — термин, обозначающий отсутствие фиксированной субстанции и непрерывность трансформации.
В аналитических терминах это можно выразить так:
Пусть O_i — объект, определённый как пузырь i. Пусть t — момент времени. Если ∀t, O_i (t) не сохраняет свои граничные условия, то O_i не является субстанциальным объектом в аристотелевском смысле.
Следовательно, объект определяется через dO_i/dt (его изменение), а не через O_i как таковой.
Цвет (или качество) «чёрный» в данном контексте указывает не на спектральную характеристику, а на онтоэпистемическую непрозрачность.
Чёрный (x) означает ¬∃P: P (x) — нет предиката P, который исчерпывающе описывал бы x в терминах доступных чувственных или логических признаков.
Отсюда:
ЧП есть множество элементов x таких, что каждый x удовлетворяет Чёрный (x).
Это эквивалентно введению понятия объекта в режиме ускользания (харманианский реальный объект), то есть объекта, обладающего онтологической полнотой, но эпистемической непрозрачностью.
ЧП используется как эпистемологическая рамка в контексте проектирования. Если дизайн мыслится как работа с объектами, которые ещё не оформились, то:
Объекты проектирования находятся внутри пены как виртуальные модальности.
Любое проектное действие есть локальная мутация структуры ЧП.
Это приближает дизайн к динамическим теориям сложности, где объекты — эффекты процессов, а не исходные сущности.
Таким образом, термин «чёрная пена» обозначает:
1. онтологическую модель реальности, в которой объекты:
— не имеют фиксированных границ; — структурированы фрактально; — изменчивы и взаимозависимы.
2. эпистемологическую модель знания, в которой:
— каждый объект частично непознаваем; — знание является производной функцией становления, а не отражения.