Original size 1140x1600

Желание сокрушить несокрушимое — как брутализм возмущает и внушает мощь

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

big
Original size 3500x2000

Иллюстрация к авторскому сеттингу «Пантеон», Кожназарова Аделя, 2025

Сейчас я работаю над учебным проектом — игрой «Пантеон». События игры происходят в вымышленном сеттинге, где существует военная диктатура — и ее мощь показана с помощью архитектуры в стиле брутализма.

big
Original size 1920x1080

Ле Корбюзье, фрагмент из фильма «План Ле Корбюзье: Буэнос-Айрес», 1929

Задача исследования — сформулировать набор приемов, которые применялись при проектировании архитектуры брутализма. Этот набор нужен для того, чтобы овладеть теоретической базой, которую можно передать арт-отделу команды разработки «Пантеон»-а. Арт-отдел, в свою очередь, применит на практике при концентрировании, проектировании и моделировании архитектуры в нашей игре.

Брутализм — это

Термин произошел от французского béton brut — «необработанный бетон». Брутализм — ветвь модернизма 1950-х. Один из самых ненавистных архитектурных стилей в истории.

Original size 1200x801

Banco Hipotecario, Clorindo Testa, 1966

Original size 1080x1080

Храм Святой Троицы («Храм Вотрубы»), Фриц Вотруба, 1974-1976

Стиль, призванный обеспечить дешевое и исключительно надежное решение для строительства зданий и целых городов. Главный материал — железобетон, который не маскировался и был выставлен напоказ, как конечный вид постройки.

Original size 1199x816

Жилая единица, Ле Корбюзье, 1945-1952

Инструмент 1: Голый бетон

Original size 2048x1362

Главный зал святилища Ото Акаги, фото: Saigen Jiro, год фотографии: 2013

Обычно здания украшены характерным для каждой страны, региона образом. Благодаря этому можно сказать «Архитектура страны N» и в голове всплывет картинка среднестатистического здания с характерными элементами.

Original size 900x599

Храм Святой Троицы («Храм Вотрубы»), Фриц Вотруба, 1974-1976

Ключевой элемент брутализма — отсутствие таких характерных элементов. Это отсутствие регионального своеобразия вызывает диссонанс у общества.

Original size 1200x800

Banco Hipotecario, Clorindo Testa, 1966

Хоть это не несокрушимость в прямом смысле, тот факт, что общество хочет военную диктатуру разрушить, уже создает благоприятные условия в уме члена общества — в нашем случае, игрока — чтобы ему хотелось сокрушить несокрушимое.

Инструмент 2: слишком мало деталей

Original size 900x599

Храм Святой Троицы («Храм Вотрубы»), Фриц Вотруба, 1974-1976

Большие монолитные блоки на фоне более текстурной природы и окружающей архитектуры выглядят странно, неестественно. Инородность такого сооружения вне контекста не дает положительного или негативного впечатления — но повышает бдительность человека, из-за чего тот больше значения придает остальным признакам. В нашем случае, все эмоции, которые мы хотим вызвать у игрока — монументальность; давление; возмущение — утрируются.

Инструмент 3: слишком много деталей

Original size 1200x675

Здание мэрии Бостона («Boston City Hall»), Герхард Каллман, Майкл Маккиннелл и Эдвард Ноулз, 1963-1968

В противоположном направлении, но по той же логике работает слишком большое количество деталей. Это вызывает рябь в глазах и воспринимается инородно. В зависимости от того, как воспринимается деталь, которая многократно повторяется — привлекательно, жутко или, может, футуристично — вся композиция воспринимается гиперболизированно красиво (перфекционизм, утопия), жутко или инопланетно соответственно.

Перфекционизм, Утопия (справа)

Original size 1245x529

Скриншот из сериала «Arcane», 2 сезон, 7 серия, 2024

Жуткое, отталкивающе, пугающее (слева)

Original size 1240x506

Скриншот из сериала «Arcane», 2 сезон, 8 серия, 2024

Инопланетное

Original size 1920x1080

Иллюстрация силового поля с сайта «nevseoboi.com.ua», 2021

В купе с приемами брутализма: гиперболизированно монументальное, давяще величественное

Original size 1400x933

Здание мэрии Бостона («Boston City Hall»), Герхард Каллман, Майкл Маккиннелл и Эдвард Ноулз, 1963-1968

Вдобавок, в случае с брутализмом, эти детали еще одинаковые. Такой же прием используется в хоррор-фильмах и -играх при проектировании локации — лиминальные пространства. Одна из особенностей лиминального пространства, которая вызывает ужас у игрока — периодически повторяющиеся элементы интерьера и локации. Прием работает как при малом количестве деталей, так и при большом.

Original size 3840x2880

Иллюстрация лиминального пространства из статьи «Что такое лиминальные пространства, и как лиминальность стала популярным трендом», 2024

Инструмент 4: Цвет бетона

Original size 900x596

Исследовательский центр экспериментальной медицины, Кампус Шарите Бенджамина Франклина, Герд Генска, Курт Шмерсов, 1967-1981

Также сам материал, бетон, имеет весьма мрачный цвет — темно-серый. Эмоционально силуэт многократно превышающий размер человека, вдобавок, в мрачном цвете создает негативное впечатление, гиперболизированное размером здания.

Инструмент 5: Текстура

Original size 2620x1747

Экспериментальный дом семьи Перуджини, Джузеппе Перуджини, Рейнальдо Перуджини, Уга Де Плезант, 1968-1971

Ситуация усугубляется спустя годы после сооружения здания, когда бетон подвергается внешним — но никак не внутренним — повреждениям, а именно, следам от дождя и сырости. В итоге получается неприятная, мрачная и суровая текстура, которая добавляет постройке дополнительную брутальность.

Инструмент 6: Давление композицией

Original size 1600x900

Библиотека Гейзеля, Уильям Перейро, 1968

Эта библиотека занимает собой сильно больший объем визуального пространства, чем площадь, на которой она построена. Причиной тому — расширение конструкции к верху.

Original size 1800x1200

Библиотека Гейзеля, Уильям Перейро, 1968

Из-за того, что на земле библиотека Гейзеля занимает одну площадь, а ее настоящие габариты в несколько раз больше — складывается ощущение, что постройка окутывает собой пространство вокруг, захватывает больше пространства, чем ей положено.

Original size 1500x785

Библиотека Гейзеля, Уильям Перейро, 1968

Для стороннего зрителя это воспринимается как нарушение личного пространства, пересечение личных границ, давление на них. Само ощущение давления вызывает желание отбиваться. А сам факт, что постройка способна захватывать чужое пространство, подразумевает у нее сильную, давящую ауру.

Инструмент 7: Прямые углы

Original size 4956x2749

Храм Святой Троицы («Храм Вотрубы»), Фриц Вотруба, 1974-1976

Сооружение целиком из бетонных блоков создает впечатление постройки грубой, необработанной. Грубость с точки зрения формы является как качеством отталкивающим, так и внушающим мощь. Получается, этот прием как настраивает игрока негативно по отношению к диктатуре, так и указывает на ее несокрушимость.

Инструмент 8: Рубленые углы

Original size 2648x1621

Исследовательский центр экспериментальной медицины, Кампус Шарите Бенджамина Франклина, Герд Генска, Курт Шмерсов, 1967-1981

Пирамидки на стене этого исследовательского центра воспринимаются зрителем как шипы.

Original size 1280x720

Исследовательский центр экспериментальной медицины, Кампус Шарите Бенджамина Франклина, Герд Генска, Курт Шмерсов, 1967-1981

Также скошенные углы имеются у самой стены — относительно земли и крыши, она под наклоном — и рамы входных дверей, которая тоже под наклоном относительно земли и навеса.

Original size 1600x900

Библиотека Гейзеля, Уильям Перейро, 1968

Более выраженно «шипы» заметны в ранее обсужденной библиотеке Гейзеля. Хоть наклонные опоры по бокам здания выполняют чисто практическую функцию — поддерживают средние и верхние этажи здания — для стороннего наблюдателя они воспринимаются как большие направленные в разные стороны шипы.

Заключение

По окончанию исследования собрался озвученный в концепции набор инструментов из архитектуры брутализма, который можно применять как в архитектуре в реальном мире, так и в архитектуре в игре.

В ходе исследования выяснилось, что впечатление непоколебимой крепости архитектура брутализма создает не напрямую. Непобедимость — комбинация из возмущения, чтобы зритель хотел разрушить здание и все, что с ним связано: и мощи, чтобы выдержать попытки разрушить это здание.

Есть инструменты, которые создают ощущение мощи и его синонимов: Факт оголенного бетона, цвет, композиционное давление, гиперболизированный размер, прямые углы;

Инструменты, вызывающие возмущение у зрителя: Слом устоявшегося в регионе стиля, острые углы, композиционное давление, мрачный цвет, отталкивающая текстура;

А также инструменты-усилители — усиливают те эмоции, которые вызывают основные инструменты выше: гиперболизация размера, слишком большое и малое количество деталей.

В свою очередь, усилители работают не только на эмоции, вызываемые инструментами из этого исследования. Можно применять и другие стили архитектуры, такие, как ар-деко или футуризм –усиливать эмоции, которые вызывают эти стили.

Bibliography
1.

Топ-10 зданий с брутальным характером // www.architime.ru [сайт]. URL: https://www.architime.ru/specarch/top_10_brutalism/brutal_architecture.htm (дата обращения: 27.11.2025)

2.

Брутализм — Википедия // ru.wikipedia.org [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Брутализм (дата обращения: 27.11.2025)

3.

Библиотека Гейзеля — Википедия// ru.wikipedia [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_Гейзеля (дата обращения: 27.11.2025)

Image sources
Show
1.

Топ-10 зданий с брутальным характером // www.architime.ru [сайт]. URL: https://www.architime.ru/specarch/top_10_brutalism/brutal_architecture.htm (дата обращения: 27.11.2025)

2.

File: Akagi-jinja (Fujimi) honden.JPG // commons.wikimedia.org [сайт]. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Akagi-jinja_(Fujimi)_honden.JPG (дата обращения: 27.11.2025)

3.

Geisel Library, University of California, San Diego [1600×900] // imgur.com [сайт]. URL: https://imgur.com/geisel-library-university-of-california-san-diego-1600x900-J6FTD6l (дата обращения: 27.11.2025)

4.

File: Zentrale-Tierlaboratorien-Maeusebunker-Gerd-Haenska-06-2019a.jpg // commons.wikimedia.org [сайт]. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Zentrale-Tierlaboratorien-Maeusebunker-Gerd-Haenska-06-2019a.jpg (дата обращения: 27.11.2025)

5.

Euro hoy en Argentina: a cuánto cotiza la moneda hoy lunes 6 de octubre // www.lanacion.com.ar [сайт]. URL: https://www.lanacion.com.ar/economia/dolar/euro-hoy-en-argentina-a-cuanto-cotiza-la-moneda-hoy-lunes-6-de-octubre-nid06102025/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 27.11.2025)

6.

План Ле Корбюзье: Буэнос-Айрес // saint-petersburg.theatrehd.com [сайт]. URL: https://saint-petersburg.theatrehd.com/ru/films/plan-para-buenos-aires (дата обращения: 27.11.2025)

7.

Geisel Library | Uc San Diego | Stephen Bay Photography// dishcuss.com [сайт]. URL: https://dishcuss.com/post/0DD408D842569F99246B4820EE7483B72FF082C2/Geisel-Library-San-Diego (дата обращения: 27.11.2025)

8.

İnsan sağlığı için fare sığınağı yaptılar // www.yenimesaj.com.tr [сайт]. URL: https://www.yenimesaj.com.tr/insan-sagligi-icin-fare-siginagi-yaptilar-H1548902.htm?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 27.11.2025)

9.

2de5d8fc1f12e38aa47db8e7dbe696fa.jpg — pinimg // i.pinimg.com [сайт]. URL: https://i.pinimg.com/originals/2d/e5/d8/2de5d8fc1f12e38aa47db8e7dbe696fa.jpg (дата обращения: 27.11.2025)

10.

Ten beautiful Brutalist buildings // tr.pinterest.com [сайт]. URL: https://tr.pinterest.com/pin/AcrPhyrNRn3rogTz_HbXnA937t1CxdDtytaOlPMMZSMokroRhEBLFKs/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 27.11.2025)

11.

Абстракція 300 (30 шпалер) // nevseoboi.com.ua [сайт]. URL: https://nevseoboi.com.ua/uk/abstrakcija/29140-abstrakcija-300-30-shpaler.html (дата обращения: 27.11.2025)

12.

‘Arcane’ Season 2, Part 3 Review: A Gorgeous, Dramatic Ending That Still Felt Rushed // www.forbes.com [сайт]. URL: https://www.forbes.com/sites/erikkain/2024/12/02/arcane-season-2-part-3-review-a-gorgeous-dramatic-ending-that-still-felt-rushed/ (дата обращения: 27.11.2025)

13.

Второй акт «Аркейна» великолепен: до финала сериала осталась неделя // www.championat.com [сайт]. URL: https://www.championat.com/cybersport/article-5789984-vtoroj-akt-arkejn-2024-otzyv-vpechatleniya-chto-sluchilos-syuzhet-gde-smotret-netfliks.html?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 27.11.2025)

14.

1669717765_69-newphoto-club-p-purizm-v-arkhitekture-75.jpg — newphoto.club // newphoto.club [сайт]. URL: https://newphoto.club/uploads/posts/2022-11/1669717765_69-newphoto-club-p-purizm-v-arkhitekture-75.jpg (дата обращения: 27.11.2025)

15.

Что такое лиминальные пространства, и как лиминальность стала популярным трендом // disgustingmen.com [сайт]. URL: https://disgustingmen.com/zhizn/limilal-space/ (дата обращения: 27.11.2025)

Желание сокрушить несокрушимое — как брутализм возмущает и внушает мощь
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more