
Концепция

Иллюстрация к авторскому сеттингу «Пантеон», Кожназарова Аделя, 2025
Сейчас я работаю над учебным проектом — игрой «Пантеон». События игры происходят в вымышленном сеттинге, где существует военная диктатура — и ее мощь показана с помощью архитектуры в стиле брутализма.

Ле Корбюзье, фрагмент из фильма «План Ле Корбюзье: Буэнос-Айрес», 1929
Задача исследования — сформулировать набор приемов, которые применялись при проектировании архитектуры брутализма. Этот набор нужен для того, чтобы овладеть теоретической базой, которую можно передать арт-отделу команды разработки «Пантеон»-а. Арт-отдел, в свою очередь, применит на практике при концентрировании, проектировании и моделировании архитектуры в нашей игре.
Брутализм — это
Термин произошел от французского béton brut — «необработанный бетон». Брутализм — ветвь модернизма 1950-х. Один из самых ненавистных архитектурных стилей в истории.
Banco Hipotecario, Clorindo Testa, 1966
Храм Святой Троицы («Храм Вотрубы»), Фриц Вотруба, 1974-1976
Стиль, призванный обеспечить дешевое и исключительно надежное решение для строительства зданий и целых городов. Главный материал — железобетон, который не маскировался и был выставлен напоказ, как конечный вид постройки.
Жилая единица, Ле Корбюзье, 1945-1952
Инструмент 1: Голый бетон
Главный зал святилища Ото Акаги, фото: Saigen Jiro, год фотографии: 2013
Обычно здания украшены характерным для каждой страны, региона образом. Благодаря этому можно сказать «Архитектура страны N» и в голове всплывет картинка среднестатистического здания с характерными элементами.
Храм Святой Троицы («Храм Вотрубы»), Фриц Вотруба, 1974-1976
Ключевой элемент брутализма — отсутствие таких характерных элементов. Это отсутствие регионального своеобразия вызывает диссонанс у общества.
Banco Hipotecario, Clorindo Testa, 1966
Хоть это не несокрушимость в прямом смысле, тот факт, что общество хочет военную диктатуру разрушить, уже создает благоприятные условия в уме члена общества — в нашем случае, игрока — чтобы ему хотелось сокрушить несокрушимое.
Инструмент 2: слишком мало деталей
Храм Святой Троицы («Храм Вотрубы»), Фриц Вотруба, 1974-1976
Большие монолитные блоки на фоне более текстурной природы и окружающей архитектуры выглядят странно, неестественно. Инородность такого сооружения вне контекста не дает положительного или негативного впечатления — но повышает бдительность человека, из-за чего тот больше значения придает остальным признакам. В нашем случае, все эмоции, которые мы хотим вызвать у игрока — монументальность; давление; возмущение — утрируются.
Инструмент 3: слишком много деталей
Здание мэрии Бостона («Boston City Hall»), Герхард Каллман, Майкл Маккиннелл и Эдвард Ноулз, 1963-1968
В противоположном направлении, но по той же логике работает слишком большое количество деталей. Это вызывает рябь в глазах и воспринимается инородно. В зависимости от того, как воспринимается деталь, которая многократно повторяется — привлекательно, жутко или, может, футуристично — вся композиция воспринимается гиперболизированно красиво (перфекционизм, утопия), жутко или инопланетно соответственно.
Перфекционизм, Утопия (справа)
Скриншот из сериала «Arcane», 2 сезон, 7 серия, 2024
Жуткое, отталкивающе, пугающее (слева)
Скриншот из сериала «Arcane», 2 сезон, 8 серия, 2024
Инопланетное
Иллюстрация силового поля с сайта «nevseoboi.com.ua», 2021
В купе с приемами брутализма: гиперболизированно монументальное, давяще величественное
Здание мэрии Бостона («Boston City Hall»), Герхард Каллман, Майкл Маккиннелл и Эдвард Ноулз, 1963-1968
Вдобавок, в случае с брутализмом, эти детали еще одинаковые. Такой же прием используется в хоррор-фильмах и -играх при проектировании локации — лиминальные пространства. Одна из особенностей лиминального пространства, которая вызывает ужас у игрока — периодически повторяющиеся элементы интерьера и локации. Прием работает как при малом количестве деталей, так и при большом.
Иллюстрация лиминального пространства из статьи «Что такое лиминальные пространства, и как лиминальность стала популярным трендом», 2024
Инструмент 4: Цвет бетона
Исследовательский центр экспериментальной медицины, Кампус Шарите Бенджамина Франклина, Герд Генска, Курт Шмерсов, 1967-1981
Также сам материал, бетон, имеет весьма мрачный цвет — темно-серый. Эмоционально силуэт многократно превышающий размер человека, вдобавок, в мрачном цвете создает негативное впечатление, гиперболизированное размером здания.
Инструмент 5: Текстура
Экспериментальный дом семьи Перуджини, Джузеппе Перуджини, Рейнальдо Перуджини, Уга Де Плезант, 1968-1971
Ситуация усугубляется спустя годы после сооружения здания, когда бетон подвергается внешним — но никак не внутренним — повреждениям, а именно, следам от дождя и сырости. В итоге получается неприятная, мрачная и суровая текстура, которая добавляет постройке дополнительную брутальность.
Инструмент 6: Давление композицией
Библиотека Гейзеля, Уильям Перейро, 1968
Эта библиотека занимает собой сильно больший объем визуального пространства, чем площадь, на которой она построена. Причиной тому — расширение конструкции к верху.
Библиотека Гейзеля, Уильям Перейро, 1968
Из-за того, что на земле библиотека Гейзеля занимает одну площадь, а ее настоящие габариты в несколько раз больше — складывается ощущение, что постройка окутывает собой пространство вокруг, захватывает больше пространства, чем ей положено.
Библиотека Гейзеля, Уильям Перейро, 1968
Для стороннего зрителя это воспринимается как нарушение личного пространства, пересечение личных границ, давление на них. Само ощущение давления вызывает желание отбиваться. А сам факт, что постройка способна захватывать чужое пространство, подразумевает у нее сильную, давящую ауру.
Инструмент 7: Прямые углы
Храм Святой Троицы («Храм Вотрубы»), Фриц Вотруба, 1974-1976
Сооружение целиком из бетонных блоков создает впечатление постройки грубой, необработанной. Грубость с точки зрения формы является как качеством отталкивающим, так и внушающим мощь. Получается, этот прием как настраивает игрока негативно по отношению к диктатуре, так и указывает на ее несокрушимость.
Инструмент 8: Рубленые углы
Исследовательский центр экспериментальной медицины, Кампус Шарите Бенджамина Франклина, Герд Генска, Курт Шмерсов, 1967-1981
Пирамидки на стене этого исследовательского центра воспринимаются зрителем как шипы.
Исследовательский центр экспериментальной медицины, Кампус Шарите Бенджамина Франклина, Герд Генска, Курт Шмерсов, 1967-1981
Также скошенные углы имеются у самой стены — относительно земли и крыши, она под наклоном — и рамы входных дверей, которая тоже под наклоном относительно земли и навеса.
Библиотека Гейзеля, Уильям Перейро, 1968
Более выраженно «шипы» заметны в ранее обсужденной библиотеке Гейзеля. Хоть наклонные опоры по бокам здания выполняют чисто практическую функцию — поддерживают средние и верхние этажи здания — для стороннего наблюдателя они воспринимаются как большие направленные в разные стороны шипы.
Заключение
По окончанию исследования собрался озвученный в концепции набор инструментов из архитектуры брутализма, который можно применять как в архитектуре в реальном мире, так и в архитектуре в игре.
В ходе исследования выяснилось, что впечатление непоколебимой крепости архитектура брутализма создает не напрямую. Непобедимость — комбинация из возмущения, чтобы зритель хотел разрушить здание и все, что с ним связано: и мощи, чтобы выдержать попытки разрушить это здание.
Есть инструменты, которые создают ощущение мощи и его синонимов: Факт оголенного бетона, цвет, композиционное давление, гиперболизированный размер, прямые углы;
Инструменты, вызывающие возмущение у зрителя: Слом устоявшегося в регионе стиля, острые углы, композиционное давление, мрачный цвет, отталкивающая текстура;
А также инструменты-усилители — усиливают те эмоции, которые вызывают основные инструменты выше: гиперболизация размера, слишком большое и малое количество деталей.
В свою очередь, усилители работают не только на эмоции, вызываемые инструментами из этого исследования. Можно применять и другие стили архитектуры, такие, как ар-деко или футуризм –усиливать эмоции, которые вызывают эти стили.
Топ-10 зданий с брутальным характером // www.architime.ru [сайт]. URL: https://www.architime.ru/specarch/top_10_brutalism/brutal_architecture.htm (дата обращения: 27.11.2025)
Брутализм — Википедия // ru.wikipedia.org [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Брутализм (дата обращения: 27.11.2025)
Библиотека Гейзеля — Википедия// ru.wikipedia [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_Гейзеля (дата обращения: 27.11.2025)
Топ-10 зданий с брутальным характером // www.architime.ru [сайт]. URL: https://www.architime.ru/specarch/top_10_brutalism/brutal_architecture.htm (дата обращения: 27.11.2025)
File: Akagi-jinja (Fujimi) honden.JPG // commons.wikimedia.org [сайт]. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Akagi-jinja_(Fujimi)_honden.JPG (дата обращения: 27.11.2025)
Geisel Library, University of California, San Diego [1600×900] // imgur.com [сайт]. URL: https://imgur.com/geisel-library-university-of-california-san-diego-1600x900-J6FTD6l (дата обращения: 27.11.2025)
File: Zentrale-Tierlaboratorien-Maeusebunker-Gerd-Haenska-06-2019a.jpg // commons.wikimedia.org [сайт]. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Zentrale-Tierlaboratorien-Maeusebunker-Gerd-Haenska-06-2019a.jpg (дата обращения: 27.11.2025)
Euro hoy en Argentina: a cuánto cotiza la moneda hoy lunes 6 de octubre // www.lanacion.com.ar [сайт]. URL: https://www.lanacion.com.ar/economia/dolar/euro-hoy-en-argentina-a-cuanto-cotiza-la-moneda-hoy-lunes-6-de-octubre-nid06102025/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 27.11.2025)
План Ле Корбюзье: Буэнос-Айрес // saint-petersburg.theatrehd.com [сайт]. URL: https://saint-petersburg.theatrehd.com/ru/films/plan-para-buenos-aires (дата обращения: 27.11.2025)
Geisel Library | Uc San Diego | Stephen Bay Photography// dishcuss.com [сайт]. URL: https://dishcuss.com/post/0DD408D842569F99246B4820EE7483B72FF082C2/Geisel-Library-San-Diego (дата обращения: 27.11.2025)
İnsan sağlığı için fare sığınağı yaptılar // www.yenimesaj.com.tr [сайт]. URL: https://www.yenimesaj.com.tr/insan-sagligi-icin-fare-siginagi-yaptilar-H1548902.htm?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 27.11.2025)
2de5d8fc1f12e38aa47db8e7dbe696fa.jpg — pinimg // i.pinimg.com [сайт]. URL: https://i.pinimg.com/originals/2d/e5/d8/2de5d8fc1f12e38aa47db8e7dbe696fa.jpg (дата обращения: 27.11.2025)
Ten beautiful Brutalist buildings // tr.pinterest.com [сайт]. URL: https://tr.pinterest.com/pin/AcrPhyrNRn3rogTz_HbXnA937t1CxdDtytaOlPMMZSMokroRhEBLFKs/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 27.11.2025)
Абстракція 300 (30 шпалер) // nevseoboi.com.ua [сайт]. URL: https://nevseoboi.com.ua/uk/abstrakcija/29140-abstrakcija-300-30-shpaler.html (дата обращения: 27.11.2025)
‘Arcane’ Season 2, Part 3 Review: A Gorgeous, Dramatic Ending That Still Felt Rushed // www.forbes.com [сайт]. URL: https://www.forbes.com/sites/erikkain/2024/12/02/arcane-season-2-part-3-review-a-gorgeous-dramatic-ending-that-still-felt-rushed/ (дата обращения: 27.11.2025)
Второй акт «Аркейна» великолепен: до финала сериала осталась неделя // www.championat.com [сайт]. URL: https://www.championat.com/cybersport/article-5789984-vtoroj-akt-arkejn-2024-otzyv-vpechatleniya-chto-sluchilos-syuzhet-gde-smotret-netfliks.html?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 27.11.2025)
1669717765_69-newphoto-club-p-purizm-v-arkhitekture-75.jpg — newphoto.club // newphoto.club [сайт]. URL: https://newphoto.club/uploads/posts/2022-11/1669717765_69-newphoto-club-p-purizm-v-arkhitekture-75.jpg (дата обращения: 27.11.2025)
Что такое лиминальные пространства, и как лиминальность стала популярным трендом // disgustingmen.com [сайт]. URL: https://disgustingmen.com/zhizn/limilal-space/ (дата обращения: 27.11.2025)