Original size 2480x3500

BORN IN US, MADE IN JAPAN: Развитие японского джаза в поствоенный период

PROTECT STATUS: not protected
6

РУБРИКАТОР

1. ВВЕДЕНИЕ: ЯПОНИЯ — ПОСТВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО 2. СИБУЯ-КЕЙ: ЖАНРОВАЯ ПОХЛЕБКА 3. BORN IN US, MADE IN JAPAN 4. BORN IN JAPAN, MADE IN US 5. ВЫВОД

1. ВВЕДЕНИЕ: ЯПОНИЯ — ПОСТВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО

post

К концу Второй мировой войны Япония была разваленным государством. Её промышленность и институты были полностью разрушены, и, что ещё хуже, само их чувство собственного достоинства было поставлено на колени. «The Jewel Voice Broadcast» буквально уничтожил каждую крупицу самобытности и предназначения, которые Японская империя себе поставила.

«…Трудности и страдания, которым в будущем предстоит подвергнуться нашей стране, несомненно, будут велики. Мы прекрасно понимаем сокровенные чувства всех вас, наших подданных.

Однако, следуя велению времени и судьбы, мы решили проложить путь к великому миру для всех грядущих поколений, претерпев невыносимое и претерпев невыносимое…»

(Император Хирохито, «„The Jewel Voice Broadcast“», 15.09.1945)

Хотя перспективы будущего казались японцам тяжёлыми и невыносимыми, ситуация кардинально изменилась. В 60-е, 70-е и 80-е годы Япония демонстрировала практически беспрецедентные темпы экономического роста, пока к середине 80-х годов страна не стала одним из самых влиятельных экономических игроков в мире.

big
Original size 1754x1240

Несмотря на то, что технологический скачок Японии привёл к её лидерству на мировой арене, японские культурные институты так и не обрели собственную идентичность. Вопросы о том, что значит быть японцем, остаются открытыми. Не только в узком смысле, но и на протяжении всей жизни японцев, поскольку в страну начали проникать западная культура и многонационализм. Увлечение джазом и французскими йе-йе начало формировать сообщества японских горожан со сложной музыкальной палитрой и отдалёнными постмодернистскими представлениями о японской идентичности.

Yukihiro Takahashi — Saravah! (1978)

post

«Saravah!» (19780) является мягкой комбинацией synth-pop, jazz, bossanova. В создании музыки принимали участие такие музыканты, как Рюити Сакамото и Харуоми Хосоно, новые коллеги Такахаши по группе Yellow Magic Orchestra.

«Мы поняли, что нам не нужно сознательно звучать по-восточному. Когда группа „SMB“ гастролировала по Великобритании, мы также впитывали элементы азиатской культуры. У меня тогда уже был свой модный бренд, и я носил свою одежду в группе. В Париже японские дизайнеры, такие как Kenzo и Issey Miyake, привлекали много внимания, и некоторые из моих костюмов были от Kenzo. Мы чувствовали, что нам не нужно открыто выражать азиатские элементы в нашей музыке, потому что даже если мы пытались подражать западным музыкантам, наша музыка в итоге звучала по-восточному для западных слушателей».

(Юкихиро Такахаси для SunEye Radio, 2020)

Loading...

Ryuichi Sakamoto — Thousand Knives (1977)

post

Альбом «Thousand Knives» (1977) Рюити Сакомото является первым проектом, написанным с помощью микрокомпозера Roland MC-8 — первым автономным секвенсором на базе микропроцессора. MC-8 мог создавать последовательности из тысяч нот, что исключало ограничения 8- и 16-шаговых секвенсоров. Это стало радикальным прорывом в музыкальном творчестве на десятилетия вперёд.

Original size 1754x1240

«Thousand Knives» является серией экспериментов с возможностями MC-8. Каждая из шести композиций отличается искусным владением сложными аранжировками, игривыми вокальными партиями и дерзкими сменами тональностей.

Loading...

Данные альбомы идеально портретизируют Японское пост-военное общество, адаптирующееся под грандиозные изменения в мире, став великой экономической державой.

2. СИБУЯ-КЕЙ: ЖАНРОВАЯ ПОХЛЕБКА

post

6 апреля 1980 года за полицейским участком Сибуя в районе Сибуя открылся магазин Manhattan Records. Его владелец, Масао Хиракава, выпускник Токийского университета, последние десять лет своей жизни (с 1970 года) посвятил дистрибуции музыки, сначала продавцом в отделе пластинок Yamaha Music, а затем сотрудником оптовой компании Disc Center Co. Ltd., что дало ему возможность неоднократно ездить в США для покупки пластинок. К 1980 году его запасы насчитывали около 3000 пластинок.

post

Целью Хиракавы было не просто зарабатывать на продаже пластинок, а распространять культуру грамзаписи по всей стране. Именно тогда, в 1982 году, через два года после открытия Manhattan Records, он основал Всеяпонский фестиваль грампластинок, который проходил в торговом центре Man’yo Kaikan (также известном как Shibuya Shokudō) напротив станции Сибуя. В нём приняли участие восемь магазинов грампластинок из Осаки и Кюсю.

Original size 1754x1240
post

В магазинах пластинок в районе Удагава-тё набирали популярность не только современный хип-хоп и такие ритмы, как джаз и соул, но и повсюду появлялись магазины с импортными пластинками.

Loading...

Эти условия смогли создать поколение с крайне комплексной музыкальной палитрой. Данные эксперименты и поиски своей айдентики проявились в жанре «Сибуя-кей».

3. BORN IN US, MADE IN JAPAN

На западном джазе нарастало влияние растущей популярности фанка, популяризировавшего мощные ритмы и более электрифицированное звучание благодаря появлению первых аналоговых синтезаторов. Соул, R& B, диско и прогрессивный рок стали общими источниками вдохновения в джазовом сообществе.

post

Такие музыканты, как John Coltrane и Sun Ra, переосмысливали джазовую музыку, следуя ее традициям в своих концептуальных и новаторских проектах.

Original size 1754x1240

Этот новаторский подход перекочевал и в японскую музыкальную сцену. Уникальный творческий ландшафт джазового сообщества, а также то, что японская музыка в целом становилась одновременно более экспериментальной и мейнстримовой, привели к появлению в 1970-х годах обилия превосходной японской джазовой музыки.

Original size 1754x1240

Ryo Fukui — Scenery (1976)

post

Альбом «Scenery» считается величайшим японским джазовым альбомом всех времён, представляет собой традиционную, но увлекательную интерпретацию японского джаза. В нём использованы ноты классических американских джазовых пианистов, таких как Дэйв Брубек, и виртуозная игра Фукуи на фортепиано в сопровождении классических джазовых ударных и струнных.

Loading...

В то время как джазовый жанр в Японии и во всем мире был более экспериментальным, «Scenery» звучит почти ностальгически.

Toshiko Akiyoshi ‎– Notorious Tourist From The East (1979)

post

К концу 1970-х годов Акиёси начал включать в свою музыку традиционную японскую музыкальную аранжировку и инструментовку, вдохновленный афроамериканскими джазовыми музыкантами, такими как Дюк Эллингтон и Херби Хэнкок, которые аналогичным образом экспериментировали с традиционными африканскими звуками.

Loading...
Original size 1754x1240

В альбоме Notorious Tourist From The East японские барабаны сочетаются с великолепными трубой, саксофоном и басом.

Fumio Nanri — Ame no Blues (1971)

post

Фумио Нанри, прозванный самим Армстронгом «Сатчмо Японии», — легенда джазовой трубы и один из первых японских джазовых музыкантов, получивших международное признание в 1950-х годах. Известный своим стилем диксиленда и мастерской игрой на трубе, отточенной благодаря сотрудничеству с такими легендами американского джаза, как Луи Армстронг и Бобби Хэкетт, Фумио Нанри, мягко говоря, выделялся в Азии.

Loading...

Hiroshi Suzuki — Cat (1975)

post

Альбом Хироси Судзуки 1975 года «Cat» — признанный шедевр японского джаз-фанка, отмеченный за плавный, проникновенный грув и изысканное звучание. Критики отмечают превосходную игру музыкантов, особенно виртуозные соло Судзуки на тромбоне, чёткую ритм-секцию и атмосферное взаимодействие Fender Rhodes и саксофона. Альбом, включающий такие треки, как «Shrimp Dance» и «Romance», считается «забытой жемчужиной» жанра, которая теперь находит более широкую аудиторию благодаря переизданиям.

Loading...

«Cat» — это выдающийся, свежий взгляд на традиционный джаз. В большинстве случаев Сузуки и его группа сохраняют классический звук с длинными партитурами, плавными ударными и прекрасными соло на тромбоне от Сузуки как в заглавном треке, так и в заключительном «Romance».

Akiko Yano — Granola (1987)

post

Акико Яно является одним из самых разносторонних музыкантов в Японии. От пластинки «Granola» (1987) являющейся эталонным примером сити-поп до эксперементальных электронных работ в альбоме «ごはんができたよ» («Ужин Готов», 1980).

Original size 1754x1240
Loading...

Запись «Piano Nightly» (1995) представляет собой полностью написанный на фортепиано альбом с тонким прочетнием типичных для джазза ритмических структур с звонким вокалом Яно.

4. BORN IN JAPAN, MADE IN US

Martin Denny — Quiet Village: The Exotic Sound of Martin Denny (1959)

post

По уровню китча мало какой жанр в истории популярной музыки может сравниться с экзотикой. Достигнув своего пика в послевоенный период, этот жанр часто представлял собой завораживающую смесь высокой и низкой концепций, сочетание звуков южной части Тихого океана и Востока, какими многие «воображали» эти острова. Экзотика — это плод фантазии и домыслов, но стереотипы жанра укоренены в определённом историческом контексте. Его образы и звучание отражают послевоенную американскую культуру, в которой он добился известности.

Loading...

«Мартин Денни — это музыка, которая изменила мою конституцию. Даже в Токио я чувствовал себя безумным, когда слышал его беззаботный „Sake Rock“, то, что японцы никогда не смогли бы создать».

(из книги «Hosono Sightseeing 1969-2019»)

The Dave Brubeck Quartet — Jazz Impressions of Japan (1964)

post

Запись представляет собой собрание музыкальных впечатлений, а не всестороннее исследование японской культуры. Брубек стремился передать чувства и новое понимание, возникающие при знакомстве с другой культурой, каждая мелодия отсылает к определённой сцене или ощущению, возникшему во время тура.

Loading...
Original size 1754x1240

John Coltrane — Peace On Earth (1966)

post

«Peace On Earth» с записи Джона Колтрейна 1966 года «Live in Japan» — мощная и эмоционально резонансная баллада, демонстрирующая его потрясающую технику и гениальный импровизационный талант. Произведение, которое также было записано вживую с японским оркестром, получило высокую оценку за динамический диапазон и глубину. Критики отмечают, как Колтрейн сочетает мелодические аллюзии из своей карьеры с новаторским гармоническим языком. В то время как в оригинальной студийной версии присутствуют струнные, концертные версии подчёркивают коллективную энергию группы и способность Колтрейна находить в своей музыке как тишину, так и бурное движение.

Loading...

Cannonball Adderley — Nippon Soul (1964)

post

Nippon Soul — высоко оцененный концертный альбом 1964 года, представляющий одну из лучших групп Кэннонболла Эддерли, сочетающую энергичный хард-боп с радостным, проникновенным настроением, которое нашло отклик у японской публики. Критики хвалят альбом как яркое отражение творчества Эддерли середины его карьеры, подчёркивая сплочённость группы и живую, весёлую атмосферу. Он считается отличным знакомством с «классическим» звучанием Эддерли и включает в себя великолепное исполнение таких треков, как «Brother John» и заглавный трек «Nippon Soul».

Loading...
Original size 1754x1240

5. ВЫВОД

Как и джаз любой эпохи и региона, японский джаз 1970-х годов является продуктом своей культурной и социальной среды, чётко определяемой своими элементами и легко узнаваемой по источникам вдохновения.

Японский джаз 1970-х годов помог многим музыкальным критикам обратить внимание на Японию в последующие десятилетия, когда японская поп-музыка и хип-хоп стали глобальным явлением. Именно поэтому японский джаз 1970-х годов навсегда останется значимой частью истории японской музыки.

BORN IN US, MADE IN JAPAN: Развитие японского джаза в поствоенный период
6
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more