Original size 1140x1600

Бог изганных

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
big
Original size 2007x1376

Валерий Щекалов. Живое пламя. 2007

Образ Иисуса на протяжении веков остается одним из самых универсальных, мощных и узнаваемых символов в культуре. Появившись в религиозном каноне со строгими иконографическими правилами, этот образ постепенно выходил за рамки сакрального пространства. Он становился предметом художественных образов, поисков и философских и религиозных размышлений, а также мог найти свое применение в острых социальных комментариях. Трансформацию Христа мы можем наблюдать в мейнстримном искусстве. Эта тенденция есть также и в работах художников-аутсайдеров. В этой маргинализованной зоне, свободной от давления академических норм, рыночных ожиданий и религиозных догм, рождаются искренние и парадоксальные интерпретации. В них Иисус может предстать личным спасителем, объектом критики, частью сложной мифологии. В данном визуальном исследовании я хочу рассмотреть, как художники-аутсайдеры трансформировали образ ИИсуса Христа через визуальный анализ и концепции произведений. Я хочу выявить, как и почему художники-аутсайдеры отталкивались от каноничного Иисуса Христа, создают радикально новые версии.

Это является главным ключевым вопросом в моем визуальном исследовании. Я предполагаю, что каноническией образ Иисуса подвергается деконструкции. Он может служить инструментом для выражения личной, синкретичной веры или для критики и отторжения религиозных догм, может воплощать архетип невинной жертвы, проецироваться на других персонажей, использоваться для создания альтернативных духовных систем.

big
Original size 1600x1173

Никита Поздняков. Хагги Вагги. 2025

Данная тема является актуальной, так как позволяет исследовать механизмы взаимодействия маргинального сознания с центральными культурными кодами, как христианская иконография. А также узнаваемый образ Иисуса Христа служит точкой отсчета, которая поможет демонстрировать и анализировать отклонения от канона.

Принцип отбора художников и визуального материала строится на нескольких критериях. Во-первых важно, чтобы художник не имел систематического профессионального образования, работал в изоляции от арт-рынка и создавал свои работы через внутреннюю потребность. Во-вторых важно было найти примеры, которые демонстрируют различные типы трансформации образа Иисуса. Третьим критерием была визуальная составляющая, важно, чтобы образы были яркими, качественными. Я также опиралась на текстовые источники, особое внимание уделила статьям и книгам Анны Суворовой, статьи про художников, онлайн галереи с произведениями художников-аутсайдеров. Структура исследования подчинена сравнительному анализу. Работа делится на две части. В первой я рассмотрю образ Христа с традиционной стороны. Художники искренне верят. Во второй части я рассмотрю художников-аутсайдеров, которые предлагают трансформацию образа.

Визуальное исследование выстраивается как анализ диалога между культурным каноном и маргинальным сознанием, где фигура Иисуса Христа выступает в роли образа, позволяющего художнику-аутсайдеру высказаться на универсальном языке, который он может изменить и трансформировать.

Введение. Образ Иисуса Христа в искусстве

Original size 2560x1280

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495

Образ Иисуса Христа на протяжении двух тысячелетий остается центральным и самым узнаваемым символом западного искусства. Зародившись в строгих рамках раннехристианской иконографии, где каждое движение, цвет и атрибут были подчинены богословскому канону, этот образ прошел сложнейшую эволюцию. От возвышенных и вневременных ликов византийских мозаик он двигался к одухотворенному гуманизму Ренессанса, драматизму Барокко и, наконец, к субъективным и зачастую провокационным трактовкам в искусстве Нового и Новейшего времени. Художники каждой эпохи вкладывали в образ Христа свои вопросы, сомнения и надежды, делая его не только объектом поклонения, но и зеркалом человечества.

Однако наиболее радикальный разрыв с традицией произошел не в лоне академического или мейнстримного искусства, а на его периферии — в творчестве художников-аутсайдеров. Свободные от давления художественного образования, рынка и религиозных институтов, эти авторы подошли к образу Иисуса с позиций чистой, ничем не ограниченной субъективности. Для одних он стал близким другом и спасителем, для других — символом невинной жертвы, чью судьбу они проецируют на собственные фантазии, а для третьих — объектом критики или элементом личной мифологии. Именно в этом маргинальном пространстве канонический лик Христа претерпевает самые удивительные метаморфозы, превращаясь в «личину» — маску, за которой скрывается уникальный внутренний мир творца. Данное исследование ставит своей целью систематизировать и проанализировать эти стратегии трансформации, раскрывая, как через переосмысление вечного сюжета аутсайдеры говорят о самом главном: о страдании, вере, одиночестве и поиске спасения.

Original size 1704x1258

Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь. Распятие. 1515

В рамках традиции: сакральный лик Христа

Образ Иисуса Христа на протяжении веков формировался в рамках строгой иконографической традиции, определяющей не только его внешний облик, но и сакральную сущность. В этой главе рассматриваются работы художников-аутсайдеров, которые, несмотря на свою маргинальность, остаются верными каноническому пониманию образа. Для Христос предстает не объектом эксперимента, а воплощением искренней веры, а их творчество становится формой молитвы или проповеди, продолжающей традицию сакрального искусства.

Говард Финстер

Original size 1549x1538

Говард Финстер в своем доме в Райском саду, расположенном в Северной Джорджии

Американец Говард Финстер — уникальная фигура на карте аутсайдерского искусства, прошедший путь от баптистского проповедника до «художника-миссионера». Свою творческую миссию он начал с создания «Райского сада» — тотальной среды, где библейские цитаты на вывесках соседствовали с фолк-арт-скульптурами. Переломный момент наступил в 1976 году, когда, по его словам, Бог явился ему в видении и повелел создать 5000 картин для проповеди Евангелия. Финстер исполнил и превзошел этот наказ, создав к 1989 году более 10 000 пронумерованных работ. Говард Финстер выражает через образ Иисуса свою проповедь, его работы наполнены искренней верой и личным откровением.

Original size 1813x1214

Слева: Фотография из Райского сада. Справа: Говард Финстер. Words of Jesus Only. 1981

В работе «Words of Jesus Only» (1981) изображение служит рамкой для священного текста. Финстер буквально заставляет зрителя «читать» картину, превращая её в плакат-проповедь. Таким образом, он не просто рисует Христа, но и озвучивает его, делая акцент на учении, а не на внешности. Сам образ становится вторичным по отношению к Слову. Также создаётся впечатление, что автор поговорил с Богом, а потом написал его слова у себя в работе. Зритель сначала видит узнаваемый образ Иисуса, по всем привычным нам канонам, а затем вчитывается в его слова с картины.

Original size 3422x1705

Говард Финстер. Youth of Jesus. 1988

На картине «Youth of Jesus» (1988) Говард Финстер изображает молодого Иисуса, акцентируя внимание на его человеческой, а не божественной природе. Зритель видит, как образ Бога представляется более очеловеченным, юным, с невинной улыбкой на лице. Из этого можно сделать вывод, что автор приблизился к образу Иисуса, выразил его неопытный возраст, тем самым приблизив Иисуса к людям.

Элайджа Пирс

Original size 3296x1441

Элайджа Пирс. Crucifixion. Середина 1930-х

Original size 4527x2000

Слева: Элайджа Пирс. Christ Carrying the Cross. 1972. Справа: Элайджа Пирс. Book of Wood. 1966

Christ Carrying the Cross. Пирс наполняет сцену яркими, «переливающимися» красками и динамичными, жестикулирующими фигурами. Это создает эффект движения и эмоциональной напряженности. Ключевой прием Пирса — создание эмоциональной двусмысленности. Толпа, окружающая Христа, может как ликовать, так и скорбеть. Эта неоднозначность вовлекает зрителя, заставляя его самого занять позицию и задуматься о своей роли в этой евангельской драме. Его Христос — это не отстраненный божественный мученик, а центральная фигура живого, почти театрального действа, в котором участвуют обычные люди. Book of Wood. Фактически, это библия в скульптуре. Серия резных панелей, рассказывающая библейские истории, представляет собой попытку буквально «вырезать» Слово Божье в материальном мире. Это трансформация сакрального текста в тактильный, доступный каждому объект, где Иисус становится главным героем народного эпоса. На данной иллюстрации зритель видит образ Иисуса очеловеченным. Он машет зрителю рукой, показывая, что Бог ближе, чем все думают

Original size 2258x1581

Элайджа Пирс. Untitled. 1966

Альберт Вагнер

Творчество Альберта Вагнера, афроамериканского художника-проповедника, демонстрирует еще один путь трансформации — создание личного, синкретического культа, где библейские сюжеты смешиваются с его собственной харизматической фигурой, включая в свои работы темнокожих персонажей.

Original size 2236x1325

Слева: Альберт Вагнер. Untitled. Справа: Альберт Вагнер. Untitled.

Для его работ характерны яркие, часто тревожные цвета, мощная экспрессия и упрощенные, но выразительные формы. Его фигуры лишены академического изящества, они угловаты и наполнены грубой духовной силой.

Вагнер не просто иллюстрирует Евангелие; он присваивает его, делая частью своего пророческого служения. Его многочисленные Untitled работы на религиозные темы свидетельствуют о том, что эти сюжеты были для него настолько личными и непосредственными, что не требовали пояснений. Он создавал свою собственную иконографию, где Святое Семейство и распятый Христос существовали в измерении его личного откровения.

Original size 1981x1525

Слева: Альберт Вагнер. Crucifixion. Справа: Mary, Joseph, and Jesus.

Валерий Щекалов

Валерий Щекалов — российский художник-аутсайдер, чья судьба типична для поколения, пережившего травмы военного детства и социальные потрясения конца XX века. Рано оставшись без родителей, он воспитывался в детском доме, сменил множество профессий (слесарь, топограф), а в 1970-е годы отбывал тюремный срок, который сам описывает как время внутреннего перерождения и обращения к рисованию и религии. После освобождения он вел жизнь затворника, целиком посвятив себя творчеству и духовным поискам. Его мировоззрение — это синтез православия, староверия, эзотерики (агни-йога, теософия) и собственных мистических откровений, что он сам называет конструированием «личной религии».

0

Валерий Щекалов:

  1. Взгляд идущего. 2013.
  2. Живое пламя. 2007.
  3. Формы. Взгляд. 2016.
  4. В нем усталость. 2006

Щекалов представляет собой уникальный случай создания приватной иконографии, где образ Иисуса Христа становится пластичным материалом для выражения личного опыта. Щекалов создал тысячи работ, зацикленных на одном круге образов — мужской лик, трактуемый как лик святого или Христа. Для Щекалова, как и для иконописца, процесс является формой медитации и приобщения к сакральному. Однако он использует не церковный канон, а вырабатывает свой собственный, основанный на его внутреннем видении. Он трансформирует идею канона из внешнего, заданного правила — во внутренний, психологически необходимый ритуал.

Любите Бога Больше, Чем Молитву, Медитацию, Деяние, Ибо Он Есть Все И Каждое Его Деяние Есть Благодарности Шаги

[Цитата из дневников художника. 2010. Архив Анны Суворовой]

Его Христос (или святой) — это не догматический образ, а персонификация внутреннего состояния: «взгляд идущего», «усталость», «живое пламя». Он наделяет сакральный лик человеческими, почти психологическими характеристиками, что чуждо традиционной иконе, но крайне близко экзистенциальным поискам аутсайдера. Валерий Щекалов в вашем исследовании занимает место художника, который не сатирически переосмысляет, а глубоко интериоризирует и присваивает образ Христа.

Владимир Зороастров

Владимир Зороастров (род. 1962) — российский художник-самоучка, глубоко воцерковленный старообрядец. Его творческий путь начался в 2000-е годы, и с самого начала был связан с религиозной тематикой. Не имея профессионального художественного образования, Зороастров разработал уникальную технику рисования, напоминающую штриховку, достигаемую с помощью очень тонких, почти стертых кистей.

Original size 3316x1274

Владимир Зороастров:

  1. День второй. Твердь. 2014.
  2. День первый. Свет. 2014.

Зороастров вводит в сцену Первого дня фигуру Иисуса Христа. Он изображает свет, исходящий из ран Иисуса, тем самым проецируя событие Нового Завета (искупительную жертву Христа) на момент сотворения мира. Это теологическая дерзость, оправданная его личным откровением. Кроме того, художник помещает в композицию апостолов и собственное изображение, что делает его непосредственным свидетелем и соучастником божественного акта.

В работе «День первый. Свет» Зороастров продолжает свою стратегию синтеза сакрального и профанного. Помимо канонических фигур, он изображает пожилую женщину с собакой и свою мать. Это морально-этическое, а не догматическое понимание тверди. Доброта, по его мысли, является фундаментом мироздания. Чернота добавляет в композицию элемент научной фантастики, где религиозное откровение соседствует с концепцией мультивселенной.

Вывод к разделу

Аутсайдерское искусство демонстрирует, что верность канону не исключает глубоко личного переживания образа Христа. Художники этой группы, оставаясь в рамках традиционной иконографии, наполняют ее искренней, подчас наивной, но оттого не менее мощной верой. Их работы показывают, что сакральный лик продолжает выполнять свою первостепенную функцию — быть проводником между человеком и божественным, даже за пределами официального культурного и религиозного контекста.

Деконструкция канона: трансформация образа Христа

Если первая часть исследования была посвящена сохранению традиции, то вторая обращается к радикальным трансформациям сакрального образа. Художники-аутсайдеры, рассмотренные в этой главе, используют фигуру Христа как материал для создания собственных мифологий, социальной критики или выражения экзистенциального отчаяния. Через гротеск, профанацию и помещение в несвойственный контекст они деконструируют канон, обнажая его пластичность и способность говорить на языке личных и коллективных травм.

Генри Даргер

Генри Даргер (1892–1973) — американский художник-самоучка и писатель, чье творчество было обнаружено лишь после его смерти. Его жизнь была полна трагических событий: смерть матери в раннем детстве, жизнь в приюте и последующее помещение в специализированный интернат для умственно отсталых детей, где он подвергался жестокому обращению и попыткам побега. В течение многих лет Дарджер работал санитаром в католической больнице, вел жизнь затворника и в одиночестве создавал грандиозный труд — эпический роман «В царствах нереального» (In the Realms of the Unreal) объемом более 15 000 страниц с сотнями иллюстраций.

Original size 4087x1158

Генри Даргер. Иллюстрации. Середина XX века.

Original size 1372x556

Генри Даргер. Фрагменты иллюстраций. Середина XX века.

На своих иллюстрациях Даргер изображает сцены массового распятия маленьких девочек солдатами. Композиция часто напрямую отсылает к традиционной иконографии «Распятия»: фигура ребенка занимает центральное положение, часто пригвождена к дереву или крестообразной конструкции, иногда в окружении других жертв. Однако эта иконография лишена всякого намёка на искупительную жертву Иисуса; она носит характер документальной фиксации жестокости и абсурда. В христианской традиции распятие — это залог будущего спасения. У Даргера распятие детей не несет никакого искупительного смысла. Это чистое, бессмысленное и неоправданное страдание. Он деконструирует идею «смысла жертвы», оставляя лишь её ужасающую, человеческую правду.

0

Генри Даргер. Иллюстрации. Середина XX века.

Канонический лик Спасителя растворяется в универсальном и шокирующем архетипе невинной жертвы-ребенка. Через эту проекцию Даргер выражает как глубокую личную травму, так и создает мощную метафору несправедливости и жестокости мира. Его распятые дети — это иконы XX века, в которых сакральный смысл замещен экзистенциальным ужасом, что делает его творчество одним из самых сильных и спорных примеров переосмысления религиозного канона в аутсайдерском искусстве

Никита Поздняков

Никита Поздняков (род. 1987) — российский художник, работающий в стилистике ар-брют и примитивизма. Не имея профессионального художественного образования, он начал заниматься живописью в двадцать лет, обучаясь у своего отца. Значимой темой для Позднякова является «омская тоска» — фраза, которую он придумал и которая стала лейтмотивом его творчества.

Original size 1802x1200

Слева: Никита Поздняков. Космос. 2018. Справа: Никита Поздняков. Распятие. 2018.

0

Никита Поздняков:

  1. Сколько лет. 2025.
  2. В след. 2025

На этих работах Иисус оказывается в привычной нам обстановке советских пятиэтажек. Никита Поздняков приземляет божественное и погружает в земные локации, что выглядит неожиданно. На последних своих работах художник часто использует этот приём.

Original size 2252x1597

Слева: Никита Поздняков. Время пришло. 2025. Справа: Никита Поздняков. Я сам себе тюрьма. 2025.

Эти работы демонстрируют страдания Иисуса. Однако по моему субъективному мнению в этих образах есть сатирический контекст, хотя и обладает темной атмосферой. Художник активно использует в своих работах портреты политических личностей и погружает их в непривычный контекст, а зрители наблюдают за их неожиданным взаимодействием.

Original size 1600x1269

Никита Поздняков. Спаситель. 2025.

Александр Лиханов

Александр Лиханов (род. 1982) — современный российский художник-аутсайдер из Пермского края, чье творчество сформировалось на стыке тяжелого личного опыта и духовных поисков. Его биография включает тюремное заключение, героиновую зависимость и психиатрический опыт, что он сам описывает как жизнь «до знакомства с Христом», от которой он отрекается. Переломным моментом стало его обращение к вере, которая, однако, приобрела у него крайне нетрадиционные, синкретические формы.

Александр Лиханов представляет собой радикально иной полюс трансформации образа Христа по сравнению с его каноничным образом. Лиханов ведет с сакральными образами открытую борьбу и деконструкцию, граничащую с гротескной сатирой и созданием новой мифологии борьбы со Злом.

0

Александр Лиханов. Другой закон. Брошюра. Начало 2010-х

В его скульптурах «Христос II» (2013) и «Христос Воскресе» (2013) религиозный контекст заявлен прямо, но визуальная трактовка далека от канона.

Скульптуры, вырезанные из дерева, отсылают к изначальной форме бревна. Черты лица архаичны и упрощены, раскраска имеет ровный, аппликативный характер. В них есть «некоторая экспрессия», но отсутствует глубина и благость традиционного образа.

Лиханов не столько прославляет Христа, сколько провозглашает его своим союзником в борьбе. Его Христос лишен канонического величия; это скорее символ, талисман в его личной апокалиптической войне против «системы», которую он отождествляет с Дьяволом. Это не сатира в смысле насмешки, а снижение и присвоение образа для утилитарных целей личной битвы.

Original size 2031x1333

Слева: Александр Лиханов. Христос II. 2013. Справа: Александр Лиханов. Христос Воскресе. 2013.

Original size 1962x1224

Александр Лиханов. Триптих «Счастливого пути». 2013.

Александр Лиханов в исследовании — это художник, который не интериоризирует образ Христа, а мобилизует его для внешней борьбы.

Его трансформация — это демонстративная деконструкция и снижение. Его Христос — не объект поклонения, а «командир» или «союзник» в его личной апокалиптической войне. Он использует сакральные образы как материал для создания новой, гибридной мифологии, сплавляя христианство, тюремный сленг, массовую культуру и личный травматический опыт.

Стратегия Лиханова — это провокационная экстериоризация. Он выносит внутреннюю борьбу наружу в форме гротескных, почти сатирических объектов и инсталляций.

Вывод к разделу

Деконструкция канонического образа Христа в творчестве аутсайдеров оказывается не актом разрушения, а способом высказывания о наболевшем. Через распятых детей у Генри Даргера, тюремную рубашку у Никиты Позднякова или апокалиптический театр Александра Лиханова проступают темы невинной жертвы, социального насилия, экзистенциального одиночества, сатирического отражения. Эти художники не упрощают образ, а усложняют его, заставляя работать в пространстве личного мифа и острой социальной рефлексии, демонстрируя, что сакральное способно говорить даже из самых маргинальных позиций.

Вывод

Образ Иисуса Христа в искусстве аутсайдеров является не второстепенным сюжетом, а уникальной призмой, через которую раскрываются ключевые черты этого феномена. Анализ показал существование двух полярных, но важных стратегий работы с сакральным каноном.

С одной стороны, такие авторы, как Говард Финстер и Элайджа Пирс, остаются в рамках традиции, используя образ Христа для искренней проповеди и выражения личной веры. Их творчество подтверждает, что аутсайдерское искусство способно быть глубоко духовным, не порывая с иконографическим каноном, но наполняя его непосредственностью и личным переживанием.

С другой стороны, радикальная трансформация и деконструкция канона у Генри Даргера, Никиты Позднякова и Александра Лиханова обнажает самую суть аутсайдерского искусства — его способность говорить о личных и коллективных травмах, социальной критике и экзистенциальных кризисах. Через распятых детей, Христа в тюремной камере или гротескные инсталляции эти художники превращают универсальный символ в мощный инструмент высказывания о несправедливости, одиночестве и поиске смысла в маргинальном существовании.

Таким образом, от верности канону до его тотальной деконструкции — все стратегии подтверждают главное: в аутсайдерском искусстве образ Христа остается живым, который эти художники используют для диалога с миром на самых глубоких и часто болезненных уровнях человеческого опыта.

Bibliography
Show
1.

Суворова, А. А. Аутсайдерское искусство в России: тенденции, темы, образы / А. А. Суворова. — Москва: ИД Городец, 2020. — 160 с. + 40 с. ил.

2.

Суворова, А. А. Религиозный дискурс в американском аутсайдерском искусстве / А. А. Суворова // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. — 2019. — № 1. — С. 53–60. — УДК 7.036.

3.

Суворова, А. А. Религиозный дискурс в американском аутсайдерском искусстве / А. А. Суворова // Искусствоведение. — 2019. — № 1. — С. 53–60. — УДК 7.036.

4.

Duffy, C. What is Henry Darger’s In the Realms of the Unreal? [Электронный ресурс] // The Collector. — URL: https://www.thecollector.com/what-is-henry-darger-realm-unreal/ (дата обращения: 25.11.2025).

5.

Richards, C. Henry Darger’s Unadulterated Imagination [Электронный ресурс] // Guernica. — URL: https://www.guernicamag.com/christopher-richards-henry-dargers-unadulterated-imagination/ (дата обращения: 25.11.2025).

6.

Поздняков, Никита Юрьевич. «Космос» [Электронный ресурс] // Аукционный дом «Литфонд». — URL: https://www.litfund.ru/auction/603s1/86/ (дата обращения: 25.11.2025).

7.

Поздняков, Никита Юрьевич [Электронный ресурс] // Википедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2,%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения: 25.11.2025).

8.

Bonovitz, J. Outsiders No More [Электронный ресурс] // Gwarlingo. — URL: https://gwarlingo.com/2013/outsiders-no-more-bonovitz-philadelphia-museum-of-art/ (дата обращения: 25.11.2025).

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.

https://nikitapozdnyakov.ru/Gallery4/N1088.jpg (дата обращения: 25.11.2025).

25.

https://nikitapozdnyakov.ru/Gallery4/N1085.jpg (дата обращения: 25.11.2025).

26.

https://nikitapozdnyakov.ru/Gallery4/N1081.jpg (дата обращения: 25.11.2025).

27.

https://nikitapozdnyakov.ru/Gallery3/N0929.jpg (дата обращения: 25.11.2025).

28.

https://nikitapozdnyakov.ru/Gallery3/N0884.jpg (дата обращения: 25.11.2025).

29.

https://nikitapozdnyakov.ru/Gallery3/N0973.jpg (дата обращения: 25.11.2025).

30.

https://vk.com/photo-122542154_456240172 (дата обращения: 25.11.2025).

31.

https://vk.com/photo-122542154_456240196 (дата обращения: 25.11.2025).

32.

https://vk.com/photo-122542154_456240197 (дата обращения: 25.11.2025).

33.

https://vk.com/album-122542154_241656253 (дата обращения: 25.11.2025).

34.

https://vk.com/photo-122542154_456240220 (дата обращения: 25.11.2025).

35.36.37.
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more