
1. Человек как мифологический герой 2. Платоновская слепота 3. Сексуальность и самопожертвование 4. Эстетика обреченности: трагедия света и форм 5. Пещера, из которой не выйти
«Нормальный мужчина — верный брат, настоящий гражданин, настоящий патриот…
— Настоящий фашист»
«Конформист» (1970)
Тень на стене пещеры
Фильм «Конформист» Бернардо Бертолуччи — это глубокое погружение в мир, где поиск «нормальности» оборачивается утратой себя. Главный герой, Марчелло Клеричи, прячется за маской конформизма, пытаясь уйти от своих страхов и внутренней борьбы. Через визуальную игру света и тени, Бертолуччи создает метафору платоновской пещеры, где человек оказывается пленником собственных иллюзий и общественных ожиданий. Это не просто история о личных заблуждениях героя, но философское размышление о природе выбора, отказа от себя и влияния идеологии.

Кадр из фильма «Конформист» (1970)
Человек без лица

Марчелло Клеричи (великолепный Жан-Луи Трентиньян) — не просто человек, а символ. Подобно Орфею, он оглядывается назад, но его прошлое — это не Эвридика, а чудовище, что его пожирает. Детство, переполненное насилием и семейными трагедиями, становится для него личным Гадесом, из которого он не выходит, а лишь прячется, меняя маски. Платоновская пещера здесь трансформируется: вместо одного выхода — идеология, вместо света — блики авторитарного режима. Марчелло убегает не столько от собственного «я», сколько от его отражения.
«КОГДА Я УТРОМ ОДЕВАЮСЬ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ, У МЕНЯ ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ОТРАЖЕНИЕ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»
«КОНФОРМИСТ» (1970)
Платоновская слепота
Слепота как метафора проходит через весь фильм. Итало, друг Марчелло, не видит окружающего мира, но вещает о политике с уверенностью пророка. Профессор Квадри говорит истину, но остается незамеченным. Сам Марчелло смотрит, но не видит — его взгляд всегда обращен на тени. В мире фильма никто не видит другого, лишь его проекцию. Это превращает всех персонажей в пленников пещеры, неспособных распознать реальность за миражом. Интересно, что в финале, на улицах Рима, толпа празднует падение режима с той же слепой яростью, с какой она приветствовала его приход.
Отчуждённые друг от друга члены семьи Клеричи в абстрактно оформленной психиатрической лечебнице
Кадр из фильма «Конформист» (1970)
Сексуальность и самопожертвование
Женитьба на Джулии — не просто союз из удобства, это способ Марчелло укрыться в иллюзии обыденности. Она легкомысленна, ограниченна, и именно эта простота привлекает Марчелло: рядом с ней он может казаться обычным человеком, не вызывая подозрений. Однако в этом союзе нет близости. Джулия для него не партнер, а скорее декорация, инструмент, способствующий его камуфляжу в обществе.
Совсем иначе раскрывается его связь с Анной, женой профессора Квадри. Анна — его зеркальная противоположность: свободная, раскованная, не подчиняющаяся правилам. Анна для Марчелло — запретный плод, олицетворение его подавленных желаний, но и напоминание о том, что он никогда не сможет освободиться от собственной тени.
Кадр из фильма «Конформист» (1970)
Эстетика обреченности: трагедия света и форм
Операторская работа Витторио Стораро превращает фильм в сцену античной трагедии. Герои помещены в кадры, которые будто вырезаны из мрамора. Свет и тень подсказывают зрителю то, что скрыто в словах. Пространство фильма напоминает лабиринт, где каждая дверь ведет в тупик. Витражи, стекла, отражения — они не открывают мир, а дробят его, пряча истину. Сцены в борделе или психиатрической больнице — словно видения из сна или подземного царства, где время и пространство теряют свои очертания.


Кадры из фильма «Конформист» (1970)
Пещера, из которой не выйти
«Конформист» — это не просто фильм о фашизме, это исследование природы подчинения и утраты индивидуальности.
Бертолуччи создает полотно, где каждый кадр — миф, а каждый персонаж — архетип. В финале, когда Марчелло видит свою тень, ему не остается ничего, кроме как отвернуться. Ведь настоящая свобода — это выход из пещеры, на который он так и не решился.
Кадр из фильма «Конформист» (1970)
Источники