Аскетичная театральность в «Догвилле» Ларса фон Триера on HSE Design
Original size 1140x1600

Аскетичная театральность в «Догвилле» Ларса фон Триера

163
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
Finalist of the competition

В этом исследовании мы поговорим о фильме, имеющим под собой большое количество аналитических и смысловых разборов, любви и критики, споров и согласий; уникальном проекте, где для рассказа истории практически не используется декораций и все действия происходят в рамках одной большой сцены; об одной из самых известных работ Ларса фон Триера — «Догвилле».

При просмотре впервые фильм произвел на меня двоякое впечатление, но запомнился своим нетипичным способом рассказа с применением минимума визуальности. Такой прием сперва вызывает разногласие между представляемым и увиденным на экране, что позволяет погрузится в историю достаточно «экстремально», но не до конца.

Во многом философия фильма построена на театральной идеи Бертольда Брехта, заключающегося в «отстранении» актера и зрителя от представляемой роли.

Иначе говоря, создании дистанции между зрителем и происходящим на сцене: напоминании, что тот смотрит на спектакль или фильм, а не реальную жизнь. Отсутствующие декорации и другие элементы не создают иллюзию реальности, а лишь поддерживают повествование истории на лишенной украшательств сцене. Кроме того, другие инструменты повествования, такие как закадровый голос, саунд-дизайн, ручная съёмка — также напоминают зрителю о том, что он смотрит произведение искусства (или по «Догме 95» — не искусства). Создается ощущение, что «отрезав» один способ коммуникации режиссер намеренно увеличивает акцент на других, менее наглядных возможностях общения со зрителем.

Закадровый голос является важным элементом фильма: он представляет собой некий комментарий к происходящему на экране и дает зрителю дополнительную информацию о персонажах и событиях. Голос также используется для создания атмосферы и усиления эмоциональной реакции зрителя. Например, в некоторых сценах голос может быть напряженным и угрожающим, что вызывает чувство тревоги и усиливает интерес к происходящему.

Операторская работа также весьма последовательно влияет на создание правильной атмосферы между актерами, например, камера может немного поддергиваться следя за персонажами, во многом напоминая документальное кино, что интересно: добавляя жизни тому, чему напоминать жизнь запрещено.

Благодаря исследованию этой темы интересно задуматься о разных способах повествования историй и том, как это можно сделать более эффективно. Возможно ли рассказать сложную и многоструктурную историю игнорируя наглядность и базовые инструменты повествования, возможно ли рассказать историю опираясь только лишь на то, что ни в коей мере не зависит от режиссера, но всячески ему помогает — воображение зрителя.

О режиссере

Ларс фон Триер — датский режиссер, сценарист и продюсер, знакомый нам своими провокационными и экспериментальными фильмами.

Он родился в 1956 году и начал свою кинокарьеру в 28 лет с фильма «Криминальный элемент». А самым известным фильмом режиссера считается «Танцующая в темноте» (2000), за которую он получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале.

Ещё одним знаковым фильмом Ларса фон Триера являются «Идиоты» (1998), где рассказывается о группе людей, притворяющихся, что они умственно отсталые, во имя победы над обществом и его нормами. Этот фильм вызвал много критики за свою радикальность, но также закрепил за Ларсом статус весьма одиозного и противоречивого режиссера.

Original size 784x899

Ларс фон Триер на съёмках «Догвилля»

«Догма 95»

Экспериментальный подход к съемкам и сценариям привел его созданию целого нового движения в кинематографе — «Догме 95», основанное в одноименном 1995 году Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом.

Они создали список правил, которые обязательно должны были соблюдаться при создании фильмов, вот некоторые из них:
1. Съемка должна производиться на натуре. Реквизит и декорации приносить не обязательно;
2. Звук никогда не должен создаваться отдельно от изображения или наоборот (музыка не должна использоваться, если это не происходит во время съемки сцены);
3. Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность, достижимые в руке, разрешены;
4. Фильм должен быть цветным. Специальное освещение недопустимо;
5. Оптические работы и фильтры запрещены;
6. Фильм не должен содержать поверхностного действия (убийства, оружие и пр. запрещены).
и другие
.

Целью движения было вернуть кинематограф к его корням: простоте и искренности, отсечь все лишнее, что может отвлекать зрителя от сюжета.

«Догма 95» набрала большую популярность в кинематографическом сообществе и вдохновила многих режиссеров на эксперименты с формой и содержанием своих фильмов.

Но фильм, в рамках которого мы остановимся сегодня, следует этим правилам весьма сбивчиво и опосредованно, пусть и поддерживая аскетичность и сдержанности задумки визуально.

Конечно же речь пойдёт о «Догвилле», фильме 2003 года, снятом в формате 4:3, при естественном свете и без использования искусственных декораций, что и станет отличительной чертой всей несбывшейся трилогии «США: Страна возможностей».

Сюжет «Догвилля»

Фильм начинается с Грейс Маллиган, сбежавшей дочери главы картеля.

В поисках убежища она укрывается в неизвестном для неё городе Догвилль, где находит поддержку в виде случайно-проходившего молодого человека — Тома.

Том предлагает остаться в городе и созвать всех жителей на срочное собрание. По его итогу Грейс понимает необходимость получения расположения жителей, для того, чтобы её местонахождение не раскрыли.

Она трудится изо всех сил и помогает каждому жителю, что находит отклик и те решаются её не выдавать и даже платят небольшое жалованье, которого хватает на покупку понравившихся ей фарфоровых фигурок в одной из лавок.

Помощь Грейс сильно меняет отношение к ней в плохую сторону; чувствуется постепенное и уверенное движение личных границ девушки.

Апогеем происходящего можно считать, когда один из жителей города, садовод Чак, насилует Грейс, а та не только не может дать отпор, но и не препятствует происходящему в угоду своей благочестивости.

Original size 1200x794

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Кадр из фильма

После происходящего, желающий стать спутником Грейс — Том впадает в бессилие и отчаяние.

Складывается ощущение, что он больше думает, нежели делает, что оборачивается всеми-опробованным насилованием девушки, уже давно переставшим быть событием.

Самому же Тому Грейс в любовной близости отказывает, объясняя, что это не то место для их совместной любви.

Они принимают решение побега Грейс из города и платят представителю «индустрии грузоперевозок» Бену целых 10 долларов, 5 из которых были имуществом отца Тома.

В конечном итоге девушке не удаётся сбежать и её обвиняют в краже тех самых 5 долларов и оковывают в самодельную смирительную цепь, необходимую для ограничения мобильности девушки, что, конечно же, не отменяет её каждодневную работу у каждого из жителей города.

Фильм завершается ужасным поступком Тома, в котором он решается сдать девушку представителям картеля, горожане также согласны, что от девушки одни неприятности и стало только хуже.

«Большой человек», он же глава картеля, является отцом девушки и после заключительного разговора о высокомерии и доброте девушка понимает как сильно изменился город и приказывает его сжечь, а жителей — расстрелять.

Ключевые объекты в фильме и их декорации

Благодаря некоторым кадрам мы можем увидеть как устроен этот маленький городок.

В нём уместилось всё самое необходимое: от цветущих по весне кустов крыжовника до центральной башни с колоколом, бьющим каждый час.

И всё же интересно разобраться, какие элементы фасадов зданий режиссер решил оставить для их идентификации.

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Догвилль (вид сверху)

Церковь

Здесь горожане собираются, чтобы обсудить все самые важные вопросы. Здание оборудовано большим колоколом, в который Джереми бьёт каждый раз, когда наступает 12 дня.

Рядом с башней находится и местная доска объявлений, на которую повесят листовку с надписью «разыскивается» и именем Грейс Маллиган.

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Вид на церковь

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Собрание жителей

Магазинчик Джинджер

В этом небольшом магазине продают всякую всячину, в том числе фарфоровые статуэтки, которые так понравились Грейс.

Его контур обозначен большой оконной рамой, замещающей витрину и дополнен характерным звуком колокольчика.

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Магазинчик Джинджер

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Магазинчик Джинджер

Дом Эдиссанов

Здесь живет один из главных героев фильма — Том, а также его отец.

Антуража представлен писательскии столом и шкафчиком с таблетками, необходимый отцу в борьбе с его переживаниями по поводу болезней.

Также мы можем увидеть большой сейф, стоящий в комнате Тома Младшего, немного позже он сыграет ключевую роль в побеге Грейс из города.

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Дом Эдиссанов (вид сверху)

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Дом Эдиссанов

Дом Чака и Веры

Ещё более примечательным можно назвать дом Чака и Веры, по внешнему виду которого можно определить, что Чак — обычный рабочий человек, ухаживающий за своим яблоневым садом на окраине города, а высокая многоуровневая кровать напоминает нам о детях, которая эта семья имеет.

Семейный очаг защищает большая и громкая сторожевая собака по имени Моисей, расположившаяся около входа в дом. Вероятно, ярко подчеркивающая буйный характер своих владельцев.

Моисею удостоилась честь старожилы не только апартаментов и всего города в целом. По его лаю можно с легкостью определить, что происходит что-то неладное и в город проникли непрошенные гости, как и было с Грейс в начале фильма.

В главной комнате стоит большая ученическая доска, с помощью которой дети изучают правописание, философию стоицизма и основы математики.

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Дом Чака и Веры

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Будка Моисея

Фабрика Хэнсонов

В этом небольшом магазине продают предметы для дома, в том числе красивую старую посуду, которую предварительно искусственно «устаревают».

Здесь живёт семья Хэнсонов: желающий стать инженером — Билл, и родители мистер и миссис Хэнсон.

Окружение подчеркивает большой токарный станок мистера Хэнсона и стол Бена, на котором тот вечно играет в шашки среди груды книг.

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Фабрика Хэнсонов

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Кадр из фильма

Дом Маккея

Не менее интересным является дом ещё одного жителя Догвилля — Маккея. Этот пожилой человек страдает слепотой, о чём боится признаться другим жителям города.

Его дом практически полностью лишен декораций за исключением больших и тяжелых штор, которые, по его словам «неслучайно так сложно открываются», признался он в разговоре с Грейс.

Помимо этого, конечно же в его доме присутствует удобная софа, на которой Маккей проводит практически все свободное время.

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Дом Маккея

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Дом Маккея

Шахта

Место, где Грейс прячется и проводятся самые смелые разговоры между ей и Томом.

Надпись «сказано — сделано» особенно подчеркивает, что всё сказанное здесь никогда не реализуется Томом или просто ведёт к чему-то нехорошему.

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Разговор Тома и Грейс

Инструменты повествования истории

1. Работа со звуком

Отдельная важная часть этого фильма — работа со звуком.

В некоторых ситуациях зрителям дают его услышать, особенно в начале, чтобы показать правила, по котором устроен мир внутри фильма. В большинстве случаев это относится к дверям, вспомогательным элементам и лаю Моисея, будто бы начинающего повествование внутри истории и его же завершающее (когда в живых остаётся только он).

В роликах ниже я покажу несколько примеров:

Loading...
Loading...
Loading...
Loading...

Трудно себе представить ситуацию, в которой звук мог бы существовать без его наглядного источника, но в фильме это не ощущается. Скорее, это позволяет сделать зрителя неотъемлемой частью истории и, своего рода, соучастником происходящего.

Встречаются также моменты, когда упоминаемый звук отсутствует, природа которых мне представляется игрой с ожиданиями зрителя.

2. Операторская работа

Ещё одним составляющим инструментом в повествовании и создании атмосферы является работа оператора, ведь в зависимости от ситуации, камера может двигаться по-разному, тем самым усилия эффект погружения.

В роли оператора выступал сам режиссер, намеренно допуская эффект небольшой тряски, органичной ранее описанной «Догме», согласно которой любое стабилизирующее оборудование запрещено.

В этом фильме Ларс этому правилу следует мало, но использует приближение и отдаление крайне часто, что в целом создает интересное впечатление при просмотре.

Посмотрим не нескольких примерах ниже:

Loading...
Loading...

Нередко режиссер прибегает к общим кадрам сверху, как бы очерчивая черты происходящего внутри городской среды.

Loading...

Во время просмотра складывается ощущение документального кино, обозревающего происходящее свысока, но отстувие декораций навевает чувство всеобщего сговора, с которым Грейс должна совладать.

Loading...

3. Монтаж

Среди всех возможных приёмов в монтаже, Ларс фон Триер останавливается на трёх: джамп-кате, косой склейке (L Cut) и монтажу в движении.

Если два последних приёма в целом предсказуемы и встречаются во многих фильмах, хочется подробнее остановится на джамп-катах, как метафоре театральности и некоторой сбивчивости повествования.

Рассмотрим несколько характерных примеров из фильма:

Loading...

Здесь мы можем заметить, насколько монтаж становится прерывистым и грубым.

Это напоминает написанную пьесу, где пауз практически не предусмотрено и все происходящее заключено в действиях героев. В моментах, где молчание сделало бы разговор органичнее, режиссер намеренно его обрезает, подчеркивая искусственность увиденного на экране.

Также это можно трактовать как намеренное сбивание с толку, согласно которому мы можем почувствовать общее состояние героини на протяжении всей истории.

Рассмотрим ещё несколько примеров ниже:

Loading...
Loading...

Завершая тему с монтажем хочется плавно перейти к следующему инструменту повествования — закадровому голосу и интертитрам.

В них проявляется всё могущество литературного подхода режиссера, где нередко задействуется буквальный рассказ того, что происходит или будет происходить на экране.

Loading...

4. Закадровый голос и интертитры

При просмотре невозможно не заметить важность закадрового голоса, рассказывающий и попутно диктующий нам отношение, с которым мы должны относится к тому или иному персонажу.

Он подхватывает переживания героя, цинично рассказывает о недостатках и размышляет о перспективах того или иного положения дел в городе.

Стоит ли говорить насколько сильно Ларс стремится передать всю «театральность» происходящего, разделяя фильм на четкие главы, после одной из которых так и хочется объявить антракт.

В интретитрах он стремится придать истории четкую последовательность и раздробленность, нередко называя вещи своими именами или даже вторя им.

Это отлично подчеркивает нереальность происходящих событий, демонстрируя особую литературо-центричность автора в повествовании.

По традиции, разберём на примерах:

Loading...
Loading...

В каких-то случаях звук опускается, позволяя рассказчику словесно задавать погодные условия небольшого городка.

Это навевает мысли о неком божестве, предрешающем события внутри жизни людей, но всё-таки в каких-то случаях он позволяет героям сделать свой выбор, где весьма неожиданно умолкает.

Ближе к концу картины закадровый голос практически не встречается, а в заключительном эпизоде никто, кроме Грейс, решение по уничтожению города не принимает.

Loading...

5. Освещение

Ну и конечно же нельзя не упомянуть работу со светом, которая крайне демонстративно очерчивает как пределы местности, так и создаёт настроение той или иной сцены.

В качестве примера мы обратимся к уже упоминаемому отрывку прихода Грейс в Догвилль. Мы буквально видим, как освещение пытается передать чувства девушки: страх, неожиданность, спонтанность.

Такой приём весьма просто, но бесповоротно меняет окружение, что позволяет считать состояние четко и понятно.

Loading...
Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Том и Глория

Как вы могли заметить, задний фон площадки меняется в зависимости от времени суток и ситуации.

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Грейс

Original size 1920x800

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 г. — Кадр из фильма

В качестве завершения, посмотрим момент, где свет наглядно показывает происходящую ситуацию «принятия» городом девушки.

Loading...

Вывод исследования:

Несмотря на свою аскетичность, «Догвилль» Ларса фон Триера изобилует приёмами, способствующими рассказу истории и передаче атмосферы.

В этом визуальном исследовании мы подробно разобрали каждый из них, посмотрели примеры из фильма и даже попытались их понять, интерпретировать и переосмыслить.

Просматривая фильм в первый раз ловил себя на мысли, что происходящее на экране — нечто необычное, во второй раз эту необычность я пытался понять, а в третий — сделал визуальное исследование, после которого всё стало на свои места.

Надеюсь, для вас тоже!

Bibliography
Show
1.

https://ru.wikibrief.org/wiki/Dogme_95 (дата обращения: 14.05.2023)

2.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фон_Триер, _Ларс (дата обращения: 13.05.2023)

3.

https://arzamas.academy/mag/961-trier (дата обращения: 14.05.2023)

4.

https://www.kinopoisk.ru/media/article/4002298/ (дата обращения: 14.05.2023)

5.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1001620 (дата обращения: 15.05.2023)

6.

https://www.b17.ru/article/269897/ (дата обращения: 15.05.2023)

7.

https://moluch.ru/archive/63/9934/ (дата обращения: 15.05.2023)

8.
Image sources
1.

Все изображения в исследовании являются скриншотами из фильма «Догвилль» Ларса фон Триера (kinopoisk.ru/film/7226) (дата обращения: 14.05.2023)

Аскетичная театральность в «Догвилле» Ларса фон Триера
163
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more