Original size 1140x1600

Античный храм. Древняя Греция, этруски и Древний Рим. Сходства и различия.

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. Римский стиль 3. Греческий стиль 4. Этрусский стиль 5. Сравнение 6. Влияние античного храма на современную архитектуру 7. Заключение

Концепция

big
Original size 2808x1578

Олимпейон, храм Зевса Олимпийского

Античный храм понимается не как единый «канон», а как подвижная типология, которая по разному реализуется в Греции, Этрурии и Риме и каждый раз оказывается связана с иной моделью общества. Задача визуального исследования — через сопоставление трёх храмовых традиций показать, как одна базовая схема (подиум, целла, колоннада, фронтон) меняет пропорции, конструктивную логику и выразительность, превращаясь то в воплощение гармонии и меры, то в сосредоточенную «земную» мощь, то в инструмент имперской репрезентации.

big
Original size 960x642

Храм Сатурна, Рим

Теоретическим каркасом станет сопоставление логики греческой и римской архитектуры по Э. Э. Виолле-ле-Дюку: греческое искусство как свободное, самоуправляющееся, ориентированное на совершенство формы, и римское как подчиненное государственным и утилитарным задачам. Эта оптика позволяет рассматривать храм не только как религиозное здание, но как продукт политической и социальной организации. Этрусская традиция вводится как промежуточное звено, задающее римлянам и технику (своды, арка), и типы священных построек (храм на высоком подиуме, акцентированная осевая лестница), и «геометрию» плана, развивающуюся затем в форумах, термах и комплексах имперского времени.

Original size 1020x596

Храм Марса Ультора, Рим

Концептуально исследование строится вокруг вопроса: каким образом архитектура храма отражает мировоззрение общества, его отношение к пространству, к телесности и власти. В греческом случае духовность выражена через материальную форму; в этрусском — через сакральную обособленность и загадочность; в римском — через системность, монументальность и технологическое новаторство. Таким образом, три традиции образуют эволюционную линию от метафизической гармонии к прагматическому синтезу.

Римский стиль

Original size 1920x1280

Римский форум (Forum Romanum), центральная площадь Древнего Рима

Original size 1215x807

Форум Траяна (Foro di Traiano), центр Рима

Римлянин не зацикливается на изысканном контуре или игре света и тени, требуя от произведений лишь одного: чтобы они воплощали римскую идентичность, величие и мощь, идеально вписываясь в политическую структуру и принося практическую пользу, точно выполняя назначение. Они строят дороги, мосты через реки, акведуки для водоснабжения городов, амфитеатры как многофункциональные центры для собраний, развлечений и городских нужд — всё это отражает характер римского народа как огромного государственного механизма, идеально адаптированного к эпохе. Римское искусство становится лишь выражением этого порядка.

Храм Мезон Карре, Южная Франция

Original size 1440x960

Храм Мезон Карре, Южная Франция

Римляне с присущей им дальновидностью перенимали у соседних народов всё полезное, с кем вели контакты. По натуре практичные и утилитарные, они переняли у этрусков полуциркульную арку из каменной кладки, а у кампанийцев — планировку священных комплексов, греческие ордера, схемы помещений и оформление домов.

«Большинство наших, когда видит что-либо подходящее у союзников или у врагов, весьма старательно применяет, возвратившись домой». (Цезарь, по Саллюстию)

Original size 1440x991

Храм Божественного Адриана

Пантеон

Следовательно, они черпали вдохновение из разных источников, пытаясь объединить два диаметрально противоположных принципа — принцип греческого архитрава и этрусской арки; так они достаточно ясно показали, что их понятия об искусстве были понятиями пиратов, руководимых гордостью, а не вкусом, сочетания их архитектурных решений поражают своей пестротой.

Однако, в отличие от одноэтажных греческих храмов с ровным ритмом колонн, римляне возводили многоярусные здания, где каждый уровень обретал собственный характер — динамичный силуэт создавался выразительными декоративными карнизами, которые «нарезали» фасад по вертикали, добавляя движение и глубину. Колонны, некогда главная несущая основа у греков, в римской практике уступили место массивным стенам с арками и сводами: эти инженерные инновации позволяли преодолевать ограничения постройки, возводя просторные интерьеры без лишних опор и обеспечивая устойчивость многоэтажных комплексов.

Триумфальная арка Тита

Базилика Максенция: современный вид и реконструкция

Римский храм можно рассматривать даже как элемент сложного урбанистического сценария. Он связывается с форумом, улицами, триумфальными маршрутами, образуя узлы визуальных и процессуальных траекторий. Храм здесь — часть тщательно выстроенного городского кадра, в котором движение массы людей, политические церемонии и религиозные акты переплетены.

Греческий стиль

В отличие от римлян, греки были людьми, которые ценили физическую и внутреннюю красоту, увлекались софистикой и устоявшимися традициями словесной дискуссии. Они гордились своей принадлежностью к народу, имевшему собственных поэтов, историков, ораторов и художников. Греческое искусство развивалось циклически — то пышно расцветая, то ослабевая — но неизменно сохраняло единство и последовательность. Искусство для них — наслаждение, а зодчество это не просто строительство, а философия, воплощенная в камне. Архитектурное творчество греков основывалось на идее порядка, меры и гармонии, противопоставленной хаосу.

Original size 1080x720

Парфенон, Афины, Греция

Первые храмы Древней Греции возникают в архаический период — VIII–VI вв. до н. э. Геометрические узоры на амфорах свидетельствуют о предпочтении греков абстрактных форм, рожденных человеческим воображением. Эта тенденция развивается дальше: храмы строятся из четких геометрических блоков с прямыми углами и точными пропорциями, а ордерная система архаики становится рациональным «языком» архитектуры для упорядочивания пространства.

Греческому стилю, помимо ордерной системы, присущи связь с ландшафтом, гармония и пропорциональность. Логика и порядок также лежат в самой основе греческой архитектуры. Математика определяла симметрию, гармонию и визуальную привлекательность. В этом смысле ничего подобного в архитектуре прежде не существовало.

В древнегреческой архитектуре выделялись три основных ордера: дорический, ионический и коринфский. Самым ранним стал дорический ордер, сформировавшийся в архаический период; он отличался мужественной простотой и мощью, получив название от дорических племен — его создателей. Наиболее характерные элементы дорийского ордера — капитель и антаблемент. Дорийская колонна не имеет базы. Ствол ее, имеющий конусообразную форму, утолщается кверху, — так, как этого требуют законы устойчивости. Современные руины храмов кажутся белыми из-за осыпавшихся красок, хотя ранее фризы и карнизы ярко выделялись красным и синим цветами.

Original size 600x600

Дорический ордер

Ионический ордер зародился в Ионийском регионе Малой Азии, откуда распространился на материковую Грецию. В отличие от дорического, он выглядел более изысканным и грациозным: колонны оснащались базой, а капитель средней части напоминала подушку с завитыми спиралями — волютами.

Original size 1494x1080

Ионический ордер

Коринфский ордер получил распространение в эллинистическую эпоху, когда архитектура тяготела к роскоши; его капители изобиловали растительным декором, особенно листьями аканта.

Коринфский ордер

Формулы греков, разработанные ещё в 550 году до н. э., заложили основу для архитектуры эпохи Возрождения и неоклассицизма и оказали огромное влияние на пропорции, стиль и эстетику XVIII–XIX веков.

Original size 1043x1045

Отношение длины стопы человека к длине его тела от основания шеи до стопы 1:5 — ключ к пропорциональному строю Парфенона (по Шевелеву)

Наиболее примитивный тип греческого храма — храм в антах (дистиль), где прямоугольный наос дополняется двумя выступами стен — антами, между которыми ставят пару колонн.

Original size 1080x768

Сокровищница афинян в Дельфах

Простиль отличается от него заменой антов на четыре колонны впереди наоса.

Original size 2560x1920

Реплика храма Гефеста в Афинах. 1760. Архитектор Дж. Стюарт «Афинский». Стаффордшир, Англия

Амфипростиль симметричен: амфи («с обеих сторон») подразумевает колоннаду из четырех колонн на обоих торцах.

Original size 1440x960

Храм Ники Аптерос

Самый типичный тип храма — периптер («оперенный»), с единым рядом колонн по всему периметру наоса.

Original size 1160x776

Парфенон, Афины, Греция

Original size 1080x720

Храм Аполлона в Бассах

Original size 2160x1440

Храм Зевса в Агридженто

Диптер имеет два ряда колонн вокруг наоса («ди» — два); редкий, но долговечный тип, виден в храме Артемиды в Эфесе (VI в. до н. э., перестроен IV в.) и храме Аполлона в Дидиме (конец IV в. до н. э.).

Original size 2304x1296

Храм Артемиды в Эфесе

Original size 814x609

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

Original size 1136x639

Храм Аполлона в Дидиме

Псевдопериптер лишён ант и колонн у наоса, псевдодиптер имитирует два ряда одним, сдвинутым дальше.

Храм Портуна (Фортуны Вирилис) на Бычьем форуме

Храм Юпитера в Террачине

Центрические храмы редки. Моноптер — круглый с кольцом колонн (храм Филиппа II в Олимпии, IV в. до н. э.). Толос добавляет внутренний наос за колоннадой.

Original size 2224x1668

Храм Филиппа II Македонского в Олимпии

Таким образом, античные храмы в Древней Греции строили как дома для богов, а не для собраний людей. Украшения подчеркивали силу и величие богов, помогая людям чувствовать их присутствие.

Этрусский стиль

В древности этруски славились как архитекторы и искусные инженеры. Римляне приписывали им изобретение атриума, канализации и регулярной городской планировки.

В истории этрусского искусства различают три периода: первый — VII — начало IV в. до н. э.; второй — V–IV вв. до н. э. и третий — середина IV–I в. до н. э. Об архитектуре первого периода мы можем судить по урнам, гробницам и храмам, повторяющим формы ранних жилищ. Для этого периода характерен высокий уровень строительной техники.

Этрусские гробницы

Второй период этрусской архитектуры отмечен постепенным упадком могущества зодчих. Если в других видах искусства заметно влияние греческого искусства «строгого стиля», то в архитектуре отсутствуют какие-либо новшества, не считая орнамента терракотовых облицовок и росписей в интерьерах гробниц.

Original size 1800x1521

Реконструкция этрусского храма по Витрувию

Лишь в последующий период отмечается взаимодействие новых эллинских и эллинистических влияний, выразившихся в развитии жилого дома, военного строительства и более широком введении греческих ордерных форм, использовавшихся, однако, лишь как декор.

Original size 2208x2208

Тосканский (этрусский) ордер

Этрусские храмы строили на высоких каменных подиумах с широкой лестницей только спереди, чтобы подчеркнуть главный фасад и создать ощущение величия. В плане они были ближе к квадрату, с глубоким портиком на колоннах впереди, а задние и боковые стены оставляли глухими без входов. Типы включали храмы с одной или тремя комнатами внутри, где центральная была шире, а колонны напоминали греческие, но с более простыми базами. Эти черты повлияли на римскую архитектуру, добавив фасадности и симметрии. Простые здания этрусков венчали обильные и ярко раскрашенные терракотовые украшения — антефиксы и фигурные рельефы, которые скрывали и защищали верх деревянных столбов.

Элементы реконструированного этрусского храма Алатри, Рим

Original size 1440x960

Фьезоле — наследие этрусской цивилизации

Из-за того, что храмы этрусков строились из сырцового кирпича и дерева, к сожалению, до нашего времени они не сохранились. Мы можем судить о них только по фундаментам.

Сравнение

Греческий, этрусский и римский храмы как будто рассказывают одну и ту же историю разными языками: от стремления к идеальной гармонии форм до прагматичной монументальности, подчинённой государству. Греческий храм в этой цепочке — исходная модель, где архитектура максимально прозрачна: внешние формы почти полностью совпадают с конструкцией, ордер вырастает из логики несущих и несомых элементов, а пропорции подчинены идее гармонии. В греческом периптере конструкция не скрыта и не маскируется — визуальное и структурное здесь совпадают, и храм, по сути, репрезентирует не столько мощь полиса, сколько идею упорядоченного, разумно устроенного космоса, где человек, бог и город связаны единым понятием меры.

Original size 1440x960

Храм Гефеста V в до н. э. Афинская Агора

Этрусский храм, хотя и заимствует у греков многие мотивы, демонстрирует другую логику пространства и формы. Его высокий подиум, фронтальный подъём по широкой лестнице, сосредоточенный на одной оси портик с несколькими рядами относительно низких колонн создают не образ гармонически уравновешенного «тела», а тяжёлый, приземистый, почти крепостной объём, где сила как будто сгустилась на главном фасаде.

Original size 1178x528

Этрусский храм, план и фасад

Римский храм вырастает на базе этого двойного наследия — греческого ордера и этрусской композиции — но трансформирует их в духе другого типа общества. Для римлян характерна способность организовывать и управлять: архитектура здесь с самого начала встроена в политический и инженерный проект. В ранние века римляне не создают «своего» искусства в греческом смысле, они оказываются среди уже сложившихся высоких культур — греческой и этрусской — и используют их формы как инструмент решения практических и идеологических задач.

Original size 1440x1080

Храм Ники Аптерос. V в до н. э. Акрополь

Так, греческий храм воплощает идею совпадения красоты, истины и конструкции: богам подобает именно такая, выверенная до мелочей форма, где видимое есть отражение внутренней структуры.

Original size 1440x660

Храм Эрехтейон, Афины, Греция

Этрусский храм концентрирует сакральное в фронтальном, тяжёлом, почти оборонительном объёме, который структурирует ритуал вокруг одной оси и одного фасада, связывая архитектуру с почвой, гробницами, архаическими практиками.

Original size 1244x640

Реконструкция трехцеллового храма

Римский храм, вбирая оба опыта, перестаёт быть автономным телом и становится элементом сложного городского организма — форума, ансамбля, системы дорог и площадей, — где религиозная функция переплетена с политической репрезентацией и управлением массами.

Пантеон в XIX веке; Пантеон сейчас

Влияние античного храма на современную архитектуру

Ротонда Капитолия США; Пантеон

Образ античного храма оказал огромное влияние на современную архитектуру, став фундаментом для классических форм и принципов, которые используются и сегодня. Величественные колоннады, симметричные пропорции и четкая организация пространства, характерные для греческих и римских храмов, легли в основу многих общественных и культурных зданий современности. Эти элементы служат не только декоративной функции, но и создают ощущение устойчивости, порядка и гармонии, что важно для архитектуры любых эпох.

Современные театры, музеи, правительственные здания и памятники часто черпают вдохновение из античных образцов, повторяя фасады с колоннами, портиками и фронтонами. Например, Большой театр в Москве демонстрирует влияние амфитеатральной структуры и греческого ордерного декора.

Большой театр в Москве; Пантеон в Риме

Использование арок и сводов в современных архитектурных проектах также берет начало из римских инноваций, позволивших создавать просторные интерьеры и устойчивые конструкции.

Заключение

Таким образом, античный храм в некотором смысле предстаёт универсальным архитектурным кодом, где сходства в ордерной системе и символике колоннады соседствуют с различиями в пространственной логике и ритуальных сценариях, отражая эволюцию сакрального идеала к имперскому синтезу. Итог заключается в понимании храма не как изолированного объекта, а как динамического визуального объекта, интегрирующего ритуал и власть в единую культурную структуру, задающую паттерны восприятия.

Bibliography
Show
1.

Огюст Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). Издание Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

2.

https://antique.totalarch.com/choisy/grece/3 (дата обращения: 03.12.25)

3.4.

https://antique.totalarch.com/gha_roma/1 (дата обращения: 03.12.25)

5.

https://gallerix.ru/pedia/architecture--greek/ (дата обращения: 03.12.25)

6.7.8.9.

https://arx.novosibdom.ru/node/444 (дата обращения: 03.12.25)

10.

https://twins-athens.com/stati/hram-parfenon/ (дата обращения: 03.12.25)

11.12.

https://antique.totalarch.com/entretiens/3 (дата обращения: 03.12.25)

Image sources
Show
1.2.

https://experience.tripster.ru/experience/11755/ (дата обращения: 03.12.25)

3.

https://travelq.ru/fiesole/ (дата обращения: 03.12.25)

4.

https://tehlib.com/arhitektura/e-trusskaya-arhitektura/ (дата обращения: 03.12.25)

5.

https://ru-sled.ru/etrusskaya-arxitektura (дата обращения: 03.12.25)

6.

https://gallerix.ru/pedia/architecture--roman/ (дата обращения: 03.12.25)

7.

https://studfile.net/preview/9787441/page:4/ (дата обращения: 03.12.25)

8.

https://antique.totalarch.com/choisy/grece/5 (дата обращения: 03.12.25)

9.10.11.12.

https://levelvan.ru/pcontent/ancient-3/rome (дата обращения: 03.12.25)

Античный храм. Древняя Греция, этруски и Древний Рим. Сходства и различия.
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more