
Картина «Символы американских индейцев», созданная американским художником Марсденом Хартли в 1914 году, является ярким примером его художественного поиска. Эта работа входит в серию, в которой автор заимствует мотивы из культуры коренных народов Америки и преобразует их в упрощенные формы и обобщенные символы. Его интерпретации, вдохновленные живописью экспрессионистов, стремятся не только отразить, но и исследовать суть индейской культуры по-новому.
Внутри композиции расположены треугольные вигвамы (типи), симметрично сходящиеся к центральному сооружению, ближайшему к зрителю. На полотне также изображены индейцы в полосатых одеяниях и характерных головных уборах: один из них нарисован фронтально и занимает центральное место, а другие сидят в профиль по обе стороны, обращенные к нему спиной. Все элементы украшены яркими геометрическими узорами — кругами, полосами, паттернами, напоминающими колеса, звездами, волнами и крестами. Художник использует насыщенные чистые цвета: синий, красный, зеленый, желтый, белый и черный. Вдоль правого края холста висит черно-белый клетчатый флаг.
Марсден Хартли отправился в путешествие по Европе уже будучи зрелым художником. Оказавшись в салоне Гертруды Стайн в Париже, он познакомился с различными европейскими модернистами-новаторами, что оказало значительное влияние на его художественный стиль и вкусы. Серия картин «Америка» была создана в Берлине после того, как он увидел коллекцию артефактов американских индейцев в Берлинском этнографическом музее. В этот период Хартли активно экспериментировал с абстракцией и экспрессионизмом, отходя от привычной ему сдержанности и стремления к реализму.
Интерес Хартли к вопросам национальной самоидентификации и изучению культур коренных народов в конечном итоге привел его в Нью-Мексико, где он стал открытым критиком федеральных усилий по запрету традиционных танцев пуэбло.
Работа хранится в Музее американского искусства Амона Картера в городе Форт-Уэрт, штат Техас.