
Сценарий «АМАРКОРД» Тонино Гуэрра 1973 г. Фильм «АМАРКОРД» Федерико Феллини 1973 г.
Название «Amarcord» — диалектальная форма итальянского «Io mi ricordo» («Я вспоминаю»).
«АМАРКОРД» — один из самых знаменитых фильмов Федерико Феллини, снятый им в 1973 году по сценарию, написанному совместно с Тонино Гуэррой. Не будучи строго автобиографичным, представляет собой «фильм-воспоминание» о детстве и взрослении в Италии 1930-х годов.
Вместе со своим близким другом и земляком Федерико Феллини придумал пьесу, которая позже превратилась в знаменитый фильм, после чего они создали еще пару шедевров — это говорит о том, что во время работы над «АМАРКОРДОМ» мастера нашли ощущение общего воображаемого мира, который им хотелось создать и передать в мир реальный.
Почему же их сотрудничество было столь успешным? У режиссера и писателя удивительным образом совпали взгляды на политику, на память о детстве в Италии, на в творчество. Тонино Гуэрро начал писать в 1944 г., когда был задержан в лагерь для военнопленных в Германии за антифашистские взгляды.


вступительные титры
заставка фильма
Содержание: 0 Введение 1 Жанр 2 Сюжет 3 Сходства и различия фильма и сценария 4 Съемка фильма 5 Критика 6 Заключение
1 Жанр
Фильм и пьеса «АМАРКОРДА» относится к жанру трагикомедии. В них есть элемент и комического, и трагического. Трагедия происходит в финальной части произведения, когда Титто переживает утрату самого близкого человека. Это изменяет его, он больше никогда не будет прежним, и зрители искренне сопереживает герою в такой ситуации.
В произведении есть ирония — попытка отстраниться, отдалить от себя нечто значимое. Это напрямую связано с темой, которую развивает Феллини, а именно — тема детства, памяти. Ирония имеет эффект и социального обезболивания, фильм иронизирует над жестокостью и глупостью человеческой. «АМАРКОРД» дышит надеждой на продолжение жизни и исполнение мечт!
Произведение относится к мелодраматической модели. Герой в этой форме не проходит сверх препятствия, больше внимание уделено тому, что герои переживают внутренне, что они чувствуют. Нет серьезных потрясений, которые отражаются на всех персонажах. Мы видим, как основной сюжет приводит к разрешению внутренних конфликтов нескольких героев: В первую очередь, Титто, который столкнувшись с жестокостью реальности по-другому начинает относиться к ней, взрослеет. Во вторую, отец Титто, который теряет жену, и вместе с этим лучшего друга, сталкивается с еще большей ответственностью в семье. Также это Градиска, которая находит ту самую любовь и покидает родной край, что заметно изменит обстановку сельского города.
Время в произведении линейное, но характер повествования случайный — и в сценарии, и в фильме. Феллини использует этот прием, чтобы показать «реальную» реальность а не экранную, для которой обычно создается четко продуманная история. При ином походе повествование становится больше похожим на настоящую повседневность, где большинство событий происходит случайно.
Сюжет разбивается на множество историй и главного героя будто нет, ребенок, муж, жена, все воспринимаются «на равных». История и чувства каждого одинаково значимы в развитии основного сюжета.
2 Сюжет
Сценарий для фильма был написан совместно режиссером и сценаристом, поэтому сильных сюжетных различий нет. В фильме только иначе расставлены акценты, заменены детали, по большей части, для создания большего комичного эффекта.
Сюжет произведения «АМАРКОРД» строится на воспоминаниях подростка Титты о своей семье, друзьях и эксцентричных жителях городка. Фильм не имеет чётко выраженного сюжета, состоит из эпизодов — лиричных, временами комичных, а то и непристойных. Фильм демонстрирует эпизоды жизни городка — сезонные события, местные праздники и ритуалы, такие как: сжигание костров из хлама (фогараццы) к приходу весны 19 марта, парад в честь Муссолини, похороны, свадьбу.
Ироническая структура позволяет отразить всецело среду, в которой прошло детство авторов — и счастливые, и трагичные стороны.
«Вот вам одна из черт веселого нрава наших жителей, в чьих жилах течет римская и кельтская кровь… Эти люди славятся жизнерадостностью, великодушием, прямотой и упрямством.
От божественного Данте до Ортегаса и Д’Аннунцио не счесть высоких талантов, воспевших этот край, и его сыновей, которые оставили вечный, неизгладимый след в искусстве, науке, политике, религии…» (слова Адвоката)
Хоть фильм не имеет классической четко выявленной линии повествования, все же ключевые сюжетные части можно определить.
Завязкой является знакомство с хулиганствами Титты: его прыжок через костер, подшучивание над учителями, приставания к Градиске (прозвище её — «Gradisca», буквально: «угощайтесь») и к продавщице в табачной лавке с крупными формами.
Кульминацией является момент пика дуги персонажа Титто — когда он внутренне становится взрослым. Это происходит после смерти его матери, что для зрителя отражается в смене поведения юноши.
Развязкой и заключительной сценой является всеобщее прощание с местной звездой Градиской, а вместе с тем — с образом бесконтрольной юношеской вожделенной фантазией о плотских утехах.
Тема полового влечения движет сюжет, становится лейтмотивом всего произведения; выражется во многих комичных сценах, не только с Титто.
В сюжет включены сцены, не имеющие прямого отношения к повествовательной линии «о Титто». Например, сцена с сумасшедшим дядей, сцены приезда восточного владыки с гаремом, интимной связи Градиски с князем, гонки в городе, водного путешествия до лайнера — все они скорее отражают среду, в которой прошло детство героя, показывают зону интересов его юношеского окружения — ими становятся любые поводы, способные развеять сельскую скуку.
Основополагающее значение в фильме несет взгляд автора на жизнь и его понимание: что есть хорошо, а что плохо. Фильм поучает зрителей. Феллини и Гуэрра не высказывают прямого отношения к фашистскому строю, но, например, включают в сюжет фантазию Вонючки о свадьбе во время парада в часть Муссолини. В сценах после парада показано сосуществование фашизма и движения Интернационала.


Режиссер Феллини использует прием накатывания потока дыма на толпу во время парада — что косвенно отражает отношение автора к мероприятию.


В сюжете есть закольцованность — начинается с метафоры летящего потока хлопьев пуха («ладошек») и заканчивается ими же. Так мы понимаем что рассказ имел начало и конец. В начале фильма — это конец зимы, а в финале фильма — это конец детства главного героя.
3 Сходства и различия романа и фильма
Сценарий создан Феллини в соавторстве с видным итальянским писателем Тонино Гуэррой и был опубликован в двух видах: в литературной форме, как роман (Fellini е Guerra, Amarcord, Rizzoli Editore, Milan, 1973), и в виде раскадровки (974 плана) в серии, выпущенной издательством «Capelli» (Bologna, 1974).
На вопрос Юрия Лепский для издания Российской газеты (19 мая 2006) о степени своего участия в создании фильма сам Гуэрра ответил следующим образом:
— Меня всегда занимало, кого больше в «Амаркорде»: Феллини или Гуэрры? — Это неправильный вопрос. Гуэрра — то, что написано на бумаге, а Феллини — это то, что «написано» на полотне экрана.
Фильм Федерико Феллини «АМАРКОРД» впервые был показан на мировых экранах 18 декабря 1973 года и встретил положительную реакцию. В 70-е творческая интеллигенция нередко поднимала политические темы в своих творениях, однако Феллини вложил в работу большее — свое мироощущение.


афиши кинопроката
Мир детства радостный и цветной — таким же радостным и цветном показал его фильм Феллини. В фильм включен ряд сцен, где дети и взрослые, как дети, все вместе радуются простым вещам.
праздник встречи весны




похороны


гонки
4 Съемка фильма
Место действия — провинциальный итальянский городок (прообразом послужил родной город режиссёра Римини, однако никаких натурных съёмок в самом городе не производилось, сцены были сняты в разных точках Италии и Франции). Итальянский курортный город на Адриатическом побережье, известный своими песчаными пляжами, богатой историей и развлечениями безусловно повлиял на поведение персонажей — они ярко проявляют свои эмоции, и смех, и слезы. Время событий, охватываемое в произведении — годовой период в 30-е годы.
На постановку кадра повлияли передовые для того времени, работы художников-импрессионистов. В их новаторском взгляде уделялось больше внимания смене состояния одного и того-же объекта, случайности захваченного момента.
В фильме Феллини тоже уделяет внимание тому, как по-разному падает свет на объекты, свет естественный или свет фонарей; как состояние природы влияет на восприятие нами окружающей действительности. Это иногда вызывает ощущение случайности кадра, но благодаря этому режиссер мастерски показывает разнообразный мир родного района. В сценарии так же — почти каждая глава начинается с описания сцены, с плавного входа в пространство.


5 Критика
Фильм «АМАРКОРД» заслуженно завоевал множество кинопремий:
1975 — Премия «Оскар» Лучший иностранный фильм
1974 — Премия «David di Donatello» Лучший режиссёр — Федерико Феллини Лучший фильм
1974 — Премия Национального совета кинокритиков США Лучший иностранный фильм
1976 — Премия «Оскар» Лучший режиссёр — Федерико Феллини Лучший сценарий — Федерико Феллини, Тонино Гуэрра
1975 — Премия «Золотой глобус» Лучший иностранный фильм
В чем заключается новаторство работы Феллини и Гуэрры? Они творили, затрагивая самые актуальные проблемы своего времени в работе. В этом прослеживается их сходство с мышлением передовых художников 70-х.
Художники задумываются о мире бессознательного, мире снов и фантазий, неосознаваемых желаний — как важной части жизни человека. Это то, что тоже является реальностью, хоть и невидимой. Поэтому Феллини и Гуэрра включают в повествование неожиданное появление экзотических животных или оживленные воплощения желаний героев. Тесное сосуществование мира реального и фантазийного становится важной частью авторского стиля Феллини. Он умел находить волшебство в повседневности.




Творение Гуэрры и Феллини дышит их мироощущением — они добры и ироничны к человеку. Гуэрра смог обогатить творчество Феллини, добавив в его фильмы новый уровень поэтичности и глубины, что сделало их еще более многогранными и узнаваемыми.
Гуэрра также занимался изобразительным искусством и скульптурой. Органичное слияние разных видов искусства в его деятельности: поэзии, сценариев, живописи, скульптуры позволило обогатить историю жизни в Италии.
Документальность произведения «АМАРКОРД» заключается в том, что оба мастера отразили мировоззрение общества 30-х. Обобщая, можно сказать что в то время символом силы были — фашизм и индустриальные изобретения.
Его фильмы отличались от того, что снимали в 1950–60-х. Главная особенность Феллини — парадоксальное соединение обыденного и фантастического, прозы и поэзии, реального и сновидческого. Критики даже придумали для его стиля термин «фантареализм». Густота формы, усложненность структуры, гротескность визуальных образов, размытая граница между иллюзией и действительностью, атмосфера надвигающегося апокалипсиса — все это действительно сближает манеру Феллини со статуями Бернини, картинами Караваджо, зданиями Борромини.
По мнению критика Михаила Трофименкова, «АМАРКОРД» оказал медвежью услугу мировому кино: «Под его влиянием повсеместно расплодились маленькие амаркорды о босоногом детстве и пробуждении желаний».
«У него совершенно другое время, другой, итальянский, взгляд на жизнь. В его фильмах что-то есть — особое настроение. Они заставляют мечтать. Они такие волшебные, лиричные, удивительные, изобретательные. Этот парень уникален. Если изъять его творчество, то будет недоставать огромного куска в кинонаследии. Ничего подобного нет» (Дэвид Линч, режиссер)
6 Заключение
Если попытаться ответить на вопрос ради чего был создан фильм «АМАРКОНД» — С документальной точки зрения: чтобы показать образ жизни и политическую обстановку Италии 30-х. С общечеловеческой — отразить вечную проблему переживания ностальгии по своему детству, по периоду буйного взросления юношеских лет.
Федерико Феллини — великий режиссер, и как любой великий режиссер он создает свой мир. Фильм «АМАРКОРД» –– тому доказательство.
финальная заставка
Сценарий Tonino Guerra. Amarcord (1973). Пер. с итал. — Г.Богемский. вт. сб. «Птицелов». М., «Радуга», 1985. OCR & spellcheck by HarryFan, 13 June 2002