
Концепция
Вопреки распространённому убеждению, классическая традиция европейского искусства не была единственной и безусловно доминирующей для архитекторов, скульпторов и других художников. Наряду с ней существовала альтернативная ветвь развития классики — гротеск. Само слово «гротеск» одновременно содержит в себе суть этого явления — преувеличенное, неидеальное, фантастическое, странное — и отсылает к месту первой знаменитой находки, ставшей источником вдохновения для мастеров Ренессанса: подземным помещениям (от итал. grotta — пещера) Золотого дома Нерона. Обращение к гротеску позволяет рассматривать классику не только через призму образцовых сооружений с чёткими и «правильными» формами, но и через её собственное отклонение — самоиронию системы. Поэтому тема оказывается актуальной и сегодня: в наши дни прослеживается похожая тенденция. Устав от всего идеального, художники ищут новые «неправильные» разнообразные формы, чтобы впечатлить зрителя. Важно, однако, понимать, что эта тяга к гротеску не является изобретением только нашего времени. В разных формах и степенях она присутствовала на протяжении всей истории европейского искусства. Мастера античности, Ренессанса и Нового времени использовали похожие приемы для разных целей.
Таким образом, возникает исследовательский вопрос: каким образом гротеск, рожденный внутри классического течения, стал особой формой художественного мышления и можно ли его считать «альтернативной классикой»? Моя гипотеза заключается в том, что гротеск — не внешнее противопоставление классике, а ее неотъемлемая часть, используемая художниками в разное время для разных целей. Задачей исследования будет рассмотреть несколько исторических периодов и проанализировать, какое значение вкладывается в гротескные мотивы в каждом из них.
Исходя из задачи исследования будет использован принцип рубрикации по эпохам. Первая глава будет посвящена истокам и использованию гротеска в античности. В ней планируется выявить основные признаки гротеска и его отличие от черт привычной классической традиции. Во второй главе будет рассмотрен следующий за античностью период — раннехристианское искусство и его взаимодействие с иными культурными традициями. Цель этого раздела — показать, что черты гротескного искусства так или иначе проявлялись и в других культурах и находили своё место в христианских сюжетах. В третьей главе будет рассмотрен период Ренессанса и повторное открытие гротеска. Основное внимание уделяется Рафаэлю и его ученикам, с акцентом на переосмыслении ими античной гротесковой традиции. Четвёртая глава будет посвящена Новому времени и тому, как гротеск постепенно набирал популярность и обретал новые смыслы. Завершит работу заключение с выводами.
Основой визуального исследования станут фотографии из открытых источников. Для иллюстрации теории будут использованы изображения отдельных деталей росписей Дома Нерона и других памятников римской настенной живописи, гротесков лоджий Рафаэля, барочных интерьеров и некоторых других произведений европейского искусства. Через отбор этих конкретных материалов планируется выявить закономерности и постепенно меняющуюся функцию гротеска — от античности до современности. В качестве теоретической опоры будут использованы работы о гротеске, а также рецензируемые исследования, посвящённые гротесковому орнаменту.
Фрагмент росписи в Золотом доме Нерона, 64-68 гг.
Античность


Фрагмент росписи в Золотом доме Нерона, 64-68 гг.
Фрагмент росписи в Золотом доме Нерона, 64-68 гг.
Фрагменты росписей Золотого дома Нерона показывают, как уже в античности гротеск или так называемый третий помпейский стиль, характеризуемый орнаментальностью, формируется внутри классической традиции. Тонкие архитектурные элементы здесь соединены с фантастическими фигурами и растительными мотивами, образуя нестабильное, «подвешенное» пространство. Такие гибридные композиции нарушают рациональный порядок, но остаются частью престижного дворцового декора.


Выставка From Pompeii to Southern Gaul, Четвертый Помпейский стиль, Musée Saint-Raymond, 62-79 гг.
Четвёртый помпейский стиль настенной живописи объединяет в себе элементы архитектурной иллюзии, декоративных панно и мелкомасштабных фантастических мотивов. Для него характерны сложные многоярусные композиции, где «ломаные» архитектурные конструкции сочетаются с небольшими вставками — мифологическими сценами, фигурками, маскаронами, растительным орнаментом. Именно в рамках этого стиля особенно заметны гротескные тенденции: пространство становится нестабильным, фрагментированным, а классический ордерный язык превращается в игру, в которой реальное и воображаемое постоянно пересекаются.


Геркуланум, Мозаика Нептуна и Амфитриты, 1 в. // Геркуланум, Фрагмент фрески, 1 в.
Дом с оленем, Геркуланум, Фрагмент фронтона, 41-54 гг.
На фресках и мозаиках из Геркуланума центральное место занимают небольшие мифологические сцены, окружённые тонким архитектурным каркасом, маскаронами и орнаментом. Контраст между «серьёзным» мифическим образом и подвижной, фантазийной рамой подчёркивает гротескный характер декора.


Капитель колонны храма Августа из Поццуоли, 2 век до н. э. // Джеймс Стюарт и Николас Риветт, The Antiquities of Athens, 3 издание, реконструкция капители колонны храма Августа из Поццуоли, 1794


Фрагмент росписи в Золотом доме Нерона, 64-68 гг.
Особенно в сравнении более ранней постройки — храма Августа — и Золотого дома Нерона заметно, как с течением времени усиливаются «гротескность» и причудливость орнаментальных мотивов. Фигуры становятся более фантастическими, связи между элементами — менее логичными, а декоративный слой всё сильнее отрывается от привычной строгой классической структуры.
Рассмотренный материал показывает, что истоки гротеска в европейском искусстве уходят в античную декоративную традицию. Уже в росписях Золотого дома Нерона и поздних помпейских и геркуланумских интерьерах мы видим характерные для гротеска приёмы: гибридные существа, маскароны, фантастические архитектурные конструкции, висящие на тонких нитях, конечности и тела перетекающие в растительные мотивы, а также контраст между серьёзными мифологическими сценами в центре и игривым, фантастическим орнаментом по краям.
Раннее христианство и средние века
Настенные росписи, катакомбы на Аппиевой дороге в Риме, 2 в.
Потолочная роспись, Катакомбы Претекстата, 2 в.
Настенная роспись с цветочным букетом и голубями, катакомбы на Аппиевой дороге в Риме, 3 в.
В раннехристианской традиции гротескные мотивы не исчезают, а перерабатываются в новом богословском контексте. В настенных росписях и декоративных фризах рядом с библейскими сценами появляются фантастические существа, маскароны, причудливо переплетённые растительные побеги и гибридные орнаменты. Эти элементы наследуют античную декоративную свободу, но теперь работают на другие задачи: подчёркивают победу сакрального над хаосом, вводят мотивы борьбы добра и зла или служат визуальными предупреждениями и аллегориями. Так гротеск постепенно переходит из сферы «игривой» античной роскоши в пространство христианской образности, сохраняя свою фантастичность, но наполняясь новым смыслом.
Фрагмент саней из Осенберга, Норвегия, IX век, The Viking Ship Museum
Северный портал церкви, Урнес, Норвегия, XI век
Звериный стиль в искусстве викингов даёт ещё один важный пример гротескного мышления, возникающего за пределами собственно античной традиции. В орнаменте северных народов животные тела растягиваются, переплетаются, ломаются на отдельные фрагменты, превращаясь в сложный узел из лап, челюстей и хвостов. Фигуры теряют анатомическую «правильность», зато приобретают ритм и напряжение орнамента. Такое обращение с телом — его намеренная деформация, превращение в почти абстрактный узор — перекликается с античным и позднейшим гротеском: здесь тоже важны гибридность, динамика и отказ от стабильной, «нормальной» формы ради выразительности и символической силы изображения.
Псалтирь Латрелла, Великобритания, ок. 1325–1340 гг.
Дроллери в средневековых манускриптах можно рассматривать как особую форму графического гротеска. На полях и внизу страниц, рядом с серьёзным библейским или литургическим текстом, появляются странные гибридные существа, зверолюди, фантастические птицы, сцены бытового юмора и откровенного абсурда. Эти маргинальные изображения нарушают торжественность основного содержания, вводя в «официальное» пространство книги элемент игры, смеха и иногда даже скрытой критики. Так, как и в случае с античными и христианскими орнаментами, гротеск оказывается встроен не снаружи, а внутрь сакральной визуальной системы, работая на её внутреннее напряжение и самоиронию.
Анализ средневекового искусства демонстрирует, что гротескные мотивы не только не исчезли, но и получили новое развитие, органично вписавшись в новую, христианскую картину мира. В раннехристианском искусстве античная орнаментальная свобода была подчинена богословским задачам, наполнившись аллегорическим смыслом. Звериный стиль викингов, возникший на периферии классической традиции, показал универсальность гротескного мышления, где деформация и гибридность служили целям орнаментальной выразительности и символической силы. Наконец, маргинальный гротеск дроллери встроил элемент игры, абсурда и самоиронии непосредственно в сакральное пространство манускрипта. Таким образом, в эпоху Средневековья гротеск окончательно утвердился как универсальный художественный язык, способный существовать внутри официальной системы, подрывая её монолитность изнутри и обогащая сложными смысловыми оттенками.
Ренессанс


Пинтуриккио, Роспись Библиотеки Пикколомини в кафедральном соборе Сиены, 1502–1509 гг.
Перуджино, Роспись Collegio del Cambio, 1552–1557 гг.
Перуджино, Роспись Collegio del Cambio, 1552–1557 гг.
В творчестве Перуджино и Пинтуриккио, старших современников Рафаэля, уже можно наблюдать переходный этап в освоении античного наследия. Для их фресок характерна гармоничная, часто идиллическая композиция, в которую начинают проникать отдельные гротескные элементы — изящные орнаменты, гирлянды и мифологические фигурки, еще подчиненные общему ясному строю. Однако именно их работы подготовили почву для более смелого и системного возрождения гротеска у следующего поколения художников.
Фрагмент росписи лоджий Рафаэля в Ватикане, 1517–1519 гг.
Фрагмент росписи лоджий Рафаэля в Ватикане, 1517–1519 гг.
Лоджии Рафаэля в Ватикане становятся ключевым моментом в истории европейского гротеска, представляя его целостную и продуманную ренессансную систему. Вдохновлённый открытыми в Золотом доме Нерона античными образцами, Рафаэль не просто копирует их, а творчески переосмысливает. Вместо фрагментарности позднеантичной живописи он создает гармоничные и ясные композиции, где причудливые гибридные существа (грифоны, сфинксы), легкие арабески, канделябры и мифологические фигуры выстраиваются в стройный симметричный ритм. Таким образом, Рафаэль не просто возрождает античный декор, но и «одомашнивает» гротеск, превращая его из маргинальной и игривой фантазии в универсальный язык ренессансного орнамента, наделённый интеллектуальной изысканностью и ставший образцом для подражания на века вперед.
Энеа Вико, Гравюра, 1641 г.
Энеа Вико, Гравюра, 1643 г.
Керамическая бутылка с гротескным оформлением, Конец XVI века
Гравер и медальер Энеа Вико сыграл ключевую роль в превращении гротеска из элитарного дворцового декора в общедоступный художественный язык. Его гравюры, основанные на открытиях в Золотом доме Нерона и лоджиях Рафаэля, стали своеобразными «учебниками» орнамента. Благодаря тиражированию, гротеск был канонизирован, систематизирован и разошелся по Европе, став основой для декораторов самых разных направлений.
Эпоха Ренессанса стала переломным моментом в истории гротеска: из археологической находки он был возведен в ранг осмысленной художественной системы. Благодаря Рафаэлю и его школе гротеск был «одомашнен», обрел ренессансную гармонию и интеллектуальную глубину. Последующее тиражирование через гравюры (Энеа Вико) и проникновение в прикладное искусство (майолика) окончательно закрепили за ним статус «альтернативной классики» — неотъемлемой части нового художественного канона, которая, будучи его частью, одновременно иронизировала над его строгостью, предлагая зрителю свободу фантазии. Это доказывает, что гротеск в Ренессансе был не просто стилистическим заимствованием, а полноценным переосмыслением, интегрировавшим античную «игру» в сердцевину культуры Возрождения.
Новое время и современность
Копии росписей лоджий Рафаэля в Государственном Эрмитаже, 1783–1792 гг.
Копии росписей лоджий Рафаэля в Государственном Эрмитаже, 1783–1792 гг.


Копии росписей лоджий Рафаэля в Государственном Эрмитаже, 1783–1792 гг.
Копии Лоджий Рафаэля в Эрмитаже являются ярким свидетельством канонизации гротеска в европейской художественной традиции Нового времени. По заказу Екатерины II в 1770-х годах группа художников во главе с Христофом Унтерпергером в точности воспроизвела ватиканские фрески в Санкт-Петербурге. Этот грандиозный проект демонстрирует, что к концу XVIII века гротеск Рафаэля воспринимался уже не как курьёз или смелый эксперимент, а как неотъемлемая часть классического наследия, достойная изучения и копирования в масштабах, сопоставимых с античными памятниками. Эрмитажные лоджии символизируют окончательный переход гротеска из сферы «альтернативной классики» в систему академического идеала, став эталоном для художников эпохи неоклассицизма и утвердив его статус универсального языка декора.
Фаянсовая посуда Мустье с элементами гротеска, XVIII век
Роспись, вдохновленная Рафаэлем, XX век
Керамика стала идеальным проводником гротеска в Новое время, адаптируя рафаэлевские композиции для широкого круга потребителей.


Фрагмент росписи Ара Пачис Августа, XIII–IX вв. // А. А. Остроградский, Староконюшенный переулок, дом 35, Фрагмент росписи, 1898 г.
Язык античного гротеска был творчески переосмыслен даже в архитектуре Москвы. В оформлении фасадов и интерьеров города, особенно в период эклектики и модерна, гротескные мотивы становятся неотъемлемой частью эстетики, придавая ей уникальную декоративную насыщенность.
Заключение
Гротеск, рожденный в античности и канонизированный Рафаэлем, демонстрирует удивительную жизнеспособность, плавно переходя из эпохи в эпоху. Его универсальный язык остается востребованным на протяжении веков, находя новые формы воплощения в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Эта непрерывная традиция доказывает, что гротеск является не просто стилем, а фундаментальной и неотъемлемой частью европейского художественного мышления.
Фрагмент росписи в Золотом доме Нерона, 64-68 гг.
Ефимова Е. А. Гротески: к истории одного мотива средиземноморской декоративной традиции [Электронный ресурс] // Научная статья по специальности «Искусствоведение». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/groteski-k-istorii-odnogo-motiva-sredizemnomorskoy-dekorativnoy-traditsii (дата обращения: 27.11.2025).
Alberti’s Window Raphael’s Studio: Graffiti and Grotesques at the Vatican [Электронный ресурс]. — URL: https://albertis-window.com/2014/04/raphaels-studio-graffiti-and-grotesques-at-the-vatican/ (дата обращения: 27.11.2025).
Deruta The History of Deruta Ceramics [Электронный ресурс]. — URL: https://www.derutagifts.com/history (дата обращения: 27.11.2025).
МиражИ московских фасадов [Электронный ресурс] // Mascaron.org. — 2023. — 10 янв. — URL: https://mascaron.org/2023/01/10/миражи-московских-фасадов/ (дата обращения: 27.11.2025).
Veryimportantlot Гротеск в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]. — URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/grotesk-v-izobrazitelnom-iskusstve (дата обращения: 27.11.2025).
Smarthistory The Rediscovery of the Domus Aurea & the Renaissance Grotesque [Электронный ресурс]. — URL: https://smarthistory.org/rediscovery-domus-aurea-renaissance-grotesque/ (дата обращения: 27.11.2025).
URL: https://ancientrome.ru/archaeol/article.htm?a=1002 (дата обращения: 27.11.2025)
URL: https://ancientrome.ru/archaeol/article.htm?a=1000 (дата обращения: 27.11.2025)
URL: https://www.flickr.com/photos/carolemage/albums/72157650239662455/ (дата обращения: 27.11.2025)
URL: https://www.flickr.com/photos/carolemage/albums/72157650239662455/ (дата обращения: 27.11.2025)
URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/grotesk-v-izobrazitelnom-iskusstve (дата обращения: 27.11.2025)
URL: https://www.flickr.com/photos/carolemage/albums/72157650239662455/with/16093875709 (дата обращения: 27.11.2025)
URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Roman_mosaic (дата обращения: 27.11.2025)
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Fig1-_The_capital_and_entablature_of_the_columns_Fig_2-Section_of_the_capital_Fig_3-Soffit_of_the_corona-Stuart_James%26_Revett_Nicholas-_1816.jpg (дата обращения: 27.11.2025)
URL: https://www.alamy.com/stock-photo-wandmalerei-mit-einer-blumenvase-und-der-taube-als-christlichem-symbol-106740087.html?imageid=BA41B305-5C05-40CB-94B2-D4C5417E5361&pn=8&searchId=236195935b30f09888994c76b19b3be3&searchtype=0 (дата обращения: 27.11.2025)
URL: https://beliaeva-t.livejournal.com/32354.html (дата обращения: 27.11.2025)