Original size 1140x1600

Альтернативная классика. Гротеск

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Вопреки распространённому убеждению, классическая традиция европейского искусства не была единственной и безусловно доминирующей для архитекторов, скульпторов и других художников. Наряду с ней существовала альтернативная ветвь развития классики — гротеск. Само слово «гротеск» одновременно содержит в себе суть этого явления — преувеличенное, неидеальное, фантастическое, странное — и отсылает к месту первой знаменитой находки, ставшей источником вдохновения для мастеров Ренессанса: подземным помещениям (от итал. grotta — пещера) Золотого дома Нерона. Обращение к гротеску позволяет рассматривать классику не только через призму образцовых сооружений с чёткими и «правильными» формами, но и через её собственное отклонение — самоиронию системы. Поэтому тема оказывается актуальной и сегодня: в наши дни прослеживается похожая тенденция. Устав от всего идеального, художники ищут новые «неправильные» разнообразные формы, чтобы впечатлить зрителя. Важно, однако, понимать, что эта тяга к гротеску не является изобретением только нашего времени. В разных формах и степенях она присутствовала на протяжении всей истории европейского искусства. Мастера античности, Ренессанса и Нового времени использовали похожие приемы для разных целей.

Таким образом, возникает исследовательский вопрос: каким образом гротеск, рожденный внутри классического течения, стал особой формой художественного мышления и можно ли его считать «альтернативной классикой»? Моя гипотеза заключается в том, что гротеск — не внешнее противопоставление классике, а ее неотъемлемая часть, используемая художниками в разное время для разных целей. Задачей исследования будет рассмотреть несколько исторических периодов и проанализировать, какое значение вкладывается в гротескные мотивы в каждом из них.

Исходя из задачи исследования будет использован принцип рубрикации по эпохам. Первая глава будет посвящена истокам и использованию гротеска в античности. В ней планируется выявить основные признаки гротеска и его отличие от черт привычной классической традиции. Во второй главе будет рассмотрен следующий за античностью период — раннехристианское искусство и его взаимодействие с иными культурными традициями. Цель этого раздела — показать, что черты гротескного искусства так или иначе проявлялись и в других культурах и находили своё место в христианских сюжетах. В третьей главе будет рассмотрен период Ренессанса и повторное открытие гротеска. Основное внимание уделяется Рафаэлю и его ученикам, с акцентом на переосмыслении ими античной гротесковой традиции. Четвёртая глава будет посвящена Новому времени и тому, как гротеск постепенно набирал популярность и обретал новые смыслы. Завершит работу заключение с выводами.

Основой визуального исследования станут фотографии из открытых источников. Для иллюстрации теории будут использованы изображения отдельных деталей росписей Дома Нерона и других памятников римской настенной живописи, гротесков лоджий Рафаэля, барочных интерьеров и некоторых других произведений европейского искусства. Через отбор этих конкретных материалов планируется выявить закономерности и постепенно меняющуюся функцию гротеска — от античности до современности. В качестве теоретической опоры будут использованы работы о гротеске, а также рецензируемые исследования, посвящённые гротесковому орнаменту.

Original size 1800x1271

Фрагмент росписи в Золотом доме Нерона, 64-68 гг.

Античность

Фрагмент росписи в Золотом доме Нерона, 64-68 гг.

Original size 500x331

Фрагмент росписи в Золотом доме Нерона, 64-68 гг.

Фрагменты росписей Золотого дома Нерона показывают, как уже в античности гротеск или так называемый третий помпейский стиль, характеризуемый орнаментальностью, формируется внутри классической традиции. Тонкие архитектурные элементы здесь соединены с фантастическими фигурами и растительными мотивами, образуя нестабильное, «подвешенное» пространство. Такие гибридные композиции нарушают рациональный порядок, но остаются частью престижного дворцового декора.

Выставка From Pompeii to Southern Gaul, Четвертый Помпейский стиль, Musée Saint-Raymond, 62-79 гг.

Четвёртый помпейский стиль настенной живописи объединяет в себе элементы архитектурной иллюзии, декоративных панно и мелкомасштабных фантастических мотивов. Для него характерны сложные многоярусные композиции, где «ломаные» архитектурные конструкции сочетаются с небольшими вставками — мифологическими сценами, фигурками, маскаронами, растительным орнаментом. Именно в рамках этого стиля особенно заметны гротескные тенденции: пространство становится нестабильным, фрагментированным, а классический ордерный язык превращается в игру, в которой реальное и воображаемое постоянно пересекаются.

Геркуланум, Мозаика Нептуна и Амфитриты, 1 в. // Геркуланум, Фрагмент фрески, 1 в.

Original size 800x532

Дом с оленем, Геркуланум, Фрагмент фронтона, 41-54 гг.

На фресках и мозаиках из Геркуланума центральное место занимают небольшие мифологические сцены, окружённые тонким архитектурным каркасом, маскаронами и орнаментом. Контраст между «серьёзным» мифическим образом и подвижной, фантазийной рамой подчёркивает гротескный характер декора.

Капитель колонны храма Августа из Поццуоли, 2 век до н. э. // Джеймс Стюарт и Николас Риветт, The Antiquities of Athens, 3 издание, реконструкция капители колонны храма Августа из Поццуоли, 1794

Фрагмент росписи в Золотом доме Нерона, 64-68 гг.

Особенно в сравнении более ранней постройки — храма Августа — и Золотого дома Нерона заметно, как с течением времени усиливаются «гротескность» и причудливость орнаментальных мотивов. Фигуры становятся более фантастическими, связи между элементами — менее логичными, а декоративный слой всё сильнее отрывается от привычной строгой классической структуры.

Рассмотренный материал показывает, что истоки гротеска в европейском искусстве уходят в античную декоративную традицию. Уже в росписях Золотого дома Нерона и поздних помпейских и геркуланумских интерьерах мы видим характерные для гротеска приёмы: гибридные существа, маскароны, фантастические архитектурные конструкции, висящие на тонких нитях, конечности и тела перетекающие в растительные мотивы, а также контраст между серьёзными мифологическими сценами в центре и игривым, фантастическим орнаментом по краям.

Раннее христианство и средние века

Original size 1200x1097

Настенные росписи, катакомбы на Аппиевой дороге в Риме, 2 в.

Original size 1000x1012

Потолочная роспись, Катакомбы Претекстата, 2 в.

Original size 1260x846

Настенная роспись с цветочным букетом и голубями, катакомбы на Аппиевой дороге в Риме, 3 в.

В раннехристианской традиции гротескные мотивы не исчезают, а перерабатываются в новом богословском контексте. В настенных росписях и декоративных фризах рядом с библейскими сценами появляются фантастические существа, маскароны, причудливо переплетённые растительные побеги и гибридные орнаменты. Эти элементы наследуют античную декоративную свободу, но теперь работают на другие задачи: подчёркивают победу сакрального над хаосом, вводят мотивы борьбы добра и зла или служат визуальными предупреждениями и аллегориями. Так гротеск постепенно переходит из сферы «игривой» античной роскоши в пространство христианской образности, сохраняя свою фантастичность, но наполняясь новым смыслом.

Original size 1152x768

Фрагмент саней из Осенберга, Норвегия, IX век, The Viking Ship Museum

Original size 1200x798

Северный портал церкви, Урнес, Норвегия, XI век

Звериный стиль в искусстве викингов даёт ещё один важный пример гротескного мышления, возникающего за пределами собственно античной традиции. В орнаменте северных народов животные тела растягиваются, переплетаются, ломаются на отдельные фрагменты, превращаясь в сложный узел из лап, челюстей и хвостов. Фигуры теряют анатомическую «правильность», зато приобретают ритм и напряжение орнамента. Такое обращение с телом — его намеренная деформация, превращение в почти абстрактный узор — перекликается с античным и позднейшим гротеском: здесь тоже важны гибридность, динамика и отказ от стабильной, «нормальной» формы ради выразительности и символической силы изображения.

Original size 1200x1804

Псалтирь Латрелла, Великобритания, ок. 1325–1340 гг.

Дроллери в средневековых манускриптах можно рассматривать как особую форму графического гротеска. На полях и внизу страниц, рядом с серьёзным библейским или литургическим текстом, появляются странные гибридные существа, зверолюди, фантастические птицы, сцены бытового юмора и откровенного абсурда. Эти маргинальные изображения нарушают торжественность основного содержания, вводя в «официальное» пространство книги элемент игры, смеха и иногда даже скрытой критики. Так, как и в случае с античными и христианскими орнаментами, гротеск оказывается встроен не снаружи, а внутрь сакральной визуальной системы, работая на её внутреннее напряжение и самоиронию.

Анализ средневекового искусства демонстрирует, что гротескные мотивы не только не исчезли, но и получили новое развитие, органично вписавшись в новую, христианскую картину мира. В раннехристианском искусстве античная орнаментальная свобода была подчинена богословским задачам, наполнившись аллегорическим смыслом. Звериный стиль викингов, возникший на периферии классической традиции, показал универсальность гротескного мышления, где деформация и гибридность служили целям орнаментальной выразительности и символической силы. Наконец, маргинальный гротеск дроллери встроил элемент игры, абсурда и самоиронии непосредственно в сакральное пространство манускрипта. Таким образом, в эпоху Средневековья гротеск окончательно утвердился как универсальный художественный язык, способный существовать внутри официальной системы, подрывая её монолитность изнутри и обогащая сложными смысловыми оттенками.

Ренессанс

Пинтуриккио, Роспись Библиотеки Пикколомини в кафедральном соборе Сиены, 1502–1509 гг.

Original size 1600x917

Перуджино, Роспись Collegio del Cambio, 1552–1557 гг.

Original size 3008x2000

Перуджино, Роспись Collegio del Cambio, 1552–1557 гг.

В творчестве Перуджино и Пинтуриккио, старших современников Рафаэля, уже можно наблюдать переходный этап в освоении античного наследия. Для их фресок характерна гармоничная, часто идиллическая композиция, в которую начинают проникать отдельные гротескные элементы — изящные орнаменты, гирлянды и мифологические фигурки, еще подчиненные общему ясному строю. Однако именно их работы подготовили почву для более смелого и системного возрождения гротеска у следующего поколения художников.

Original size 1536x1112

Фрагмент росписи лоджий Рафаэля в Ватикане, 1517–1519 гг.

Original size 728x1004

Фрагмент росписи лоджий Рафаэля в Ватикане, 1517–1519 гг.

Лоджии Рафаэля в Ватикане становятся ключевым моментом в истории европейского гротеска, представляя его целостную и продуманную ренессансную систему. Вдохновлённый открытыми в Золотом доме Нерона античными образцами, Рафаэль не просто копирует их, а творчески переосмысливает. Вместо фрагментарности позднеантичной живописи он создает гармоничные и ясные композиции, где причудливые гибридные существа (грифоны, сфинксы), легкие арабески, канделябры и мифологические фигуры выстраиваются в стройный симметричный ритм. Таким образом, Рафаэль не просто возрождает античный декор, но и «одомашнивает» гротеск, превращая его из маргинальной и игривой фантазии в универсальный язык ренессансного орнамента, наделённый интеллектуальной изысканностью и ставший образцом для подражания на века вперед.

Original size 3184x4688

Энеа Вико, Гравюра, 1641 г.

Original size 2368x3200

Энеа Вико, Гравюра, 1643 г.

Original size 750x1166

Керамическая бутылка с гротескным оформлением, Конец XVI века

Гравер и медальер Энеа Вико сыграл ключевую роль в превращении гротеска из элитарного дворцового декора в общедоступный художественный язык. Его гравюры, основанные на открытиях в Золотом доме Нерона и лоджиях Рафаэля, стали своеобразными «учебниками» орнамента. Благодаря тиражированию, гротеск был канонизирован, систематизирован и разошелся по Европе, став основой для декораторов самых разных направлений.

Эпоха Ренессанса стала переломным моментом в истории гротеска: из археологической находки он был возведен в ранг осмысленной художественной системы. Благодаря Рафаэлю и его школе гротеск был «одомашнен», обрел ренессансную гармонию и интеллектуальную глубину. Последующее тиражирование через гравюры (Энеа Вико) и проникновение в прикладное искусство (майолика) окончательно закрепили за ним статус «альтернативной классики» — неотъемлемой части нового художественного канона, которая, будучи его частью, одновременно иронизировала над его строгостью, предлагая зрителю свободу фантазии. Это доказывает, что гротеск в Ренессансе был не просто стилистическим заимствованием, а полноценным переосмыслением, интегрировавшим античную «игру» в сердцевину культуры Возрождения.

Новое время и современность

Original size 1000x641

Копии росписей лоджий Рафаэля в Государственном Эрмитаже, 1783–1792 гг.

Original size 1024x698

Копии росписей лоджий Рафаэля в Государственном Эрмитаже, 1783–1792 гг.

Копии росписей лоджий Рафаэля в Государственном Эрмитаже, 1783–1792 гг.

Копии Лоджий Рафаэля в Эрмитаже являются ярким свидетельством канонизации гротеска в европейской художественной традиции Нового времени. По заказу Екатерины II в 1770-х годах группа художников во главе с Христофом Унтерпергером в точности воспроизвела ватиканские фрески в Санкт-Петербурге. Этот грандиозный проект демонстрирует, что к концу XVIII века гротеск Рафаэля воспринимался уже не как курьёз или смелый эксперимент, а как неотъемлемая часть классического наследия, достойная изучения и копирования в масштабах, сопоставимых с античными памятниками. Эрмитажные лоджии символизируют окончательный переход гротеска из сферы «альтернативной классики» в систему академического идеала, став эталоном для художников эпохи неоклассицизма и утвердив его статус универсального языка декора.

Original size 2788x1940

Фаянсовая посуда Мустье с элементами гротеска, XVIII век

Original size 1497x738

Роспись, вдохновленная Рафаэлем, XX век

Керамика стала идеальным проводником гротеска в Новое время, адаптируя рафаэлевские композиции для широкого круга потребителей.

Фрагмент росписи Ара Пачис Августа, XIII–IX вв. // А. А. Остроградский, Староконюшенный переулок, дом 35, Фрагмент росписи, 1898 г.

Язык античного гротеска был творчески переосмыслен даже в архитектуре Москвы. В оформлении фасадов и интерьеров города, особенно в период эклектики и модерна, гротескные мотивы становятся неотъемлемой частью эстетики, придавая ей уникальную декоративную насыщенность.

Заключение

Гротеск, рожденный в античности и канонизированный Рафаэлем, демонстрирует удивительную жизнеспособность, плавно переходя из эпохи в эпоху. Его универсальный язык остается востребованным на протяжении веков, находя новые формы воплощения в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Эта непрерывная традиция доказывает, что гротеск является не просто стилем, а фундаментальной и неотъемлемой частью европейского художественного мышления.

Original size 1600x460

Фрагмент росписи в Золотом доме Нерона, 64-68 гг.

Bibliography
Show
1.

Ефимова Е. А. Гротески: к истории одного мотива средиземноморской декоративной традиции [Электронный ресурс] // Научная статья по специальности «Искусствоведение». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/groteski-k-istorii-odnogo-motiva-sredizemnomorskoy-dekorativnoy-traditsii (дата обращения: 27.11.2025).

2.

Alberti’s Window Raphael’s Studio: Graffiti and Grotesques at the Vatican [Электронный ресурс]. — URL: https://albertis-window.com/2014/04/raphaels-studio-graffiti-and-grotesques-at-the-vatican/ (дата обращения: 27.11.2025).

3.

Deruta The History of Deruta Ceramics [Электронный ресурс]. — URL: https://www.derutagifts.com/history (дата обращения: 27.11.2025).

4.

МиражИ московских фасадов [Электронный ресурс] // Mascaron.org. — 2023. — 10 янв. — URL: https://mascaron.org/2023/01/10/миражи-московских-фасадов/ (дата обращения: 27.11.2025).

5.

Veryimportantlot Гротеск в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]. — URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/grotesk-v-izobrazitelnom-iskusstve (дата обращения: 27.11.2025).

6.

Smarthistory The Rediscovery of the Domus Aurea & the Renaissance Grotesque [Электронный ресурс]. — URL: https://smarthistory.org/rediscovery-domus-aurea-renaissance-grotesque/ (дата обращения: 27.11.2025).

Альтернативная классика. Гротеск
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more