
Концепция
За основу своих размышлений я беру три основополагающих женских образа: Еву, Лилит (первую Еву) и Деву Марию (новую Еву). Проводя параллели между этими героинями и телесными жидкостями, олицетворяющими физику материнства, я изучаю образ матери и женщины в целом.
С одной стороны, эта работа посвящена рефлексии над образом моей собственной мамы, с другой стороны, разбирая по крупицам материнство как событие, я пытаюсь унять в себе страхи и тревоги, связанные с мыслью о том, что я, возможно, тоже стану мамой когда-то.
Персонажи
Лилит (первая Ева) —————————— кровь
Лилит пришла из Рая. Она — первая жена Адама, созданная одновременно с ним из глины («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»). Считая себя равной Адаму, Лилит отказалась ему подчиняться. Произнеся тайное имя Бога, Лилит покинула Эдем. За ней были посланы три ангела с требованием вернуться и раскаяться. Отказав, Лилит навлекла на себя проклятье: ежедневное рождение детей и их неминуемая смерть.
Перенося миф на реальность, можно провести линию между Лилит и женщинами, которым пришлось проходить через множество трудностей. Неосознанно и ненамеренно они транслируют своим детям, что мир враждебен и небезопасен и что нужно всегда полагаться только на себя. Они облачают детей в броню, в которой когда-то нуждались сами.
Ева ————————————————— молоко
Ева была создана для Рая и для Адама («И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку»). Но, послушав змия, она вкусила плод с запретного древа познания добра и зла. Так она стала причиной грехопадения и изгнания людей из Эдема. В качестве наказания за непослушание Бог обрек всех женщин рожать в муках, а мужчин работать в поте лица, чтобы обеспечить себя едой. Оказавшись на земле, она нашла в себе силы жить и давать жизнь. Породив на свет детей, она породила на свет и внуков, и правнуков. Она стала праматерью всего человечества. Думаю, Ева все еще помнит о своей ошибке и винит себя за то, что ее дети вынуждены жить в жестоком мире, где за выживание нужно бороться, она бы хотела им Рая.
Ева — мать, совершившая много ошибок. Не со зла, а просто потому, что она живет эту жизнь в первый раз. Пришедшая из Рая, она стремится воссоздать его для своих детей на земле.
Дева Мария (новая Ева) ——————— слезы
Думая о Деве Марии, у меня создается впечатление, что все люди смотрят на нее, как на маму в детстве. Она идеальна, она воплощение чистоты и праведности, она никогда не плачет и не проявляет слабости. Может, нам пора повзрослеть? И этот взрослый взгляд не убьет в Деве Марии ту сильную совершенную маму, которой она всегда была, а позволит увидеть в ней проявление человеческой слабости, с которой сталкиваются все жившие и живущие.
Дева Мария — мать, для которой настало время отпустить своего ребенка. Он больше не часть ее и не нуждается в ней так, как раньше. Совершенная Мама становится в глазах ребенка человеком со своим именем.
Все три образа я вижу в своей маме и именно через нее я их трактую.
Сценография
Пространство Лилит
Темное, мрачное, напоминает пещеру.
Пространство Евы
Вход в пространство Евы осуществляется через узкий тканевый тоннель, символизирующий процесс рождения, выхода младенца из утробы матери. Само пространство светлое, теплое, мягкое и уютное.
Пространство Девы Марии
Пространство драпировано тканями голубых оттенков, через которые сочится свет, с потолка свисают полотна блестящей прозрачной ткани.
Эскиз
Костюмы