
Учебный курс Психология визуального восприятия и воздействия (Основы нейровизуального программирования)

Визуальная история студентки Алины Г. Сделана ею «для себя» на лекции, как иллюстрация к конспекту. Сейчас краткий конспект лекций предоставляется всем слушателям курса.
Люди очень любят истории. Особенно дети, но и взрослые тоже. Любят настолько, что готовы отдать за них самое дорогое — своё внимание и время жизни. Подсознание награждает нас удовольствием за получение историй. И не случайно.
История — это комплект фактов и ситуаций, соединённых причинно-следственными связями в интересный сюжет. То есть модель фрагмента реальности, то «как оно бывает» или может быть.
История — это «конфета для мозга», страшно полезная штука, поскольку позволяет подготовиться к реальной жизни со всеми её сложностями и опасностями не подвергая себя риску, не тратя кучу ресурсов, не набивая шишек.
История — предмет первой необходимости, без них люди страдают.
История — товар, с успехом продающийся уже сотни тысяч лет, с момента обретения разума и речи нашим видом.
История — мощный и коварный инструмент воздействия, первейший способ убедить людей, переформатировать их сознание, воодушевить, мотивировать, изменить их поведение.
Поэтому умение сочинять и рассказывать (и показывать!) хорошие, сильные, эффективные истории является важнейшим навыком и компонентом успеха в любых начинаниях.
У нас с вами речь пойдёт об историях визуальных. Об изображениях, предметах, сооружениях. То есть, об объектах, специально создаваемых методами искусства и дизайна для показа другим людям.
И о фундаментальной разнице между дизайном и искусством тоже поговорим.
А в чём сила визуальной истории? Чем одна картинка лучше/хуже другой? Почему одно изображение «вставляет» и захватывает, а с другого взгляд соскальзывает равнодушно или, хуже того, смотреть на «это» не хочется? Что такое объективно хороший дизайн? Реклама? Брендинг? Как сделать?
Курс ПВВиВ / НВП как раз и отвечает на эти вопросы. И на многие другие, в том числе чисто практические.
Но главный/постоянный вопрос курса это:
ЗАЧЕМ?! Зачем я ЭТО (что угодно в дизайне) делаю? С какой целью? Каков будет результат (восприятия зрителями)? Чего хочу добиться этим? Почему именно так, а не иначе?
Таким образом, основная цель курса — включить осознанность и понимание вами вашей работы. Собственно дизайну вас учат на других курсах. А мы будем «проверять гармонию алгеброй».
Посмотрим на визуальную коммуникацию холодным научно-инженерным взглядом и попытаемся её оптимизировать. Что совершенно не исключает интуиции, таланта, вдохновения и тяжелого итеративного дизайнерского труда. Но поможет вам избежать обычных/типичных ошибок и спрямит путь к успеху.
Дизайн заказывается людьми и делается людьми для влияния/воздействия на людей. Реакции, хотелки, оценки и поведение людей подчиняются законам психологии.
Для разработки правильной (т.е. эффективной) визуальной коммуникации эти законы и устройство психики нужно знать.
Логика и структура курса построены на дедуктивном методе. Шерлок Холмс в своих расследованиях шел от деталей к общим выводам, а мы поступим наоборот: вначале разберёмся как устроена психика (и почему именно так, откуда что взялось, это важно).
Первая часть курса (модули 1 и 2) посвящена основам, которые, тем не менее, будут практически полезны не только дизайнерам.
Если вы займётесь рекламой, брендингом, модой, политикой, социальной работой, управлением, кино, журналистикой, … …, да чем угодно «гуманитарным», вы всё равно должны понимать:
По каким законам идёт культурная эволюция. И как эти законы управляют жизнью и судьбой каждого студента НИУ ВШЭ.
Как возникают (и разрабатываются специально) ментальные вирусы.
Как формируются и меняются убеждения.
Как брендинг (и его инструмент дизайн) создают реальность внутри вашей головы.
Простая метафорическая модель психики. На самом деле весьма полезна и позволяет сделать много практических выводов.
Откуда берутся мотивации, как инстинкты влияют на массовое потребительское поведение.
Какие «психологические кнопки» можно и нужно использовать для привлечения, направления и удержания внимания зрителей. Такая «кнопка» — обязательный элемент хорошей истории!
Про идентичности и айдентики. Это вообще фундамент любой социальной/политической/коммерческой деятельности. Об этом будет отдельная лекция.
Хорошая, увлекательная, и «правильная» история — это всегда архетипическая история. Об архетипах и их применении в дизайне/брендинге/рекламе будет две лекции.
Ну и специальная лекция будет о «магической» (но очень реальной!) составляющей историй — фасцинации. Это то, что нас в историях завораживает, не отпускает, пугает, заставляет лить слёзы и смеяться. Как/чем можно не только сообщить зрителю информацию, но вызвать эмоции и поменять состояние сознания.
Вторая часть курса (модули 3 и 4) больше посвящена конкретике, превращению знаний прикладной психологии восприятия в ваши личные инструменты разработки коммуникаций и оценки качества дизайна.
Будем разбираться, как визуальные истории можно улучшить, увеличить их «силу». В основном на примерах рекламных конструкций и кампаний.
Реклама, из-за специфики условий восприятия, является едва ли не самым сложным видом коммуникационного дизайна.
Она очень чувствительна к соблюдению (и нарушению) психологических правил. Но и удобна для объективной оценки качества, т. к. часто бывают известны коммерческие результаты её использования и/или общественная реакция на кампании.
Плакат Владимира Чайки — прекрасный образец применения антропоморфного визуального стимула, привлекающего внимание.
Некоторые темы второй части:
Как и почему работают мозги восхищённых (или возмущённых) зрителей, когда они видят ваш гениальный (или не очень) дизайн.
О визуальных стимулах и суперстимулах. Как дизайнерам удаётся превзойти божественное творение.
Несколько лекций будет о балансах: композиционных, оптических, балансе сложности, балансе новизны… Сильная визуальная история должна быть хорошо сбалансирована!
< Простая история в сложном контексте .................. Сложная история в простом контексте >
Еще пара лекций будет о контрастах: смысловых, цветовых, временнЫх, композиционных, контрастах с актуальной средой… и других. И об использовании принципа контраста в рекламе и брендинге. О цвете как таковом, о выборе цветовых сочетаний и оттенков под задачу.
«Счастье — это когда тебя замечают!» ©
Поговорим и о влиянии выбора шрифта на впечатление от истории и даже на её смысл. Там много интересного и неочевидного. Шрифт — сам по себе визуальная история. Шрифт может вашу коммуникацию загубить. Или создать.
Будет раздел о прикладной гендерной психологии: что дизайнеру и брендеру нужно обязательно знать о различиях между мальчиками и девочками, чтобы не наделать глупых ошибок.
И много чего ещё будет. О плюсах и засадах сексуализации рекламы, о дизайне скандалов и эпатажа, о взаимодействии коммуникаций и городской среды… Ну, если успеем.
Всё сказанное потом соберём вместе, разложим на кучки и превратим в структурированный набор методов анализа и объективной оценки изображений (визуальных историй).
Эти же инструменты можно использовать для синтеза коммуникаций/рекламы с наперёд заданными свойствами и параметрами.