Original size 1140x1600

Сила визуальной истории

PROTECT STATUS: not protected
129

Учебный курс Психология визуального восприятия и воздействия (Основы нейровизуального программирования)

big
Original size 1600x560

Визуальная история студентки Алины Г. Сделана ею «для себя» на лекции, как иллюстрация к конспекту. Сейчас краткий конспект лекций предоставляется всем слушателям курса.

Люди очень любят истории. Особенно дети, но и взрослые тоже. Любят настолько, что готовы отдать за них самое дорогое — своё внимание и время жизни. Подсознание награждает нас удовольствием за получение историй. И не случайно.

История — это комплект фактов и ситуаций, соединённых причинно-следственными связями в интересный сюжет. То есть модель фрагмента реальности, то «как оно бывает» или может быть.

История — это «конфета для мозга», страшно полезная штука, поскольку позволяет подготовиться к реальной жизни со всеми её сложностями и опасностями не подвергая себя риску, не тратя кучу ресурсов, не набивая шишек.

История — предмет первой необходимости, без них люди страдают.

История — товар, с успехом продающийся уже сотни тысяч лет, с момента обретения разума и речи нашим видом.

История — мощный и коварный инструмент воздействия, первейший способ убедить людей, переформатировать их сознание, воодушевить, мотивировать, изменить их поведение.

Поэтому умение сочинять и рассказывать (и показывать!) хорошие, сильные, эффективные истории является важнейшим навыком и компонентом успеха в любых начинаниях.

У нас с вами речь пойдёт об историях визуальных. Об изображениях, предметах, сооружениях. То есть, об объектах, специально создаваемых методами искусства и дизайна для показа другим людям.

И о фундаментальной разнице между дизайном и искусством тоже поговорим.

А в чём сила визуальной истории? Чем одна картинка лучше/хуже другой? Почему одно изображение «вставляет» и захватывает, а с другого взгляд соскальзывает равнодушно или, хуже того, смотреть на «это» не хочется? Что такое объективно хороший дизайн? Реклама? Брендинг? Как сделать?

Курс ПВВиВ / НВП как раз и отвечает на эти вопросы. И на многие другие, в том числе чисто практические.

Но главный/постоянный вопрос курса это:

ЗАЧЕМ?! Зачем я ЭТО (что угодно в дизайне) делаю? С какой целью? Каков будет результат (восприятия зрителями)? Чего хочу добиться этим? Почему именно так, а не иначе?

Таким образом, основная цель курса — включить осознанность и понимание вами вашей работы. Собственно дизайну вас учат на других курсах. А мы будем «проверять гармонию алгеброй».

Посмотрим на визуальную коммуникацию холодным научно-инженерным взглядом и попытаемся её оптимизировать. Что совершенно не исключает интуиции, таланта, вдохновения и тяжелого итеративного дизайнерского труда. Но поможет вам избежать обычных/типичных ошибок и спрямит путь к успеху.

Дизайн заказывается людьми и делается людьми для влияния/воздействия на людей. Реакции, хотелки, оценки и поведение людей подчиняются законам психологии.

Для разработки правильной (т.е. эффективной) визуальной коммуникации эти законы и устройство психики нужно знать.

Логика и структура курса построены на дедуктивном методе. Шерлок Холмс в своих расследованиях шел от деталей к общим выводам, а мы поступим наоборот: вначале разберёмся как устроена психика (и почему именно так, откуда что взялось, это важно).

Первая часть курса (модули 1 и 2) посвящена основам, которые, тем не менее, будут практически полезны не только дизайнерам.

Если вы займётесь рекламой, брендингом, модой, политикой, социальной работой, управлением, кино, журналистикой, … …, да чем угодно «гуманитарным», вы всё равно должны понимать:

По каким законам идёт культурная эволюция. И как эти законы управляют жизнью и судьбой каждого студента НИУ ВШЭ.

Как возникают (и разрабатываются специально) ментальные вирусы.

Как формируются и меняются убеждения.

Как брендинг (и его инструмент дизайн) создают реальность внутри вашей головы.

Original size 1600x590

Простая метафорическая модель психики. На самом деле весьма полезна и позволяет сделать много практических выводов.

Откуда берутся мотивации, как инстинкты влияют на массовое потребительское поведение.

Какие «психологические кнопки» можно и нужно использовать для привлечения, направления и удержания внимания зрителей. Такая «кнопка» — обязательный элемент хорошей истории!

Про идентичности и айдентики. Это вообще фундамент любой социальной/политической/коммерческой деятельности. Об этом будет отдельная лекция.

Хорошая, увлекательная, и «правильная» история — это всегда архетипическая история. Об архетипах и их применении в дизайне/брендинге/рекламе будет две лекции.

Ну и специальная лекция будет о «магической» (но очень реальной!) составляющей историй — фасцинации. Это то, что нас в историях завораживает, не отпускает, пугает, заставляет лить слёзы и смеяться. Как/чем можно не только сообщить зрителю информацию, но вызвать эмоции и поменять состояние сознания.

Original size 1800x804

Вторая часть курса (модули 3 и 4) больше посвящена конкретике, превращению знаний прикладной психологии восприятия в ваши личные инструменты разработки коммуникаций и оценки качества дизайна.

Будем разбираться, как визуальные истории можно улучшить, увеличить их «силу». В основном на примерах рекламных конструкций и кампаний.

Реклама, из-за специфики условий восприятия, является едва ли не самым сложным видом коммуникационного дизайна.

Она очень чувствительна к соблюдению (и нарушению) психологических правил. Но и удобна для объективной оценки качества, т. к. часто бывают известны коммерческие результаты её использования и/или общественная реакция на кампании.

Original size 2000x667

Плакат Владимира Чайки — прекрасный образец применения антропоморфного визуального стимула, привлекающего внимание.

Некоторые темы второй части:

Как и почему работают мозги восхищённых (или возмущённых) зрителей, когда они видят ваш гениальный (или не очень) дизайн.

О визуальных стимулах и суперстимулах. Как дизайнерам удаётся превзойти божественное творение.

Несколько лекций будет о балансах: композиционных, оптических, балансе сложности, балансе новизны… Сильная визуальная история должна быть хорошо сбалансирована!

Original size 2500x1200

< Простая история в сложном контексте .................. Сложная история в простом контексте >

Еще пара лекций будет о контрастах: смысловых, цветовых, временнЫх, композиционных, контрастах с актуальной средой… и других. И об использовании принципа контраста в рекламе и брендинге. О цвете как таковом, о выборе цветовых сочетаний и оттенков под задачу.

Original size 1600x640

«Счастье — это когда тебя замечают!» ©

Поговорим и о влиянии выбора шрифта на впечатление от истории и даже на её смысл. Там много интересного и неочевидного. Шрифт — сам по себе визуальная история. Шрифт может вашу коммуникацию загубить. Или создать.

Original size 1460x412

Будет раздел о прикладной гендерной психологии: что дизайнеру и брендеру нужно обязательно знать о различиях между мальчиками и девочками, чтобы не наделать глупых ошибок.

Original size 1450x450

И много чего ещё будет. О плюсах и засадах сексуализации рекламы, о дизайне скандалов и эпатажа, о взаимодействии коммуникаций и городской среды… Ну, если успеем.

Всё сказанное потом соберём вместе, разложим на кучки и превратим в структурированный набор методов анализа и объективной оценки изображений (визуальных историй).

Эти же инструменты можно использовать для синтеза коммуникаций/рекламы с наперёд заданными свойствами и параметрами.

Original size 1445x960
Сила визуальной истории
129
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more