Original size 1140x1600

Скань и зернь в русских украшениях: техника и эстетика до XX века

PROTECT STATUS: not protected
2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 514x302

Колт золотой с овальным щитком, по обе стороны напаяны гнезда для вставок и зернь. IV–V вв. н. э.

Концепция История и техника скани и зерни Эстетика и символика Региональные особенности Скань и зернь: изменения со временем Заключение

big
Original size 514x280

Пуговица ажурная XIX в.

Концепция

Декоративно-прикладное искусство издавна занимает особое место в культуре России, отражая мировоззрение, художественные предпочтения и технические достижения различных эпох. Среди многочисленных техник, используемых в ювелирном деле, особое внимание заслуживают скань и зернь — утончённые методы металлообработки, зародившиеся в глубокой древности и достигшие расцвета на территории Древней Руси. Эти техники позволяли создавать изысканные украшения, отличающиеся сложной структурой, изяществом линий и богатством фактур. Выбор темы обусловлен стремлением глубже понять уникальные художественные традиции ювелирного ремесла в России и проследить, каким образом сложнейшие техники прошлого продолжают жить и развиваться в современном декоративно-прикладном искусстве. Скань и зернь — одни из наиболее изысканных и трудоёмких способов художественной обработки металла. Эти техники требуют исключительной точности, терпения и мастерства, что делает их не только ремесленным, но и культурным феноменом. Интерес к данной теме также продиктован её многослойностью: исследование скани и зерни затрагивает не только технические аспекты, но и вопросы эстетики, символики, истории, этнографии и современного дизайна. Эти элементы позволяют рассматривать украшения не просто как предметы быта, но как выразителей духовной и художественной культуры народа. Актуальность темы усиливается тем, что сегодня в России наблюдается возрождение интереса к народным ремёслам. Современные художники, дизайнеры и ремесленники обращаются к традиционным техникам, адаптируя их к новым художественным задачам. Таким образом, исследование скани и зерни способствует сохранению и популяризации нематериального культурного наследия.

Отбор визуального материала (музейных экспонатов, фотографий, иллюстраций) осуществлялся по следующим критериям: Хронологический охват — от Древней Руси до XX века, чтобы проследить эволюцию техник скани и зерни.

Технологическая репрезентативность — в исследование включены изделия, чётко демонстрирующие приёмы скани и зерни: тончайшие проволочные узоры, зернёвые украшения, пайка, чеканка.

Географическое разнообразие — учитывались предметы из различных регионов России (Новгород, Владимир, Москва, южные княжества), чтобы отразить локальные особенности.

Художественная выразительность — приоритет отдавался предметам с высокими эстетическими характеристиками, пригодным для визуального анализа. Структура исследования выстраивается по логике сочетания историко-хронологического и тематического подходов:

Концепция  — постановка проблемы, обоснование темы, цели и задачи.

История техники скани и зерни в России  — происхождение техник, влияние Византии и Востока, развитие в Древней Руси и в Новое время.

Эстетика скани и зерни  — символика, визуальные коды, соотношение орнаментальности и утилитарности.

Анализ музейных экспонатов  — отбор и описание конкретных украшений, рассмотрение композиции, материалов, декоративных приёмов.

Заключение  — выводы, перспективы дальнейшего изучения.

Отбор текстовых источников производился с опорой на следующие критерии: научная надёжность, междисциплинарность, ориентация на первоисточники, актуальность, критический подход Ключевой вопрос исследования: как эволюционировали техники скани и зерни в русском ювелирном искусстве от древности до современности и как они интерпретируются в современном декоративно-прикладном искусстве?

Гипотеза: скань и зернь, будучи высокотехнологичными и эстетически насыщенными техниками, не только сформировали уникальный художественный язык русского ювелирного искусства, но и сохраняют актуальность в XXI веке благодаря своему декоративному потенциалу, символической глубине и способности к адаптации в современных формах.

История и техника скани и зерни

Техники скани и зерни пришли на Русь из Византии в X веке и быстро укоренились в ювелирной традиции. Уже в XI–XII веках их активно использовали мастера в Киеве, Новгороде, Чернигове — об этом свидетельствуют археологические находки: колты, серьги, височные кольца.

В XV–XVII веках скань и зернь достигли высокого развития в московских и северных мастерских. Они применялись не только в женских украшениях, но и в церковной утвари.

Впоследствии интерес к этим техникам снизился, но во второй половине XX века началось их возрождение: сначала в рамках этнографических реконструкций, затем в авторском ювелирном искусстве. Сегодня они используются как в народных промыслах, так и в современном дизайне.

Технические особенности: скань

Скань (филигрань) — техника изготовления ювелирных изделий путём пайки тонкой витой или гладкой проволоки (чаще всего серебряной или золотой) на металлическое основание или каркас. Скань может быть:

Ажурной (воздушной) — когда проволока спаивается без подложки, образуя кружевные узоры;

Накладной — когда узор из скани припаивается к металлическому листу;

Объёмной — создаётся каркас с наполнением витками и зигзагами.

Орнамент строится из спиралей, завитков, растительных мотивов. Скань часто дополняется зернью и эмалью.

Original size 388x432

(Ажурная) Серьга медная филигранная в виде стилизованного листка, подвеска сердцевидная с четырьмя листками внизу XIX в.

Original size 512x438

(Накладная скань) Верхняя крышка альбома, украшенная эмалью по скани с видом Мещанского училища в Москве с дарственной надписью С. М. Третьякову 1887 г.

Original size 486x448

(Накладная) Пуговица XVIII–XIX вв.

Original size 513x349

(Объёмная) Серьги (пара) сканые XVIII в.

Технические особенности: зернь

Зернь — техника декоративной обработки, при которой поверхность изделия украшается мельчайшими шариками (зернами) металла, припаянными к основанию. Эти зерна формируются путём плавления проволоки или тонких листов и наносятся по заданному узору:

Контурному (вдоль линий орнамента),

Заполняющему (внутри форм),

Рассеянному (фоновые акценты).

Зернь часто применяется вместе со сканью, усиливая визуальную сложность и игру света на поверхности.

Original size 513x342

(вдоль линии орнамента) Украшение (часть застежки или пряжки) со вставками и зернью V–VI вв.

Original size 659x757

(заполняющий) Бусина бочковидной формы; вся поверхность покрыта зернью и сканными завитками XI в.

Original size 511x341

(Рассеянный)Фигурка льва полая с зернью IV в. до н. э.

(зернь и скань) Застежка в виде двух листиков XVIII в. / Пуговица филигранная с зернью, шарообразная XIV–XVI вв.

Материалы и инструменты Основной материал: серебро, реже золото.

Инструменты: паяльник, пинцеты, шила, микроскопы (в современной практике), мини-печи.

Припой: низкоплавкие сплавы серебра или золота.

Пуговица ажурная XIX в. (Серебро) / Серьга с ажурным щитком и подвеской из зерни II–IV вв. (Золото)

Скань и зернь формируют уникальную текстуру и ритм поверхности, приближающие ювелирные изделия к миниатюрной архитектуре. Эти техники позволяют мастеру работать с микроскопическим масштабом, создавая тончайшие орнаментальные композиции.

В русской традиции такие украшения не только демонстрировали социальный статус, но и нередко имели сакральное значение (например, в форме амулетов или обережных символов).

Original size 515x241

Запонка XVIII в., Медь, железо

Эстетика и символика

Скань и зернь формируют уникальный визуальный язык, в котором сочетаются изящество формы, точность исполнения и декоративная насыщенность. Эти техники позволяют создавать тончайшие орнаменты, которые воспринимаются как металлическое кружево, поражающее филигранной проработкой деталей.

Основные эстетические характеристики:

Ажурность — воздушные узоры, усиливающие светотеневой эффект;

Ритм и симметрия — орнаменты строятся по принципам повторения, осевой симметрии, концентрических композиций;

Фактурность — зернь придаёт поверхности выразительную фактуру, играющую на свету;

Миниатюрность — украшения демонстрируют мастерство в масштабе деталей, едва различимых глазом;

Органичность узора — нередко повторяются природные мотивы: спирали, завитки, побеги, цветы.

Эти качества делают изделия выразительными как вблизи, так и издали, подчеркивая статус и вкус владельца.

Крестик XIX в. / Серьга в виде кольца с граненой стеклянной подвеской в оправе, с зернью и сканью XVIII в.

Буса шаровидная, прорезная с орнаментом из зерни XIII–XIV вв. / Бусина шарообразная, украшенная кружками из жгутика и зернью XV–XVI вв.

Украшения в техниках скани и зерни нередко имели не только декоративную, но и семиотическую функцию: они служили оберегами, отражали социальный статус, родовую принадлежность или религиозные представления.

Ключевые символические мотивы:

Спираль — знак жизненной силы, движения и бесконечности;

Солнечные розетки — символ солнца и защиты;

Зерно — знак плодородия, изобилия и начала жизни (особенно в контексте обережных украшений);

Древо жизни — вертикальные композиции, символизирующие связь мира живого с небесным;

Парность и зеркальность (в серьгах, колтах) — как образ гармонии и двойственности мира.

Для женщин украшения с зернью и сканью были не только элементом красоты, но и частью обрядов (свадебных, обережных, погребальных).

Original size 604x850

Серьга XIX в.

Серьги медные, подвеска в виде прорезного щитка с изображением 2-х птиц и растительных завитков, внизу пять бусин с зернью XVIII в. / Подвесок пара в виде кувшинчиков, украшенные зернью II–III вв.

Две подвески урновидные с зернью на цепочках IV–III вв. до н. э. (Северное Причерноморье) / Наконечник ножен, украшен выпуклым кружочком с ободком из зерни и пятью городками из зерни IV–V вв. н. э.

Орнамент в русских ювелирных традициях не был случайным: он выражал гармонию космоса и природы, подчинялся традиционным канонам и связан был с религиозно-магическим мышлением. Техники скани и зерни становились инструментом визуального кодирования ценностей времени — веры, защищённости, красоты, порядка.

Региональные особенности

Киев и Чернигов (Южная Русь) В XI–XIII веках Киев и Чернигов были центрами ювелирного искусства. Мастера создавали изысканные украшения, такие как колты и височные кольца, используя скань, зернь и эмаль. Эти изделия отличались сложными орнаментами и символикой.

Колт. Русь, XII в. Серебро; выколотка, пайка, сборка, зернь, скань / Височные кольца. Киевская Русь, XII в. Золото; скань, чеканка, зернь

Новгород и Псков (Северо-Запад) Новгородские мастера активно использовали ажурную скань в женских украшениях и обрядовых предметах. Отличительная черта — графичность узора и строгость композиции. Часто встречаются солнечные и растительные мотивы.

Крест наперсный. XVI век. Псков. Серебро, золочение, скань, аметисты, горный хрусталь, бирюза, альмандины, жемчуг, перламутр. / Крест напрестольный, 1591 г.

Владимиро-Суздальская Русь (Центр) Изделия характеризуются насыщенным орнаментом, сочетающим скань, зернь и эмаль. Распространены украшения с архитектурной композицией (колты в виде теремов, куполов).

Суздальское оплечье, XII-начало XIII в. / Посох, серебряный, чеканный; украшен эмалью по скани, XVII в.

Великий Устюг (Русский Север) Скань и зернь здесь активно использовались в серебряных изделиях, нередко с религиозной символикой. Характерна плотность орнамента и внимание к деталям — техника достигала почти ювелирной миниатюры.

Троица Ветхозаветная, образок XVI век / Цата XVI век

Original size 800x494

Шкатулка для украшений. XVIII век. Великий Устюг

Скань и зернь: изменения со временем

Древняя Русь (X–XIII века) — период расцвета Материалы: золото, реже — серебро.

Орнамент: сложный, вытонченный, в основном растительный и геометрический.

Зернь: использовалась как декоративный заполнитель фона между сканными контурами.

Особенности:

Четкое византийское влияние (иконографические мотивы, эмаль).

Техника достигла высокого уровня сложности: колты, кресты, энколпионы.

Изделия имели сакральный характер и принадлежали знати.

Перстень двойной, с зернью и с двумя вставками I–II вв. (Северное Причерноморье) / Пара серёг с подвесками-амфорами с зернью II–I вв. до н. э. (Древняя Греция)

Для сравнения приведены экспонаты с Северного Причерноморья и Древних Греции и Рима

Бляшка золотая штампованная — треугольник с зернью IV в. до н. э. (Кубанская область)/ Булавка с головкой из четырёх крупных шариков зерни, IV–III вв. до н. э. (раскопки Пантикапея)

Аграф в виде стержня с насаженными на него тремя шаровидными бусинами XI–XIII вв. (Древняя Русь, Владимир) / Лампада в виде сплюснутого шара, с узкой длинной нижней частью XVIII в.

Бусины шаровидной половина; вся поверхность покрыта чеканкой под зернь XI в. (Древняя Русь) / Голова грифона с зернью и подвеской IV в. до н. э. (Кубанская область)

Медальон подвесной с зернью и сканью, вставкой и привеской с гнездом для вставки VI в. / Подвеска в форме цилиндра, украшенная филигранью и зернью V в. до н. э. (Северное Причерноморье)

Средневековье (XIV–XVI века) — упрощение и локализация Снижение уровня технической сложности, особенно в провинциальных центрах.

Материалы: преобладание серебра, золото редко.

Орнамент: появляется больше символики, народных мотивов.

Зернь используется менее плотно, скань становится более крупной и графичной.

В Пскове и Новгороде активно развиваются собственные школы с локальными чертами.

Подвеска полулунной формы, орнаментированная сканью и зернью, с колечками для привесок XV–XVIII вв. н. э. / Подвеска — шарообразная филигранная бусина с крупной зернью XV–XVI вв.

Пуговица серебряная шарообразной формы, орнаментированная сканью и зернью, ушко отломано XV–XVIII вв. н. э. / Пуговица филигранная с зернью, шарообразная XIV–XVI вв.

Бусина шарообразная, украшенная кружками из жгутика и зернью XV–XVI вв. / Пуговица серебряная с ушком, овальной формы, орнаментированная сканью XV–XVIII вв. н. э.

XVII–XVIII века Бурный рост прикладного искусства в провинциях.

Появление цветной эмали, сочетаемой со сканью и зернью (особенно в Поволжье, Вятке).

Орнамент становится более плотным, почти кружевным.

Используются чеканка, чернь и литьё параллельно с сканью.

Возникает народный ювелирный стиль: украшения становятся атрибутами женского костюма (награды, подвески, серьги).

Перстень медный позолоченный с полушаровидной жуковиной с пятью гнездами, в одном из которых мертвая жемчужина XVIII в. / Перстень серебряный с полусферической жуковиной со сканью XVII в.

Перстень серебряный с шестиугольной жуковиной с зернью XVII в. / Серьга медная в виде кольца с двумя маленькими подвесками из цилиндрических бусин с зернью XVIII в.

Серьга медная золоченая в виде буквы «Л», в нижней части пять подвесок с зернью XVIII в. / Серьги медные (пара) в виде кольца с подвеской XVIII в.

Серьги медные (пара) в виде кольца с подвеской XVIII в. / Серьги медные (пара) в виде кольца с подвеской XVIII в.

Original size 511x364

Серьги медные (пара) в виде полукольца с подвеской, подвеска в виде круглого щитка со сканными поясками, украшенного зеленой финифтью с обеих сторон XVIII в.

Серьги медные (пара) в виде кольца с подвеской в форме ажурного круглого щитка XVIII в. / Серьги медные (пара) из кольца с подвеской на шарнире XVIII в.

XIX век — упрощение и стилизация Распространение фабричного производства и оттеснение ручного труда.

Скань становится декоративной технологией, часто используется для отделки табакерок, шкатулок, крестиков.

Зернь применяется реже и в более простой форме.

В центре внимания — декоративная выразительность, а не техническая сложность.

Запонка медная в виде полушария на круглой ножке XIX в. / Мундштука часть из желтого янтаря, трубка серебряная, со сканью и двумя розетками, одна с красным стеклом XIX в.

Подвеска ажурная XIX в. / Подвеска от серьги в виде ажурной полусферы со сканным орнаментом и подвижной фигурной пластинки с прорезью и гравированным орнаментом XIX в.

Подвеска (пара) в виде кольца с тремя ажурными шарами со сканным орнаментом XIX в. / Подвески от серег (пара) ажурные XIX в.

Пояс кон. XIX — нач. XX вв. / Серьга XIX в.

XX век — забвение и возрождение В советский период традиционные техники почти исчезают, сохраняются только в народных промыслах.

В 1970–80-е гг. происходит искусствоведческое и ремесленное возрождение интереса к скани.

Организуются реставрационные мастерские, появляются художественные школы, передающие опыт.

Брошь XX в. / Флакон для духов на шатлене, с пробкой нач. XX в.

Брошь-кулон в виде ажурного венка, в футляре кон. XIX — нач. XX вв. / Брошь XX в.

Заключение

Исследование скани и зерни как художественных и ремесленных техник в русском декоративно-прикладном искусстве позволило проследить их сложный путь — от элитарного ювелирного мастерства Древней Руси до ремесленного забвения и последующего художественного возрождения. Эти техники не только демонстрируют высочайший уровень владения материалом и инструментом, но и несут в себе символический, культурный и региональный код, глубоко укоренённый в традициях.

Анализ выявил ярко выраженные региональные стили и приёмы, которые со временем формировали локальные художественные школы. Несмотря на периоды упадка, интерес к скани и зерни сохранялся в народной культуре и продолжал развиваться в новых формах.

Таким образом, скань и зернь продолжают жить — не как музейные артефакты прошлого, а как живые и развивающиеся формы художественного высказывания, соединяющие технику, эстетику и традицию в едином визуальном языке.

Bibliography
Show
1.

Балина, Л. И. Русское ювелирное искусство X–XX веков: каталог собрания Государственного Исторического музея / Л. И. Балина. — М.: ГИМ, 2003. — 296 с.

2.

Рыбакова, Е. Ю. Русские народные украшения XVII–XIX вв. / Е. Ю. Рыбакова. — М.: Искусство, 1988. — 208 с.

3.

Успенская, Е. Н. Ювелирное искусство Древней Руси X–XIII вв. / Е. Н. Успенская. — М.: Наука, 1974. — 248 с.

4.

Горелик, М. В. История ювелирного искусства: Очерки / М. В. Горелик. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. — 416 с.

5.

Алексеева, Т. А. Скань и зернь в ювелирных изделиях России / Т. А. Алексеева // Художественные ремёсла России. — 1995. — № 3. — С. 12–18.

6.

Государственный Исторический музей. Цифровая коллекция [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://catalog.shm.ru (дата обращения: 20.05.2025)

7.

Музеи России. Информационный портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://museum.ru (дата обращения: 20.05.2025)

8.

Русские народные украшения: Скань и зернь [Электронный ресурс] // Этнография.ру. — URL: https://ethnomuseum.ru (дата обращения: 20.05.2025)

9.

Арзамас. Как делают ювелирные изделия: скань и зернь [Электронный ресурс] // Арзамас. — URL: https://arzamas.academy/materials/2130 (дата обращения: 20.05.2025)

Image sources
1.

https://collections.hermitage.ru/ (дата обращения: 20.05.2025)

2.

https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/art_gallery/ (дата обращения: 20.05.2025)

3.

https://old.mpda.ru/cak/ (дата обращения: 20.05.2025)

4.

https://nav.shm.ru/ (дата обращения: 20.05.2025)

5.
Скань и зернь в русских украшениях: техника и эстетика до XX века
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more