Original size 782x1174

«FACE: Немая опера"-мультимедийный проект для ансамбля, электроники и видео

19

«FACE: Немая опера» Мультимедийный проект для инструментальных, электроакустических звуков и видеопроекции

Мировая премьера: 28 ноября, 2018 Автор идеи и концепции, композитор — Ольга Бочихина Видео — Иван Сахаров При участии хореографа Марии Поповой и Авторского театра «Эскизы в пространстве» Солисты Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Светланова Солисты ансамбля «Questa Musica» Дирижер — Филипп Чижевский

В рамках VI Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство»

big
Original size 1366x768

Идея этой оперы зародилась несколько лет назад из знакомства с фотохудожником Иваном Сахаровым, который занимается уникальным делом — воспроизведением старинных техник ручной печати: каллитипии, цианотипии, соляной печати и других. Техники эти сложные, нестабильные, хрупкие, изменчивые и в общем-то иногда даже весьма опасные. Они требуют особых условий, особого места, которое на профессиональном языке фотографов называется «темной комнатой». В этой комнате происходит главное, здесь совершается алхимия — завораживающий процесс взаимодействия с поверхностью чистого листа. Белая бумага, белый экран… от этого я и оттолкнулась.

Есть ли в опере сюжет и действующие лица?

В опере нет сюжета в смысле истории, которая рассказывается. Можно сказать, что есть некая условная «история» Автора и Героини. Автор пишет Героиню, но мы ничего не знаем ни о Нем, ни о Ней. Возможно, это Камиль Сен-Санс и его Далила, возможно это некие Он и Она, а возможно и сам Автор и его Альтер Эго. Они — два главных действующих «лица» спектакля. Однако на сцене их нет. Они выражены опосредованно. Она — через Голос, Он через Письмо.

В этом смысле, сама опера — это лицо, смотрящее одновременно в трех направлениях. Опера — главное действующее лицо, которое само себя «высказывает» и само себя пишет и проясняет невербально. В конечном итоге, это становление, проходящее путь от непроявленности к запечатлению, это бесконечно долгий путь от немоты к произнесению первого слова.

Ок. 1400 года. Кирха Св. Петра в Базеле

Original size 1466x858

Тотальный Голос / Колыбельная / Тотальное Письмо

Как «говорит» немая опера? Есть ли в ней «речь»?

Опера творится или развертывается в трех лицах — трех сценах: женском (первая сцена), мужском (третья сцена) и опосредованно-детском, потому что детского лица в опере нет. Каждая сцена имеет свою «речь». Женская речь — это «шепоты и крики» (как в фильме И. Бергмана), которые визуализированы через четыре типа движения: дерганные или колеблющиеся (поток речи, шепоты), ломаные (по слогам), плавные или скользящие (протянутые звуки, крики) и замершие. Центральная сцена — это колыбельная, которая поется. Мужская речь — это процесс письма, овнешненный через «писание пером» и через определенный тип произнесения. Помимо этого в опере присутствуют «немые тексты», которые существуют как бы только в голове Автора.

Original size 1280x720

Что отражает название FACE?

FACE / ЛИЦО — это грань и поверхность в совокупном их проявлении, это их равновесие. Лицо рождается через соприкосновение внутреннего  и внешнего, мира видимого и мира невидимого, запечатлевая и отражая суть того и другого в одновременности. Но оно также становится поверхностью, замершей в ожидании момента проявления. Поверхностью, на которой разыгрывается противостояние немоты и потребности высказаться. Если угодно, эта поверхность и есть театр: театр мнимостей, театр проявлений

Original size 1280x720
Original size 1492x844
Original size 1490x842

Фрагмент партитуры

Почему опера немая?

Немая опера  — это способ высказать что-либо не говоря, то есть невербально — так, как это делают немые люди. Немые люди вопринимают язык или информацию, смотря на нее, то есть слушают смотря, визуализируя свою речь в движении. Немая опера — это лицо, которое говорит смотря и смотрит говоря. Это  — становление высказывания: немота, стремящаяся стать носителем способности говорить и выражать, потому что высказывание перестало что-либо «говорить». В некотором смысле это и социальный парадокс тоже: немота, о которой начинают вдруг говорить.

Original size 1280x720
Original size 1492x834

Видео

Loading...
Loading...
«FACE: Немая опера"-мультимедийный проект для ансамбля, электроники и видео
19
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more