Original size 992x900

«Женщины» Джорджа Кьюкора: анализ фильма, в котором нет ни одного мужчины

PROTECT STATUS: not protected
282
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

30-е годы XX-го века — невероятно важный период в истории голливудского кино. В это время ежегодно выпускалось огромное количество фильмов — около 800 в год, каждую неделю кинотеатры посещали около 75 миллионов зрителей! И это во времена Великой депрессии! Но почему же так происходило? Почему Голливуд процветал, в то время как сотрясалась промышленность, разорялись фермеры, а безработица охватывала большую часть населения США? Одна из причин — кинематограф позволял людям хоть на пару часов отвлечься от суровой реальности и почувствовать себя счастливыми. Ведь в фильмах того времени не было упоминания депрессии, а счастливый финал был одним из главных условий прока

Данная кинокартина заинтересовала меня по нескольким причинам. Во-первых, комедийно-драматический жанр всегда приятен к восприятию, во время просмотра можно полностью насладиться фильмом, не нагружая голову скрытыми смыслами и отсылками. Во-вторых, в фильме нет ни одного мужчины! А это значит, что нам предоставляется возможность погрузиться в женский мир: проанализировать многогранную женскую сущность, попытаться понять и оправдать поступки героинь, присоединиться к их мировосприятию, насладиться красотой их лиц и костюмов. В третьих, фильм «Женщины» сочетает в себе огромное количество визуальных приемов: от старого каширования до цветных сцен. Все это отражает режиссерский опыт, наработанный годами.

Один из основных способов, позволяющих погрузиться в эпоху кино 1930-х — это детальный анализ фильма, охватывающего основные веяния культуры и тренды киноиндустрии того времени.

«Женщины» Джорджа Кьюкора — превосходный вариант для рассмотрения. Это целый документ эпохи, в котором отразились и все противоречия реальной жизни 30-х годов, и история тогдашнего кино. Здесь мы наблюдаем особенности коммуникации женской половины общества тех лет, привычки дам, главные темы для бесед, систему моральных и материальных ценностей, силу влияния общественного мнения, тщательно подобранные визуальные приемы, использованные не просто так, а в соответствии с ходом событий фильма, и многое другое. Материал в данном визуальном исследовании структурирован по принципу, позволяющему уделить внимание каждому важному аспекту фильма: визуальной составляющей, жанру, выдвинутым проблемам.

Жанровые проявления в фильме: комедия и драма

Original size 2480x450

(1) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

В начале фильма животные соотносятся с героями кинокартины. Сразу понятно, что каждое животное олицетворяет характер дамы. Например, лань соотнесена с Мэри. Она — жертва обстоятельств, но в то же время любящая мать и жена, веселая, живая героиня. Ягуар соотнесен с Кристал — опасным манипулятором, жесткой и уверенной в себе женщиной. Такой способ раскрытия характеров героев говорит о комическом начале фильма.

Original size 2480x1200

(2) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Комедия просматривается также в забавных ракурсах. Например, Сильвия Ховард — дама из высшего общества, красотка и кокетка — занимаясь спортом, неуклюже передвигается, садится на корточки и корчится на полу. Смешон момент, когда Сильвия и ее подруга падают в тележку вследствие перебранки с Кристал в магазине духов. Кадр, показывающий Сильвию, намеренную укусить соперницу за ногу, вызывает озорной смех. В сцене с задорно наклоняющейся Мэри нет ни грамма вульгарности. Она заставляет зрителей по-доброму смеяться вместе с героиней.

Original size 2480x450

(3) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Излишняя эмоциональность героев и ее последствия видны на кадрах выше. Обычно дамы из высшего общества не ведут себя подобным образом, от этого и становится смешно.

Original size 2480x890

(4) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Наряженные обезьянки забавны, как и сцена, когда девушки на модном показе кормят животных вопреки табличке «PLEASE DO NOT FEED THE MONKEYS». Мало этого, так девушки кидают еду еще и в зрительный зал!

Original size 2480x450

(5) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Драматический жанр в фильме Кьюкора проявляется в социальных конфликтах через страдания героев. Так, например, Мэри едва сдерживает эмоции, когда узнает об измене мужа, а бедная малышка Мэри рыдает, едва узнав о предстоящем разводе родителей. Эффект драмы достигается также за счет визуальных приемов: например, в момент, когда Сильвия всеми силами пытается убедить Мэри в неизбежности развода, она отражается в трех зеркалах сразу, тем самым создавая давящую атмосферу.

Система отношений героев

Original size 2480x450

(6) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Режиссер в своей картине реалистично показал нравы и привычки женщин из высшего общества 30-х годов XX-го века. За дружелюбными жестами и улыбками скрываются сплетницы и завистницы. Например, в начале фильма Нэнси называет миссис Фаулер «ведьмой» и сразу после этого бежит к ней за порцией новостей и общения. Пренебрежение и хитрость чувствуются в продолжительных и секундных взглядах героинь, в их жестах.

Original size 2480x1200

(7) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Но не все так печально, как могло бы показаться на первый взгляд. В отношениях малышки Мэри и ее мамы царят дружба и понимание. Они болтают о романтике, вместе ездят на лошадях, резвятся, дурачатся, помогают друг другу. Их любовь в фильме выражается через объятия и совместное времяпрепровождение.

Original size 2480x600

(8) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

В фильме показаны крепкие, открытые и сплоченные отношения между женской частью семьи Хейнсов.

Интересно, что в 30-е годы XX-го века кодекс Хейса считался главным диктатором морали в фильмах. Одним из его пунктов являлась недопустимость оправдания супружеской измены. Мать Мэри считает, что мужчины глупы и их поступки должны исправлять женщины. По ее мнению, единственный способ для Мэри удержать Стивена — «молчать» и принять ситуацию. По сути, она оправдывает поступок Стивена его неспособностью справиться с личными проблемами, чего не допускает кодекс Хейса. Однако, если посмотреть на ее слова с другой стороны, женщина таким образом пытается сохранить брак дочери, а брак по кодексу Хейса священен. По моему мнению, этот момент в фильме стоит внимания.

Original size 2480x450

(9) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Женщин на ранчо в Рино, традиционном месте для разводов, объединяет то, что все они испытали развод. Их отношения более открытые, нежели у дам из Манхэттена. В них нет зависти и злости. Мириам Ааронс даже пытается помочь главной героине, рассказывая печальную историю из собственного опыта.

Original size 2480x600

(10) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Джордж Кьюкор в своем фильме часто использует прием, когда один герой слегка возвышается над другим. Так показывается эмоциональное и социальное положение героев в определенный момент. Например, во время беседы об измене мужа Мэри оказывается ниже Кристал (картинка слева). И это несмотря на то, что по социальному статусу Кристал гораздо ниже, ведь она работает продавщицей в магазине.

Значимые темы: полностью ли женщины зависели от мужчин?

Original size 2480x600

(11) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

В фильме затрагивается тема равенства мужчин и женщин. «Может быть так было лучше в твое время, когда женщины во всем зависели от мужчин. Но сейчас все иначе! Мы со Стивеном равны» — отвечает Мэри на слова матери о том, что лучший способ сохранить брак — это молчать. Мэри права: женщины ее поколения могут самостоятельно позаботиться о финансовой стороне своей жизни, работая, например, как показано в фильме, продавщицей в магазине духов или тренером в спортивном зале. Это не высокие должности, но таким образом девушки могут обеспечить себя.

Равенство двух полов подчеркивается также их привычками. Женщины наравне с мужчинами курят сигареты, пьют спиртное, ездят на лошадях и носят брюки.

Однако, важную роль в фильме играют чувства. Любовь заставляет людей зависеть друг от друга. Она-то и воссоединяет Мэри и Стивена в финале.

Значимые темы: вмешательство в частную жизнь

Original size 2480x450

(12) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Сплетни, кричащие о личной жизни отдельных лиц газетные заголовки, подслушивание разговоров — все это представлено в кинокартине Кьюкора. Здесь сплетничают все: и высшие слои общества, и прислуга. Очевидный порок людей той эпохи.

Важные детали

Original size 2480x340

(13) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

При просмотре фильма в глаза бросается типичная голливудская улыбка, присутствующая на лице едва ли не каждой дамы. Вероятно, одна из ее целей в фильме «Женщины», — отвлечь зрителя 30-х годов от реальных событий, происходящих в его стране. Такая улыбка придает фильму легкость.

Стол, всегда накрытый и наполненный всевозможными вкусностями, описывает богатство высшего сословия.

Духи «Летний дождь», которые Стивен купил у Кристал и подарил Мэри, логически связывают сцены и направляют ход мыслей зрителя.

Записки в кинокартине — один из способов общения мужчин, не присутствующих на экране, с женщинами.

Телефон является популярным средством коммуникации и описывает американскую культуру того времени.

Костюмы и декорации

Original size 2480x340

(14) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

В 30-е годы голливудские фильмы задавали моду. Из кино народ узнавал о трендах, а магазины продавали копии платьев киногероинь. В фильме Кьюкора наряды часто нереалистичны и непрактичны, зато они великолепны и вызывают восторг. Адриан, художник по костюмам, прекрасно справился со своей работой, передав характер героинь через костюмы.

Один из самых ярких примеров — блуза Сильвии с тремя глазами. Намек на натуру сплетницы. Ирония заключается в том, что подсматривая за жизнью других, Фаулер не замечает проблем в собственном браке. В одном из эпизодов на ней браслеты с шипами, символизирующие опасность для других женщин.

Гардероб Мэри Хейнс классический, элегантный, благородный. Женщина периодически ходит в брюках, намекающих на ее сильный характер. Примечательно, что на протяжении всего фильма она носит крупное кольцо, хотя часто меняет другие украшения. Это говорит о ее безоговорочной преданности мужу. В финале Мэри одевается в яркий, блестящий костюм — она научилась манипулировать людьми и разворачивать ситуацию в свою сторону.

Цветной эпизод с показом мод в магазине демонстрирует талант Адриана как дизайнера. Здесь представлены наряды из самых разных сфер жизни женщины: спорт, пикники и встречи с подругами, выходы в театр, в свет.

Адриан также постарался над спортивным костюмом тренера Сильвии, который вышел у него очень элегантным.

Original size 2480x340

(15) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Над декорациями режиссер потрудился. Они изысканны, дорого смотрятся и говорят о том, что перед нами жизнь высших сословий. Они везде выглядят реалистично, за исключением цветной сцены, в которой подиум и зрительный зал отсылают к театру.

Визуальные приемы

Original size 2480x600

(16) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

В начале фильмы сразу же расписаны имена создателей фильма, актеры, логотипы студий и так далее. Данная практика начала применяться в Голливуде с 1910-х годов.

Original size 2808x2067

(17) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Каширование видно, когда дама смотрит в специальный аппарат. Создается впечатление, что она смотрит на нас. Разрушается своеобразная четвертая стена. Вряд ли у данного приема было четкое назначение в «Женщинах». Скорее всего, его использовали, чтобы разнообразить кинокартину.

Original size 2480x880

(18) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Построение кадра:

Для более четкой передачи эмоций актеров камера наводится на лицо. Пространство часто заполняется по принципу симметрии: один актер, двое или трое — левая и правая часть кадра будут равноценны. Нередко используется вид в профиль. На переднем плане часто оказываются столы с едой, стойки с духами. Иногда все пространство заполняется людьми. Необычные ракурсы, такие как вид сверху и вид на уровне пола, используются редко. Чтобы обратить внимание зрителя на что-то конкретное, камера направляется на эту деталь, убирая из поля видимости лица актеров.

Original size 2480x340

(19) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Контраст хорошо играет в данном фильме. За счет него часто создается симметричная картинка. Герои очень хорошо видны на фоне, не сливаются с ним. Некоторые объекты намеренно сделаны светлее остальных, чтобы привлечь к себе внимание. Например, костюм Сильвии хорошо виден из-за того, что женщины слева и справа одеты в темные наряды.

Original size 2480x890

(20) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Используется параллельность действий. Как пример — подруги сплетничают по телефону. При этом, за счет поворота их голов зритель понимает, что они говорят именно друг с другом, а не с кем-то посторонним.

Original size 2480x340

(21) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Роль надписей в этом фильме существенна: они дают информацию о месте действия, о мыслях мужчин, которых нет в кадре, о происходящих событиях.

Original size 2480x440

(22) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Съемки на улице вносят разнообразие в кинокартину. В одном из моментов виден пейзаж без участия актеров, что нетипично для «Женщин».

Original size 2480x580

(23) Джордж Кьюкор, «Женщины», 1939

Используются также прием «кино в кино», наложение кадров и цветная сцена.

Заключение

Итак, выполнив комплексный анализ фильма Джорджа Кьюкора «Женщины», который вбирает в себя основные особенности жизни людей высшего сословия и кинематографа 30-х годов XX-го века, можно выделить несколько важных моментов:

Во-первых, жанр, сочетающий в себе комедию и драму, был неплохим выбором для режиссера того времени, так как отвлекал народ от последствий Великой депрессии и других ужасных событий, происходящих в мире.

Также, из-за большой конкуренции на рынке кино данный фильм выполнен очень качественно: роскошные декорации, великолепные костюмы, высококлассная игра актеров и разнообразные визуальные приемы составили кинокартину, впоследствии вошедшую в Национальный реестр фильмов Америки.

Текстовые источники

Ссылка на фильм

«Женщины» (The Women, реж. Джордж Кьюкор, 1939). https://w139.zona.plus/movies/zhenshchiny

«Женщины» Джорджа Кьюкора: анализ фильма, в котором нет ни одного мужчины
282
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more