Символизм комикса «Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле» on HSE Design
Original size 996x1530

Символизм комикса «Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле»

PROTECT STATUS: not protected
102
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Вступление 2. Потаенные смыслы 3. Джокер 4. Бэтмен 5. Визуальные особенности 5.1. Композиция 5.2. Техника 5.5. Цвет 6. Заключение 7. Источники

Вступление

big
Original size 983x1441

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Комикс «Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле» («Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth») был издан в 1989 году. Автором сценария выступил Грант Моррисон, а за художественное оформление отвечал Дэйв Маккин. Этот дуэт создал не просто очередную историю о Бэтмене, а глубокое, многослойное произведение, наполненное символизмом, религиозными и оккультными мотивами, а также отсылками к юнгианской психологии. Визуальная составляющая комикса, созданная Маккином, представляет собой уникальное сочетание традиционных и экспериментальных техник, что делает произведение не похожим ни на одну другую историю о Темном рыцаре.

Original size 987x1468

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Грант Моррисон в своем сценарии делает упор на психологический анализ Бэтмена и его антагонистов, используя психоаналитические теории Карла Густава Юнга. Центральное место в повествовании занимает символика, связанная с архетипами бессознательного: путешествие героя сквозь безумие Аркхэма становится аллегорией нисхождения в глубины собственной души, в теневые уголки психики, где скрываются страхи и подавленные желания. Заключенные Аркхэма предстают перед читателем не просто как преступники, а как воплощения различных аспектов человеческой психики, являясь зеркальным отражением самого Бэтмена.

Original size 983x1451

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Художественная работа Дэйва Маккина играет ключевую роль в передаче атмосферы произведения. Маккин, ранее сотрудничавший с Нилом Гейманом, известен своим нетрадиционным подходом к визуальному повествованию. В «Аркхэме» он использует коллажи, живопись, фотографии и цифровую обработку, создавая густую, тягучую и тревожную визуальную среду, которая усиливает ощущение хаоса и иррациональности этого места. Границы между реальностью и иллюзией размываются, и это заставляет читателя глубже погружаться в психологический и философский контекст истории.

Original size 953x1380

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Комикс изобилует аллюзиями на религиозные и оккультные темы. Например, сам особняк Аркхэм изображается как мистическое пространство, напоминающее лабиринт, связанный с инициацией героя. Бэтмен в данной истории становится не просто борцом с преступностью, а фигурой, проходящей через сложный путь духовного и психологического испытания, что можно интерпретировать как своеобразную «тёмную ночь души» в христианской парадигме.

Original size 986x1463

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

В этом визуальном исследовании будут подробно рассмотрены ключевые символы, использованные Моррисоном и Маккином в данном комиксе, а также особенности художественного стиля, которые делают «Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле» уникальным произведением в мире литературы и графических произведений. В условиях современного интереса к междисциплинарным подходам в гуманитарных науках, когда границы между литературой, искусством, философией и психологией всё больше размываются, анализ такого произведения представляет собой не только научный интерес, но и отражает культурный сдвиг в восприятии комикса как полноценного искусства. Актуальность темы можно также обусловить возрастающим вниманием к визуальной культуре и нарративам, раскрывающим психологические травмы. В данной работе используется интердисциплинарный подход, сочетающий элементы визуального анализа, литературоведческой герменевтики и аналитической психологии. Также применяются методы визуального анализа. Дополнительно рассматриваются культурологические и философские отсылки. Выбор данной темы обусловлен моим личным интересом к пересечению искусства и психологии. «Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле» зацепил меня тем, как через образную систему можно говорить о внутренней боли, страхе, травме и пути к самопознанию.

Original size 1091x800

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Потаенные смыслы

Уже с самой обложки комикса «Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле» нас встречает первый подтекст: его подзаголовок — «A Serious House on Serious Earth» — является цитатой из стихотворения Филипа Ларкина «Посещение церкви» (Church Going). В данном контексте слово serious используется в устаревшем значении. Один из его утраченных синонимов — solemn, что можно перевести как «святой», «торжественный» или «возвышенный». Однако, помимо этого, serious также может означать «мрачный», «печальный» или «тяжёлый», что усиливает атмосферу скорби, безысходности и надвигающегося безумия, характерную для всего комикса. Уже на уровне названия перед читателем раскрывается двойственность произведения: это и духовное испытание, и путешествие в глубины тьмы.

Original size 1280x1988

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Одна из первых страниц комикса изображает разбитые карманные часы, которые сразу же привносят важный символический мотив. Аркхэм словно заперт вне времени, здесь оно теряет свое значение. Этот образ можно трактовать как знак безвременья, хаоса и нарушения привычного хода вещей. Кроме того, он отсылает к «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла, где Белый Кролик также носит карманные часы, постоянно беспокоясь об их показаниях. Связь с «Алисой в стране чудес» подчеркивается и эпиграфом к комиксу — диалогом Алисы и Чеширского Кота: — На что мне безумцы? — сказала Алиса.— Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своем уме — и ты, и я.— Откуда вы знаете, что я не в своем уме? — спросила Алиса.— Конечно, не в своем, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?

Original size 1657x1016

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Этот отрывок задает тон всему повествованию: Аркхэм становится своеобразной Страной Чудес, но извращенной, наполненной ужасом и безумием. Бэтмен, как и Алиса, оказывается внутри иррационального мира, где привычные законы реальности больше не действуют.

На следующих страницах одним из первых визуальных образов мы видим летучую мышь Icaronycteris index — древнейшую из обнаруженных, относящуюся к раннему эоцену. Этот символ появляется не случайно: летучая мышь является не только центральным элементом мифа о Бэтмене, но и несет более глубокие культурные и религиозные коннотации.

Original size 1964x1499

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Original size 3500x2480

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

В христианской традиции летучая мышь воспринимается как нечистое создание, находящееся на грани между «гадами» и птицами, между тьмой и светом. Она часто ассоциируется со злыми силами, вампирами и ночными духами. В «Лечебнице Аркхэм» летучие мыши становятся настоящей одержимостью одного из персонажей — доктора Каведиша, чья связь с этими существами отражает его психическое состояние и фанатичное восприятие происходящего. Это не последний образ «гада», встречающийся в комиксе. В сюжетной арке, посвященной молодому Аркхэму, на фреймах можно увидеть жуков-скарабеев. В рамках египетской мифологии скарабей — священное животное, символизирующее возрождение и жизнь после смерти.

0

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Оккультные мотивы в комиксе подчеркиваются наличием карт Таро, среди которых особую роль играет карта «Луна». Она как открывает, так и закрывает историю, становясь важным символом путешествия Брюса по мрачным коридорам Аркхэма. В традиционном толковании «Луна» обозначает прохождение через тёмную ночь души, через страхи и иллюзии, чтобы достичь рассвета. Она связана с тревогой, обманом и зыбкостью реальности — именно теми состояниями, которые преследуют Бэтмена в его путешествии по лечебнице. «Луна» также имеет тесную связь с Харви Дентом — Двуликим. В Таро человек, ассоциированный с этой картой, характеризуется как погруженный в бессознательное. Это описание в полной мере соответствует Двуликому, чей разум разрывается между двумя полярными личностями. Более того, карты Таро становятся для него новой формой принятия решений, заменяя привычную монету. Этот переход символизирует дальнейшую эволюцию его внутреннего хаоса и подчиненность силам судьбы.

Original size 3840x2720

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Другим значимым персонажем, обладающим мощной символикой, является Убийца Крок. В его образе можно увидеть архетип древнего дракона из Откровения Иоанна Богослова, олицетворяющего изначальный хаос и звериное начало. В библейской истории святой Михаил низверг дракона в ад, и параллельно с этим Крок оказывается запертым в подвале лечебницы, превращаясь в символ подавленных, первобытных инстинктов.

Original size 981x1518

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Джокер

Грант Моррисон изначально планировал представить Джокера в совершенно ином, провокационном виде. В одном из набросков сцен он появляется на пороге в соблазнительной позе, наряженный в образ певицы Мадонны: черное бюстье, колготки со швами, шнурованные ботинки на шпильках. Его лицо покрыто слоем пудры и краски, глаза густо подведены, накладные ресницы подчеркивают безумный взгляд, а губы окрашены в ярко-алый цвет. Волосы уложены в шипы с помощью бриолина, а на бюстье красуется значок анархистской «А». Этот образ подчеркивает идею Джокера как воплощения притягательной извращенности и запретного желания. Его андрогинность и игра с гендерными кодами делают его еще более неуловимым и хаотичным персонажем, который размывает границы между реальностью и карнавальной гротескностью. Использование образа Мадонны также можно трактовать как отсылку к архетипической фигуре Матери, теме, которая проходит через весь комикс. Однако от подобной визуализации отказались.

0

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Еще одна концепция, связанная с Джокером в интерпретации Моррисона, — это идея сверхздорового рассудка. В комиксе намекается, что Джокер не просто безумен, а, возможно, представляет собой новую эволюционную ступень человеческого сознания. Его личность расщепляется, но не в традиционном смысле диссоциативного расстройства, а как форма радикальной адаптации к хаотичному миру. Это делает его не просто преступником, а неким постмодернистским трикстером, меняющим свою личность в зависимости от обстоятельств.

0

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Дополнительным визуальным образом, раскрывающим суть Джокера, становится рыба-клоун, появляющаяся в комиксе. Ее включение неслучайно: она является частью циркового образного ряда, связывая персонажа с традицией клоунов и арлекинов. Однако биологическая особенность этих рыб делать переход от самца к самке вводит еще один уровень смыслов — связь с шаманским трансвестизмом. Эта тема поддерживает образ Джокера как существа, способного изменяться и существовать вне бинарных категорий. Кроме того, рыба является символом Христа, что добавляет еще один парадоксальный слой в образ Джокера. Он не просто хаос, он — своего рода антипод мессианской фигуры, пророк безумия и носитель новой, разрушительной истины. Этот двойственный символизм еще больше углубляет философский подтекст «Лечебницы Аркхэм», превращая историю в миф о борьбе архетипов и неустойчивости человеческого разума.

0

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Бэтмен

0

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Сцена комикса с ассоциативным рядом подчеркивает глубоко укорененные психологические травмы Бэтмена. Комикс не столько показывает Брюса как сверхчеловека, сколько как человека, несущего на себе бремя травматического прошлого, которое преследует его в стенах Аркхэма. Одним из наиболее показательных эпизодов также является история о просмотре мультфильма «Бэмби», который вызвал у маленького Брюса нервный срыв. Эта сцена становится предвестием смерти его матери, Марты Уэйн. Потеря родительницы — событие, сформировавшее его личность и ставшее ключевой точкой в его судьбе.

Original size 986x1514

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Мотив «сына матери» проходит через весь комикс в качестве лейтмотива, связывая Бэтмена с другой важной фигурой — Аркхэмом. Оба персонажа глубоко травмированы смертью матери, и именно оно в значительной степени определяет их дальнейшую жизнь. Опираясь на труды Карла Юнга, можно сказать, что «сын матери» является выражением архетипа анимы — женской стороны психики, связанной с подсознанием, эмоциями и интуицией. И Аркхэм, и Бэтмен несут в себе этот архетип: оба чувствительны к иррациональному, эмоционально вовлечены в свои идеи, что в конечном итоге становятся для них разрушительными.

Original size 1090x1131

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Визуальные особенности

Визуальная структура «Лечебницы Аркхэм» радикально отличается от большинства традиционных комиксов. Маккин не просто иллюстрирует сюжет — он превращает каждую страницу в отдельное произведение искусства, где форма и содержание сливаются.

Композиция

Original size 900x490

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Дэйв Маккин мастерски использует классические визуальные приёмы, характерные для медиума комикса — такие как деление страниц на фреймы и использование текстовых «бабблов» для диалогов. Но, несмотря на эту кажущуюся традиционность, он постоянно экспериментирует, отступая от привычных схем и размывая визуальные границы между текстом, изображением и композицией.

Одним из ярких примеров этого подхода являются фоны страниц. Они не служат просто фоном в буквальном смысле, как пустое пространство за действием. Маккин делает их активными участниками повествования. Часто фон сам становится визуальной метафорой, эмоциональной атмосферой сцены или символом внутреннего состояния персонажа. Это могут быть текстуры, мазки краски, фотографии или абстрактные изображения, создающие эффект глубины и беспокойства.

0

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Фрейминг — ещё одно средство, с которым художник работает особенно тонко. Маккин часто прибегает к вытянутым, узким фреймам, которые создают у читателя ощущение сдавленности, напряжения и клаустрофобии. Такой приём буквально заставляет «вжаться» в пространство вместе с героями, делая визуальный дискомфорт частью нарратива. Узкие кадры усиливают ощущение тревоги, словно зритель сам попал в ловушку безумия, где нарушена привычная логика восприятия.

Original size 3500x2480

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Интересен и подход к изображению самих персонажей. Бэтмен часто изображается как тёмная фигура, силуэт без лица — он буквально растворяется в тени. Это усиливает ощущение его отчуждённости, превращает его в абстрактный символ страха. В противоположность ему Джокер изображён крупным планом, с упором на его мимику, детали лица, макияж. Его безумие выставлено напоказ, а Бэтмена — скрыто внутри.

Original size 900x913

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Техника

Original size 996x1527

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

В визуальном оформлении «Лечебницы Аркхэм» Дэйв Маккин идёт гораздо дальше привычной для комикса графики — он превращает каждую страницу в эксперимент, где техника становится способом рассказа. Здесь смешаны самые разные визуальные приёмы: фотография, коллаж, карандашный и цифровой рисунок, живопись, текстуры, элементы типографики. Такой подход делает комикс почти галлюцинаторным — он выглядит как фрагментированное, тревожное сновидение, как визуальный поток сознания, идеально передающий атмосферу безумия, в которой разворачивается история.

Original size 999x1530

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Каждая выбранная техника работает на раскрытие персонажа или эмоционального состояния. Например, в сцене, где медсестра рассказывает Бэтмену о новой методике лечения Двуликого, композиция страницы делится на две части. Первая — внешняя, «реальная» — выполнена в цвете, с плотными текстурами, почти живописно. Вторая — внутренний мир Харви Дента — превращается в череду карандашных набросков, коллажей и размытых силуэтов, как будто сознание героя разлито по странице. Изображения плавно перетекают друг в друга, накладываются слоями, создавая визуальное воплощение раздвоенности Дента и влияния, которое на него оказывают карты таро.

Original size 993x1527

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Подобная визуальная «расщеплённость» помогает Маккину создавать не только портреты персонажей, но и их внутренние состояния — страх, боль, воспоминания. Так, в сцене воспоминания Брюса о смерти родителей, кровь от стекла в его ладони сливается с кровью из прошлого. Здесь Маккин использует реальные фотографии, чтобы подчеркнуть физическую ощутимость и травматичность памяти. На следующей странице, где Бэтмен играет с медсестрой в ассоциации, внезапно в центр композиции вставлена фотография скелета, символизирующая смерть, а поверх «вклеено» белое кружево, будто элемент из старого фотоальбома или открытки — визуальное напоминание о чём-то личном, утерянном и глубоко запечатлённом в памяти.

Original size 3500x2480

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Особое внимание уделено и работе со шрифтами — здесь они перестают быть просто носителями текста и становятся частью художественного языка комикса. Речь Джокера выполнена ярким, хаотичным красным шрифтом, будто написанным кровью — этот визуальный элемент усиливает его агрессивное безумие. Дневник Амадея Аркхэма, наоборот, передан мелким, сжатым, судорожным почерком. У каждого персонажа — свой уникальный шрифт, своё «визуальное звучание» голоса, и это делает повествование более живым и многослойным.

Original size 3500x1742

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Цвет

Цветовая палитра комикса играет не меньшую роль, чем сюжет или визуальные образы. Основным фоном почти каждой страницы становится чёрный — цвет пустоты, бездны, в которую проваливаются герои. Он задаёт тревожный, гнетущий тон всей истории и становится визуальным воплощением безумия, которое царит в стенах Аркхэма.

Однако чёрный — не единственный цвет, с которым работает Дэйв Маккин. Яркие, насыщенные краски неожиданно вспыхивают на фоне темной палитры, создавая резкие, почти болезненные контрасты, словно сознание, срывающееся в пике. Один из наиболее выразительных акцентов — красный цвет. В историях Амадея Аркхэма он становится символом тревоги, внутреннего надлома, распада личности. Красный — это и кровь, заливающая кружево в одном из наиболее запоминающихся визуальных образов, и боль, которую он не может преодолеть. Цвет тревожной страсти, агрессии и страха сопровождает его на всём пути, подчеркивая неотвратимость безумия.

Original size 3500x1742

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Синий цвет, напротив, ассоциируется с тишиной ночи, одиночеством и отстранённостью. Он обволакивает Бэтмена, словно подчеркивая его изоляцию не только от мира, но и от самого себя. Это цвет внутреннего холода, противоположный красному, и именно в этом противостоянии — огненно-красного и ледяного синего — раскрывается напряжение между героями и их тенями, между рациональным и иррациональным.

Цвета ржавчины, серо-бурые и приглушённые, словно выцветшие на старой фотографии, пронизывают повествование, связанное с прошлым Аркхэма. Маккин визуально передаёт ощущение гниения и разложения, как физического, так и душевного. Эти текстуры напоминают дагеротипию — древний способ фотографирования, придающий изображению зловещую архаичность. Так художник передаёт чувство глубокой психологической неустроенности и постепенного сползания героя в бездну.

Original size 3500x2480

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Всё визуальное пространство комикса становится отражением душевных состояний персонажей: тревожности, отчуждённости, ярости, страха и тоски. Цвет здесь — это не просто фон, а язык, с помощью которого раскрываются эмоции, подсознательные страхи и метафизические темы. Маккин превращает страницы в палитру внутреннего мира, в котором границы между реальностью и сном, сознанием и безумием размыты до полной неразличимости.

Original size 3500x2480

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Заключение

Original size 984x1385

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Комикс «Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле» — это уникальное произведение, находящееся на пересечении графической литературы, философской притчи и психологического исследования. Благодаря сценарию Гранта Моррисона и визуальному оформлению Дэйва Маккина, комикс выходит далеко за рамки привычного супергеройского нарратива, превращаясь в сложное символическое полотно, насыщенное аллюзиями, архетипами и визуальными метафорами.

Original size 992x1472

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Центральным стержнем этого произведения становится тема безумия — как личного, так и коллективного. Психоаналитическая интерпретация образов героев, основанная на идеях Карла Юнга, позволяет рассматривать Аркхэм не только как место действия, но как метафорическое пространство подсознания, где Бэтмен сталкивается с собственными демонами. Путешествие героя сквозь коридоры лечебницы становится одновременно духовным испытанием, «тёмной ночью души», и нисхождением в самые глубины собственной психики.

Original size 989x1466

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Особое внимание в этом произведении уделяется визуальной составляющей. Дэйв Маккин не просто иллюстрирует сценарий Моррисона — он создает визуальный язык, который сам по себе является формой повествования, Маккин добивается эффекта визуального расщепления реальности. Всё изображение пронизано ощущением тревожности, иррациональности и надвигающегося хаоса. Цветовая палитра комикса подчеркивает эмоциональное напряжение. Композиционные приёмы Маккина также играют значимую роль. Узкие, вытянутые фреймы создают эффект сдавленности и напряжённости. Каждый персонаж «говорит» своим шрифтом, отражающим его внутреннее состояние. Всё это не просто визуальные эффекты, а элементы, формирующие восприятие и эмоциональную глубину комикса.

Original size 978x1394

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

«Лечебница Аркхэм» — это графическое произведение, где текст и изображение не просто дополняют друг друга, а переплетаются в единую метафизическую ткань. Здесь каждый визуальный и сюжетный элемент наполнен многослойным смыслом: от разбитых часов как символа безвременья до образа рыбы-клоуна, отсылающей одновременно к цирковому образу и к христианской символике. Все эти мотивы складываются в аллегорическую структуру, где комикс предстает как современный миф о внутренней борьбе, обрушении границ разума и поиске истины в лабиринтах собственной души.

В итоге «Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле» — это художественный эксперимент и философская медитация, визуальный дневник безумия.

Original size 978x1445

«Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», Грант Моррисон, Дэйв Маккин, 1989

Bibliography
Show
1.

Benjamin Noad 'His Madness Held No Affinity': Reimagining Arkham Asylum // SGF. — 2021. — Ст. 7

2.

Icaronycteris // Wikipedia URL: https://en.m.wikipedia.org/wiki/Icaronycteris (дата обращения: 03.04.2025).

3.

James F. Wurtz «Out there in the Asylum»: Physical, Mental, and Structural Space in Grant Morrison and Dave McKean’s «Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth» // Amerikastudien

4.

What Does the Scarab Beetle Mean? // WikiHow URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.675533c9-67f2a3ed-124337a3-74722d776562/https/www.wikihow.com/Bat-Spiritual-Meaning (дата обращения: 03.04.2025).

5.

What is the Spiritual Meaning of Bats? // WikiHow URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.675533c9-67f2a3ed-124337a3-74722d776562/https/www.wikihow.com/Bat-Spiritual-Meaning (дата обращения: 03.04.2025).

6.

Wrotek Jan Translating Intertextual Allusions in Comic Books: A Case Study of Grant Morrison’s Graphic Novels: «Batman: Gothic» and «Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth». // 2021

7.

«Бэтмен» Гранта Моррисона: «Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле» // DZEN URL: https://dzen.ru/a/XhsIJh_r1ACuO28O (дата обращения: 21.05.2025).

8.

Алиса в стране чудес // Nukadeti URL: https://nukadeti.ru/skazki/alisa_v_strane_chudes (дата обращения: 03.04.2025).

9.

Анима и анимус // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0_%D0%B8_%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%81 (дата обращения: 03.04.2025).

10.

Г. Моррисон, Д. Маккин Лечебница Аркхем: Серьёзный дом на серьёзной земле. — 1989 г. изд. — Москва: Азбука-Аттикус, 2022

11.

Ихтис // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%85%D1%82%D0%B8%D1%81 (дата обращения: 03.04.2025).

12.13.

Протандрический гермафродитизм у рыб-клоунов // AquaLogo URL: https://www.aqualogo.ru/Protandric_hermaphroditism_u_ryb-clounov (дата обращения: 03.04.2025).

14.

Сhurch going / Посещение церкви // Magazines URL: https://magazines.gorky.media/nov_yun/2010/1/shurch-going-poseshhenie-czerkvi.html (дата обращения: 03.04.2025).

15.

Что есть такое большой и красный // Dzen URL: https://dzen.ru/a/YJk35KONIV1OQes7 (дата обращения: 03.04.2025).

16.

Шаманы: ритуальный трансвестизм // Multiurok URL: https://multiurok.ru/blog/shamany-ritual-nyi-traviestizm.html (дата обращения: 03.04.2025).

Image sources
1.

Г. Моррисон, Д. Маккин Лечебница Аркхем: Серьёзный дом на серьёзной земле. — 1989 г. изд. — Москва: Азбука-Аттикус, 2022

Символизм комикса «Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле»
102
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more