Original size 4750x6667

Космическая мода: кинокостюмы в фильмах о космосе

PROTECT STATUS: not protected
557
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

В данный момент космос для человека является огромной загадкой. Люди могут только предполагать, если ли жизнь на других планетах, что находится за пределами нашей солнечной системы, в какую сторону будет идти развитие Земли и так далее. Эта неизвестность завораживает и наталкивает на размышления и поиск ответов на вопросы, отчего многие писатели и режиссеры в своих работах затрагивают данную тему.

Жанр фантастики и фильмы о космосе позволяет неограниченному воображению создателей воплощать все свои, даже самые необычные задумки на экране. Как бы выглядели люди, живущие за миллионы световых лет от нас? А какую одежду бы они тогда носили? На эти вопросы у каждого будет свой ответ, так же, как и в каждом фильме создатели видят космическое пространство и будущее по-своему.

big
Original size 500x200

«2001: Космическая одиссея» 1968 год. Режиссер — Стэнли Кубрик

В данном исследовании будет рассматриваться тема кинокостюмов в фильмах о космосе. Удивительно, но кинокартины в данном жанре начали создавать еще до того, как люди вообще первый раз отправились в бесконечное пространство вокруг Земли. Из-за специфики жанра костюмы для фильмов создаются совсем по другим принципам, нежели чем в остальных фильмах.

В исследовании будут рассматриваться три принципа создания одежды в фильмах о космосе:

1. Адаптированные под съемку скафандры 2. Фантазии на тему моды будущего со своими определенными паттернами 3. Использование в одежде национальных и исторических мотивов

Таким образом, здесь будут показаны интересные представители костюмов по данным направлениям, яркие и запоминающиеся образы в космическом жанре фильмов.

big

Адаптированные скафандры

Наверное, самый часто встречающийся в фильмах о космосе вид одежды. Персонажи, находящие на космическом корабле, так или иначе должны быть в скафандре, однако выбор формы и цвета остается полностью на усмотрение художника по костюмам. Отсюда в фильмах появляется огромное разнообразие скафандров разных форм и видов. У каждого режиссера была своя цель — кто-то старался сделать костюм максимально реалистичным в угоду точности повествования, кто-то подбирал цвет и форму под красивую картинку и эстетику в фильме, а для кого-то скафандр даже был индивидуальным нарядом персонажа, который передавал его характер (отчего некоторые скафандры уже становятся не очень похожими на свои реальные прототипы)

«2001: Космическая одиссея»

(1968 год) Режиссер — Стэнли Кубрик

Фильм 1968 года Кубрика поистине прорыв для того времени в данном жанре. Смотря его сейчас, невольно продолжаешь восхищаться дизайном и качеством картинки на экране. В данном фильме режиссер обратился к теме космоса и исследованию вопроса о месте человека во вселенской иерархии, а также пофантазировал на тему того, как все будет выглядеть в будущем, в том числе и человеческие костюмы.

Original size 500x226

«2001: Космическая одиссея» 1968 год. Режиссер — Стэнли Кубрик

Перенесемся в Эпизод 2: Лунное путешествие в 2000 году. Такими Кубрик видит костюмы космонавтов на стыке веков. Из примечательных деталей — все скафандры выполнены в серебристых и золотытсых цветах, что скорее напоминает нам инопланетные оттенки.

Эти скафандры интересны тем, что тут дизайнеры пытаются заглянуть в будущее: из 1968 в 2000 и предположить, как скафандры будут выглядеть к началу 21 века.

Серебрянный цвет, кстати, был одним из популярных паттернов в изображении одежды будущегов фильмах о космосе. Часто там можно встетить скафандры или другие костюмы этого цвета.

Original size 987x1398

«2001: Космическая одиссея» 1968 год. Режиссер — Стэнли Кубрик

Однако же поистине культовыми в данной картине являются цветные скафандры с космического корабля «Дискавери», а в особенности этот ярко-красный костюм Дэйва. Вообще, красный цвет является тут центральным, он традиционно ассоциируется с жизнью и используется как в вышеупомянутом костюме капитана, так и в компьютере HAL (его «глаз», его «внутренности», то есть помещение с модулями). Такими визуальными средствами Кубрик задает зрителям вопрос: в ком больше жизни, в человеке или в машине?

Original size 500x225

«2001: Космическая одиссея» 1968 год. Режиссер — Стэнли Кубрик

Original size 990x1401

«2001: Космическая одиссея» 1968 год. Режиссер — Стэнли Кубрик

«Гравитация»

(2013 год) Режиссер — Альфонсо Куарон

В фильме «Гравитация» режиссер старался максимально реалистично воссоздать ситуацию в космосе, отчего и было огромное внимание к деталям. Сам Джонас Куарон настаивал, что это не фантастический фильм: «Это кино о нашем времени. В сущности, это почти документальный фильм о том, что вполне могло бы случиться» (цитата Джонаса Куарона, взята с сайта https://www.film.ru/articles/bullok-i-pustota)

Original size 500x250

«Гравитация» 2013 год. Режиссер — Альфонсо Куарон

Original size 4096x2731

«Гравитация» 2013 год. Режиссер — Альфонсо Куарон

В погоне за точностью в картине использовались адаптированные реально существующие скафандры. Конечно, они не в точности повторяют настоящие: совсем другая ткань, более мягкая, нежели чем настоящая, которая сильно ограничивает движения и весит слишком много.

Например, героиня Сандры Буллок использует Советский и российский аварийно-спасательный костюм «Сокол КВ-2»

Original size 3343x1479

«Гравитация» 2013 год. Режиссер — Альфонсо Куарон Кадр со съемочной площадки. И справа Советский и российский аварийно-спасательный костюм «Сокол КВ-2»

«Пекло»

(2007 год) Режиссер — Дэнни Бойл

Пожалуй, один из самых необычных скафандров можно увидеть в фильме «Пекло». В нем повествуется о миссии корабля «Икар-2», в которой он должен был доставить ядерные заряды, чтобы повторно воспламенить Солнце. В связи с нестандартной ситуацией скафандр в фильме также имеет интересный вид массивного золотого костюма с огромным защитным шлемом.

Original size 8031x5354

«Пекло» 2007 год. Режиссер — Дэнни Бойл

На самом деле, внешний вид костюма можно объяснить с научной точки зрения, что, несомненно, добавляет реалистичности данному костюму. Золотое корытие спасает от Солнечного излучения, оно отражает лучи и защищает глаза. Выпуклость на спине — это реактивный ранец, с помощью которого можно передвигаться в космосе. Толщины и массивности же ему добавляют множество термоизолирующих слоев для защиты от больших температур возле солнца.

И хотя данный скафандр выглядит очень странно, пожалуй, для подобной миссии обычной формы костюм никак бы не подошел.

Original size 3269x951

«Пекло» 2007 год. Режиссер — Дэнни Бойл

Original size 2621x2028

«Пекло» 2007 год. Режиссер — Дэнни Бойл

«Чужой»

(1979 год) Режиссер — Ридли Скотт

В фильме «Чужой» скафандры блыи огромными и ужасно неповоротливыми, а также в них не было отверстий, так что актеры иногда прямо на съемках падали в обморок из-за недостатка кислорода. И только через пару таких случаев в костюмах проделали отверстия.

Original size 2791x1412

«Чужой» 1979 год. Режиссер — Ридли Скотт

«Стартрек» или «Звездный путь»

(1968 год)

Очень интересные и необычные костюмы создали художники The Original Series: причудливые и максимально нереалистичные скафандры, которые выглядят сейчас даже смешно. Конечно, они ни на грамм не похожи на реальные скафандры. Однако, дизайн костюмов в «Стартреке» в принципе был необычный и забавный, так что эти скафандры туда отлично вписываются.

Original size 1830x1373

«Стартрек» 1968 год.

«Интерстеллар»

Original size 3406x1463

«Интерстеллар» 2014 год. Режиссер — Кристофер Нолан

«Марсианин»

(2015 год) Режиссер — Ридли Скотт

Так как на Марс еще никто из нынеживущих не летал, в фильме использовался прототип костюма EVA, который использовали для посадки на Луну, хотя он и отличался от настоящего. Тем не менее он был разработан с максимальной реалистичностью — режиссер даже консультировался со специалистами НАСА. Шлем обеспечивает хороший обзор, ткань же предохраняет астронавта от суровых марсианских условий.

Original size 3223x1051

«Марсианин» 2015 год. Режиссер — Ридли Скотт

Костюмы по собственным паттернам режиссеров

Некоторые костюмы из фильмов про космос и будущее никак не опирались на модные тенденции, они были скорее фантазией режиссера. Каждый создатель представлял для себя будущее по-разному, оттого и костюмы в их фильмах могли сильно отличаться по стилистике. От стирильного и минималистичного видения, до ярких и кричащих образов.

«Путешествие на луну»

(1902 год) Режиссер — Жорж Мельес

«Путешествие на луну» в первую очередь интересно тем, что этот фильм был создан задолго до первого путешествия в космос, а значит, при его создании режиссер ни на что не мог опираться, особенно в плане костюмов. И вообще он сичтается первой картиной о полете в космос.

Сюжет строится на том, что на луну отправляется экспедиция на космическом корабле в виде полого снаряда, который выстреливает из пушки.

Original size 500x400

«Путешествие на луну» 1902 год. Режиссер — Жорж Мельес

И хотя в данном фильме не было фокуса на костюмах, пару интересных деталей выделить можно

Несвойственно для того времени раздетые женщины в коротких шортах и безрукавках.

Жители Луны в представлении режиссера. В его видение костюмы на луне были бы в виде длинных кусков тканей, собранных на теле в подобие платья. Похоже на отсылки к древним нарядам.

Original size 3199x1130

«Путешествие на луну» 1902 год. Режиссер — Жорж Мельес

«Аэлита»

(1924 год) Режиссер — Яков Протазанов

Тут уже первый полнометражный фильм о полете в космос. Над костюмами в фильме работали известная художница-авангардистка, кубофутуристка Александра Экстер и театральный художник Исаак Рабинович.

Original size 1160x931

«Аэлита» 1924 год. Режиссер — Яков Протазанов

Original size 5069x900

Эскизы Александр Экстер к «Аэлите» вместе с кадрами из фильма

Экстер при работе над эскизами вдохновлялась работами авангардистов начала XX века: четкие прямые линии, геометричность форм, цилиндры, круги и кубы. В использовании материалов она максимально эксперементировала, брав в руки картон, металл и пластик.

Одной из главных особенностей костюмов стали именно головные уборы: выполненные в виде планетарных колец и жезлов у Аэлиты, шлем Тускуба, шапки-коробкиу роботов-солдат, спираль у служанки и так далее.

Original size 1675x1274

«Аэлита» 1924 год. Режиссер — Яков Протазанов

«Запретная планета»

(1956 год) Режиссер — Фред М. Уилкокс

Начало тенденций к лаконичному дизайну в одежде и клиничиской чистоте будущего заложил отчасти этот фильм. Из костюмов на экране присутсвует множество мужчин в одинаковых простых комбинезонах, лишенных деталей, а главная героиня носит короткие лаконичные платья, которые даже состоят всего из одного цвета.

Original size 3013x1002

«Запретная планета» 1956 год. Режиссер — Фред М. Уилкокс

«2001: Космическая одиссея»

(1968 год) Режиссер — Стэнли Кубрик

Нельзя снова не затронуть фильм Кубрика, потому что помимо ярких скафандров, тут также есть и другие интересные костюмы.

Original size 2270x1022

«2001: Космическая одиссея» 1968 год. Режиссер — Стэнли Кубрик

Однотонные гладкие костюмы без застежек. Девушки-хостес на космических станциях носят свитшоты в комплекте с прямыми облегающими трикотажными брюками. Также необычны их круглые шапки.

Original size 3256x701

«2001: Космическая одиссея» 1968 год. Режиссер — Стэнли Кубрик

Одежда обычных женщин — это такие же однотонные простые платья без деталей, а таже черные или телесные колготки. Примечательно, что у всех почти одинаковые прически. В целом все костюмы вяглядят одинаково стирильно и лаконично.

Original size 3256x701

«2001: Космическая одиссея» 1968 год. Режиссер — Стэнли Кубрик

В качестве обуви вступают ботинки в форме плотных носков или чешек белого цвета, подходящих под другие костюмы работников. Либо белые простые кеды.

Original size 3256x701

«2001: Космическая одиссея» 1968 год. Режиссер — Стэнли Кубрик

Мужские костюже такие же обезличенные и лишенные деталей, как и у женщин. Интересно, что как и в остальной одежде этого фильма, на костюмах спрятаны либо вообще отсутсвуют какие-либо застежки. В будущем представлялось, что одежда будет лишена молний, пуговиц и других мелких деталей.

Original size 3256x701

«2001: Космическая одиссея» 1968 год. Режиссер — Стэнли Кубрик

«Пятый элемент»

(1997 год) Режиссер — Люк Бессон

Для фильма «Пятый элемент» Люк Бессон пригласил известного дизайнера Жан-Поля Готье. При выборе режиссёра больше всего привлекло увлечение футуризмом и эротизмом, а также знание Нью-Йорка, ведь именно оттуда начинается картина. Дизайнер создал культовые костюмы для фильма, которыми потом ещё долго вдохновлялись остальные создатели одежды.

Действия картины происходят в 2263 году, так что костюмы были созданы по представлениям Бессона о жизни мира в будущем, отсюда опять же уклон в сторону футуризма, но на этот раз образы кричащие и уникальные.

Original size 3369x1389

«Пятый элемент» 1997 год. Режиссер — Люк Бессон

Основным образом, притягивающим взгляды, в этом фильме является героиня Лилу: из-за своих ярко-рыжих волос она всегда контрастирует с одеждой. Самое первое ее появление — в знаменитой одежде, состоящей из белых полосок, не сильно прикрывающих тело. Режиссёр отмечал, что для Лилу была важна подвижность, так что образы в первую очередь должны были быть удобными. Белый кроп-топ с золотыми брюками и оранжевыми подтяжками был ещё одним культовым образом. Дизайнер и режиссёр хотели создать стиль для будущего: «Мы представляли, что в будущем будет только одежда в стиле ретро», — говорил Готье (Цитата дизайнера с сайта https://theblueprint.ru/fashion/industry/stil-v-filme-pyatjy-element)

Original size 3077x1013

«Пятый элемент» 1997 год. Режиссер — Люк Бессон

Интересны и костюмы бортпроводниц, которые по своей простоте и лаконичности похожи на картины прошлых лет, однако яркий синий цвет и открытые участки тела работниц не поддерживают паттерн о клинически чистом будущем.

К футуризму отсылают дутые куртки, которые Даллас носил поверх своей знаменитой оранжевой майки.

Original size 3534x1104

«Пятый элемент» 1997 год. Режиссер — Люк Бессон

Original size 1400x784

«Пятый элемент» 1997 год. Режиссер — Люк Бессон

И, наконец, два самых кричащих и экстравагантных образа — Руби Рода и Дивы Плавалагуны. Для яркого характера ведущего отлично подошёл комбинезон с леопардовым принтом, а потом и чёрный костюм, отделанный красными розами по воротнику. Эпатажность и чувственность поддерживает и инопланетная оперная певица с голубой коже и облегающим в цвет платью, которое с экрана выглядит как кожа героини.

Таким образом, представление о будущем у Люка Бессона получилось вневременным и до сих пор актуальным.

Original size 636x298

«Пятый элемент» 1997 год. Режиссер — Люк Бессон

Original size 2748x1844

«Пятый элемент» 1997 год. Режиссер — Люк Бессон

«Пассажиры»

(2016 год) Режиссер — Мортен Тильдум

Фильм о том, как несколько тысяч люди в криокамерах летят на космическом корабле на свою новую планету, но внезапно двое их них просыпаются.

Тут виден уже более современный взгляд на человеческое будущее и технологии, при этом, по мнению режиссеров оно высокотехнологичное, но минималистичное и светлое. Что отсылает к той же «2001: Космической одиссее».

Original size 3123x1017

«Пассажиры» 2016 год. Режиссер — Мортен Тильдум

Original size 480x196

«Пассажиры» 2016 год. Режиссер — Мортен Тильдум

Вся одежда в данном фильме максимально простая и базовая. Опять же из-за отсутсвия деталей и индивидуальных черт будущее представляется на экране идеальным, светлым, но досаточно пустым и безжизненным.

Original size 1315x2480

«Пассажиры» 2016 год. Режиссер — Мортен Тильдум

Использование национальных и историческийх мотивов

Более продуманными и интересными же костюмы получались, если в их создании опирались на моду прошлого, те или иные исторические эпохи или национальные мотивы народов. Например, это работало для создания одежды на планете с определенным климатом, похожим на тот или иной участок Земли. Так как мода по своей сути циклична, такие костюмы в фильмах смотрятся наиболее правдоподобно и обоснованно.

«Звездные войны»

(1976–2019 год) Режиссер — Джордж Лукас (1976)

Целая огромная вселенная, состоящая из большого цикла фильмов. Конечно, при таком количестве картин дизайн костюмов много раз менялся, однако можно найти самые выдающиеся. Тут же более интересны будут те костюмы, в создании которых дизайнер вдохновлялся одеждой разных этнических народов, так что именно они и будут рассматриваться.

Original size 718x404

«Звездные войны»

Внешний облик джедаев и, в частности, костюм Люка были вдохновлены одеждой для восточных единоборств. Джордж Лукас при создании фильмом опирался на картину Акиры Куросавы «Семь самураев», откуда режиссер подглядел идеи кодекса джедаев, битвы на мечах и элементы костюмов — коричневые плащи и поясные мантии. Еще одним источником идей были элементы одежды буддийских монахов.

Original size 3639x1820

Люк из «Звездных войн» и картина Акиры Куросавы «Семь самураев»

Картина художника Фрэнка Фразетты «Египетская королева» 1969 года послужила вдохновением для дизайнера дизайнером Эджи Жерар Роджерса при создании золотого бикини принцессы. Если поставить картину и сам костюм рядом, заметно, что металлический лиф и длинная ткань на поясе все-таки немного отличаются формой от тех, что на картине, но общий облик сохраняется.

Original size 2167x715

Принцесса Лея Органа из «Звездных войн»

Original size 1573x1355

Картина Фрэнка Фразетты «Египетская королева»

В костюмах Падме Амидала явно прослеживаются элементы традиционных костюмов Японии, Бирмы, Индонезии, Непала, Китая, России, Тибета и других стран. Дизайнер Триша Биггар перед началом работы над эскизами путешествовала по разным странам, смотрела на народные костюмы и запоминала интересные паттерны в их стилях, чтобы потом переложить их на костюмы в «Звездных войнах».

Например, один из самых знаменитых костюмов Падме, красная тронная мантия, была создана под влиянием стиля китайского императорского двора. Элементы макияжа, а также красный и золотой цвет в костюме явно принадлежат китайским мотивам.

Original size 4142x1758

Костюмы из фильма «Звёздные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза»

«Дюна»

(2021 год) Режиссер — Дени Вильнёв

Завершить данное исследование хотелось бы совсем недавней вышедшей картиной «Дюна», который рассказывает про опасную планету Арракис, а также противостояние двух великих домов.

Большинство костюмов в фильме выглядит весьма специфично именно из-за погодных условий на планете Арракис, которая вся покрыта бескрайними песками, как в пустыне, а оттого, на ней преобладают высокие температуры и крайняя засушливость. Так что в задачу дизайнеров входили задачи по обеспечению особенной реалистичности костюмов в подобных условиях.

Original size 1716x1144

«Дюна» 2021 год. Режиссер — Дени Вильнёв

Конечно, большинство описаний костюмов дизайнеры брали из книги, однако, визуальную картинку помогали создавать и другие источники.

Например, Дом Атрейдесов создатели ассоциировали с Домом Романовых. Для этих образов Дома Атрейдесов выбрали моду времен царствования Николая II, а также тут между ними проведена и сюжетная параллель: умирает император, и начинается новая эра.

«Думаю, потому что это был конец эры Романовых. И мне показалось, что для Дома Атрейдесов, планеты Каладан, это тоже конец эпохи.» (Цитата Жаклин Уэст с сайта: https://www.vogue.ru/lifestyle/kak-sozdavalis-kostyumy-dlya-filma-dyuna-s-timoti-shalame-i-zendeej)

Original size 2030x1787

«Дюна» 2021 год. Режиссер — Дени Вильнёв. И снизу фотографии времен царствования Николая II

Вдохновением же для костюмов Леди Джессики послужили работы из классической живописи, а также дизайнеры вдохновлялись общей историей моды и искусства, в частности Жаклин обращалсь к коллекциям Balenciaga. И она даже придумала свой термин для обозначения союза средневекового и футуристичного, которые и сочетались в этих платьях, — modieval.

Жаклин добавляла, что для костюмов Леди Джессики в искусстве смотрела конкретно на картины Тициана.

Original size 1600x670

«Дюна» 2021 год. Режиссер — Дени Вильнёв

Original size 2284x1557

«Дюна» 2021 год. Режиссер — Дени Вильнёв

«Несмотря на то что цвета Пола были белый и оттенки синего и голубого, я решила, что на Арракисе он должен слиться с пустыней. И газ двигался бы вместе с тем, как двигается он, и красиво бы скользил по песку.

С Дени я это не обсуждала. На первой примерке Пола Атрейдеса я задрапировала ткань на Тимоти, как это делают в Марокко (провела там много времени, и мне очень нравится их традиционные костюмы), поверх фильтрокостюма. Он прошелся — и это было великолепно!… Как только Дени его увидел, он сразу же сказал „да“. Так мы решили обернуть в газ почти всех, а специально для Пола я сделала длинный кейп в марокканском стиле.» — кусок из интерьвю с дизайнером (ссылка: https://www.vogue.ru/lifestyle/kak-sozdavalis-kostyumy-dlya-filma-dyuna-s-timoti-shalame-i-zendeej)

Original size 1231x2168

«Дюна» 2021 год. Режиссер — Дени Вильнёв. И снизу фотография из Сахары, примерно на такую намотку ткани ориентировались дизайнеры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется сказать, что космос еще многие годы будет оставаться неизведанным, так что данная тема в фильмах будет неиссякаемой. С течением времени режиссеры создают все более продвинутые космические пространства и миры будущего, продолжая размышлять о человеческой жизни через многие годы.

Модернизируются и костюмы в фильмах о космосе: становятся все более продуманными, опирающимися на многие-многие источники. Совершенствуются и скафандры, так как и в реальной жизни выходят новые модели.

В общем, мир будущего и просторы космоса совершенно по-разному воплощаются режиссерами в фильмах, и во-многом именно дизайнеры по костюмам помогают им воплотить в жизнь образ человека.

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ

Три подхода к возданию костюмов в sci-fi фильмах 19.03.2014 (Дата обращения: 28.05.2022)

«2001: Космическая Одиссея» 01.12.2016 (Дата обращения: 28.05.2022)

Как это снято: «Космическая одиссея» 2018 (Дата обращения: 28.05.2022)

Одежда для вакуума — или как устроены космические скафандры 30.08.2015 (Дата обращения: 28.05.2022)

Гости из будущего: самые стильные герои космических фильмов (Дата обращения: 28.05.2022)

Самый специфический скафандр в фантастике 21.09.2019 (Дата обращения: 28.05.2022)

Фильм «Чужой» интересные факты 24.03.2015 (Дата обращения: 29.05.2022)

Скафандры из кинофильмов 21.10.2014 (Дата обращения: 29.05.2022)

Мода будущего в кино 7.09.2019 (Дата обращения: 28.05.2022)

Мода будущего…. А она будет? (Часть 1 — Киномода) 27.06.2021

Стиль в фильме: «Аэлита» 03.09.2018 (Дата обращения: 28.05.2022)

ЗАПРЕТНАЯ ПЛАНЕТА 19.10.2018 (Дата обращения: 28.05.2022)

Стиль в фильме «Пятый элемент» 15.10.2021 (Дата обращения: 29.05.2022)

Самые яркие костюмы «Звездных войн» (Дата обращения: 29.05.2022)

Костюмы Падме Амидала («Звездные войны») 23.12.2011 (Дата обращения: 29.05.2022)

Космическая мода: кинокостюмы в фильмах о космосе
557
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more