
Визуальный порядок — одна из главных основ графического дизайна. Когда перед дизайнером встаёт задача разместить текст, изображения и другие элементы на ограниченной плоскости — от книжного разворота до страницы сайта, — в игру вступает система, позволяющая сделать это чётко, логично и выразительно. Речь идёт о модульной сетке — одном из ключевых инструментов в арсенале дизайнера.

Исторически модульные принципы выстраивания композиции существовали задолго до появления самого термина. Уже в средневековых рукописях и первых печатных книгах применялись строго выверенные пропорции текстовых блоков, основанные на геометрических и оптических закономерностях. Такие системы задавали структуру страницы, способствовали равномерному распределению текста и визуальной гармонии макета.
Одним из ранних примеров можно назвать манускриптную сетку — композицию, построенную на основе прямоугольной полосы набора, предназначенной для размещения сплошного текста. Эта структура ориентирована прежде всего на линейное чтение и проста по своей конструкции: текстовое поле располагается строго внутри заданных полей страницы без деления на колонки или модули. В типографике такой тип сетки считается наиболее простым и применяется в оформлении книг, реферативных изданий и других


Даже при работе с такой базовой сеткой, как манускриптная, важно внимательно подходить к выбору ширины и высоты полосы набора. От этого напрямую зависит удобство чтения и комфорт восприятия больших объёмов текста. Однообразные участки, полностью заполненные сплошным текстом, могут восприниматься как монотонные и утомительные. Поэтому особенно важно стремиться к скрытому, но выразительному визуальному разнообразию в верстке — это помогает удерживать внимание читателя и делает чтение более приятным.
Модульная сетка — это инструмент организации пространства на плоскости (например, в макете книги, буклета, веб-страницы, афиши), основанный на равномерном делении поверхности на вертикальные и горизонтальные ряды (модули), колонки и поля. Она помогает структурировать контент, выстраивать визуальную иерархию и добиваться гармоничного дизайна.
Главный структурный элемент сетки—модуль. Он образуется в результате пересечения колонок и пробельных строк.
Stepfen Kelman. A4 Catalogue Grid System
Варианты композиционных решений на основе 20-модульной сетки
Варианты композиционных решений на основе 20-модульной сетки с внедрением изображений
Чтобы определить размер и пропорции модуля, необходимо проанализировать высоту и ширину среднего абзаца сплошного текста или руководствоваться ориентацией изображений.
1. Каталог «Луи Суттер» (381 страница! , свыше 2000 иллюстраций). 2. Каталог «Swiss Lamp». 3. Газета «ACC Today»
Шаг 1. Формирование общей композиции и полосы набора «на глаз». Уточнение пропорций.
Первоначально следует уделить внимание общему настроению, стилю и идее макета. Исходя из этого начать компоновать полосу набора и колонэлементы. Вслед за общей композицией, важно определиться с текстурой набора, его плотностью. Наконец, уделить внимание технической части: длине строки, висячим предлогам и строкам, корректным знакам пунктуации.
Шаг 2. Формирование многоколонной сетки, коррекция параметров полей и полосы набора.
На этом этапе уточняются все размеры, подбирается нужное количество колонок, настраивается привязка к базовым линиям.
Шаг 3. Создание горизонтальных линеек с помощью Text Frame Option.
Сетка на 36 модулей.
Studio Joost Grootens. «Formafantasma. Oltre Terra»
Studio Joost Grootens. «Formafantasma Cambio»
Используя модульную сетку, спроектировать серию типовых разворотов для каталога. Серия может строиться по логике: 1) спусковой, 2) рядовой, 3) каталожный разворот.
Рекомендуемые источники изображений: Рейксмузеум (https://www.rijksmuseum.nl/nl/collectie/zoeken?collectionSearchContext=UserSets&page=1&sortingTypeМузей Виктории и Альберта https://www.vam.ac.uk/collections MAK online collection (Венский музей декоративно-прикладного искусства) (https://sammlung.mak.at/en/)
Рекомендуемые текстовые ресурсы: Журнал «Сеанс» https://seance.ru/tags/chtenie/ Художественный журнал https://moscowartmagazine.com/ Киберленинка https://cyberleninka.ru/article Культура Культуры http://www.cult-cult.ru/ Культура и Общество. Сетевое электронное научное издание http://www.e-culture.ru/ Искусство Кино https://kinoart.ru/texts Полка https://polka.academy/materials Журнал ad marginem https://admarginem.ru/tag/filosofiya/ nota bene https://nbpublish.com/ Журнал «Театр» https://oteatre.info/issues/ Новое литературное обозрение https://www.nlobooks.ru/
Развороты Анны Собкиной
Освоение принципов построения сеток — от выстраивания полосы набора до разработки гибкой модульной структуры — позволяет дизайнеру мыслить композиционно, планировать макет не стихийно, а логично и последовательно. Это не просто технический навык, а способ видеть графическое пространство как систему взаимосвязанных элементов, где форма служит содержанию. В конечном итоге, понимание и грамотное использование сеток формирует не только качество верстки, но и культуру визуального мышления.