
Многим знакома поговорка «разбитую чашку не склеить». Возможно, в ней отражена не только аллегория человеческих отношений, но и стремление западной культуры к совершенству — разбитая чашка становится непригодной, вместе с тем, теряет свою ценность, по сравнению с новой. В своём визуальном исследовании я хочу рассмотреть зарождение, развитие и влияние феномена искусства — Кинцуги, который опровергает эту пословицу и показывает: повреждения говорят об истории и красоте предмета и придают ему большую ценность.
Кинцуги (金継ぎ — золотая заплатка) — это японское искусство ремонта керамики с использованием золота или серебра, название которого происходит от словосочетания «золотой шов». За этим искусством стоит не просто восстановление разбитого предмета, а целая философия, которая подразумевает то, что красота заключается в уникальном, а не идеальном, учит принимать несовершенное, как ценное, а не слепо гнаться за идеалом.
Моя гипотеза состоит в том, что однажды случившаяся оплошность породила уникальное искусство и привнесла в мир одну из идей устойчивого развития: разбитая чаша правителя Японии XV века — сёгуна Асикага Ёсимаса была очень дорога ему, поэтому он попросил найти способ, как её восстановить. Это событие положило начало новой эры в восприятии и отношении людей к вторичному потреблению. Начиная с искусства Кинцуги и заканчивая его наследием в современном искусстве, неидеальное, но хранящее в себе воспоминания, в отличие от идеального, но «бездушного» нового, стало восприниматься как нечто прекрасное.
Техника склеивания посуды при помощи лака была известна ещё в 4 веке до нашей эры. Так, в X веке в Корее уже были предметы с заклееными золотыми фрагментами. Однако Кинцуги как искусство зародилось в XV веке в период Муромати в Японии и распространилось к XVII-му также в Китае и Корее, этим и обуславливаются временные рамки прошлого феномена.
Корея XX–XIV вв.

Covered Oil Bottle with Peony Sprays (1100-1199)/Goryeo dynasty (918–1392), 12th century/Korea
(1)Bottle with Bamboo Fluting (1201-1300)/Goryeo dynasty (918–1392), 13th century/Korea (2)Vase with Dragon and Phoenix (1251-1349)/Goryeo dynasty (918–1392), late 13th/early 14th century/Korea
Melon-Shaped Ewer with Stylized Floral Scrolls (1201-1300)/Goryeo dynasty (918–1392), 13th century/Korea
(1) Covered Cosmetic Box with Petalled Rosette, Flying Cranes, Stylized Clouds, and Layered Lotus Petals/13th century/Korea (2) Bowl with Cranes and Chrysanthemum Flower Heads (1365-1399)/Korea
Bowl with Radiating Petals and Two Fish (918 CE–1392)/Goryeo dynasty (918–1392)/Korea
Визуальный ряд демонстрирует, что предпосылками техники Кинцуги были не разбитые изделия, а со сколами и золотыми «заплатками» на месте небольшой утраченной части, то есть идеи устойчивого развития, которым в дальнейшем будет служить искусство Кинцуги, были в Корее ещё в 10 веке. Однако они скорее носили характер небольшого ремонта, а не полного восстановления.
XV–XVII века: возникновение техники в Японии и популяризация японского Кинцуги
Bowl, used in Japan as tea bowl/Joseon period/Gyeongsang-do province, Korea // Dish/Edo period/Kumamoto prefecture, Japan
Tea bowl/Joseon period/Gyeongsangnam-do province, Korea
Традиционная техника Кинцуги, которую мы наблюдали в этом разделе формируется и рапростроняется к концу XVII-го века. Когда японская чайная церемония тя-но ю становится важной частью социальной и духовной жизни японцев. Так, уже полностью разбитые изделия получают новую жизнь при помощи лакового клея и позолоты и даже начинают цениться больше новых «идеальных» чаш.
А значит, новая философия Кинцуги укрепляет свои позиции.
(1)Tea bowl, White Satsuma ware/Kagoshima prefecture, Japan/17th century (2)Seto or Mino ware tea bowl (1510-1530)/Aichi prefecture or Gifu prefecture, Japan
White porcelain bowl/Joseon dynasty/16th century/Object Place: Korea
Начало XXI века
Переосмысление же традиционной техники Кинцуги стало происходить не так давно — преимущественно в начале этого столетия, поэтому в качестве настящего феномена будут представлены работы начала XXI века. В них философия прекрасного неидельного преобретает более выраженный характер, техника распространяется не только на керамические предеметы, имеющие отношение к чайной церемонии, как это было в прошлом феномена, но и на множество других: скульптуры, интерьер, одежду и даже грим, таким образом творцы выходят за рамки традиционного искусства.
«Осколочная» составляющая Кинцуги не отходит на задний план, а трансформируется, поэтому иногда создаётся ощущение, что от самой техники остаётся только визуально считывающийся образ — золотые линии, но на самом деле, идея повторного использования никуда не делась: она продолжает набирать обороты.
Керамика и скульптура
Translated Vase/Thousand (detail)/21st century/Yeesookyung
(1)Translated Vase/2012 TVG 1/Yeesookyung (2)Translated Vase/2009 TVG 1/Yeesookyung
Translated Vase/2009 (detail)/Yeesoookyung
(1)Translated Vase/2008 TVW 2/Yeesookyung (2)Translated Vase/2014 TVW 2 (left), Translated Vase/2014 TVWG 1(right)/Yeesookyung
(1)Yeesookyung — Translated Vase, 2010 (2)Yeesookyung — Translated Vase, 2010 (3)Yeesookyung — Translated Vase, 2008
Flower surk Close up/Marianne den Hartog/2020
Flower surk/Marianne den Hartog/2020
Smashed ceramic head before kintsugi application/Billie Bond
Breathe, bronze/Billie Bond/2019
Principles of Fortitude 1/Detail/Billie Bond/2014
Expansion, Half Life/Paige Bradley/21st century
Expansion Rising (maquette)/Paige Bradley/21st century
Illumination, Third Life/Paige Bradley/21st century
Inspiration, Third Life (w/electricity)/Paige Bradley/21st century
В скульптурах наблюдается перенятие западными творцами восточной техники. Если в объектах корейского художника Yee Sokyung (yeesokyung) сохраняется работа с традиционной керамикой и смысл уникальности в неидеальном, хоть и в другом, свободном от форм исполнении, то в скульптурах американского скульптора Пейдж Брэдли через «просветы» Кинцуги реализуется новая идея душевной свободы человека.
Contemporary artwork of ceramic kimono sculpture repaired with kintsugi (golden joinery) by Karen LaMonte
Contemporary artwork of ceramic kimono sculpture repaired with kintsugi (golden joinery) by Karen LaMonte
Ceramic kimono sculpture by Karen LaMonte
Ceramic kimono sculpture by Karen LaMonte
Интерьер и окружающая среда
SAY NO MO/balbek berau/2020
SAY NO MO/details/balbek berau/2020
basketball court by Victor Solomon/2020
basketball court by Victor Solomon/2020
Интересно наблюдать, за тем, как искусство Кинцуги прижилось в интерьере и окружающей среде: будь то ресторан, хранящий историю в потресканной плитке, или баскетбольная площадка с «прожилками» земли, техника позволяет не только сэкономить огромные ресурсы для замены старого на новое, но и ярко выделить эти, как казалось, несовершенства, для того, чтобы мы взглянули на них по-новому и задумались о богатом прошлом подобных мест.
Мода
Haider Ackermann Fall 2017 Ready-to wear
Victor& Rolf/BOULEVARD OF BROKEN DREAMS/For Haute Couture Spring/Summer 2017
Victor& Rolf/BOULEVARD OF BROKEN DREAMS/For Haute Couture Spring/Summer 2017
Victor& Rolf/BOULEVARD OF BROKEN DREAMS/For Haute Couture Spring/Summer 2017
Весенне-летняя коллекция платьев Victor& Rolf навеяла мне тёплые воспоминания — сотканное из лоскутков бабушкой одеяло. Пусть оно было не из магазина, сделанное из оставшихся кусочков тканей, для меня оно было самым уютным, так как имело в себе историю в каждом лоскутке. Это помогло глубоко проникнуться философией искусства Кинцуги: как правителю Японии был дорог каждый осколок любимой чашки, так и у каждого из нас есть что-то сломанное и восстановленное, и именно этим очень дорогое сердцу.
Грим
KINTSUGI/Emerging Talent Awards 2017/LensCulture Emerging Talent Awards 2017 — Photo Series Entry
(1)kintsugi inspired makeup by Sara Engel (2)kintsugi indpired makeup, the author is unknown
From Albinism & Skulls Series, Part 1. Photography by Luke Nugent, concept, art direction, and makeup by Vanessa Davis, modeling by Leo Jonah, makeup artist assistance by Gabi Havens.
Будущее: от XXI века до +∞
Предположительно, с развитием технологий и цифровизацией искусства, опираясь на всё ту же философию феномена Кинцуги — идеал в неидеальном, в будущем креаторы будут воплощать новые смыслы, не забывая о старых. Это могут быть и новые текстуры соединяющие и вырастающие из осколков, а может и сверкающее золото на корпусе персонажа киберпанка. Простор для новых творений, наследующих исскусство Кинцуги, неизмеримо широк.
3d models/the authors are unknwn
Cyberpunk Renaissance David At Wonder Festival 2020 Shanghai By Jianhao Chen
Cyberpunk Renaissance Sculptures At Wonder Festival 2020 Shanghai (1) Venus de Milo (2)Vitruvian Man (Drawing by Leonardo da Vinci)
digital sculpture by Jean Michel Bihorel
digital sculpture by Jean Michel Bihorel
Inside beauty, Me, CGI, 2020 by r/Art
Sculptures By Garret Kane
Заключение
Исскуство Кинцуги началось со случайного события — разбитой посуды и стало развиваться не только, как визуальная составляющая, но и как философия. Вникая в которую сейчас, становится понятно, что такая идея устойчивого развития — ремонт керамических изделий, переросла в феномен, который оказал и продолжает оказывать влияние на многие сферы искусства, привнося в них идею повторного использования — не обязательно гнаться за новым, которое никак не отзывается в вас, когда можно восстановить поломанное, но дорогое сердцу, и оно приобретёт ещё большую ценность, сохраняя в себе собственную историю.
Источники
Пяк К. Д., Кильчицкая Н. Н. КИНЦУГИ: ИСКУССТВО РЕСТАВРАЦИИ ИЛИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО //КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ФИЛОЛОГИЯ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. — 2022. — С. 23-30. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48018391
Kwan P. Y. Exploring Japanese art and aesthetic as inspiration for emotionally durable design //DesignEd Asia. Retrieved from< http://www. designedasia. com/2012/Full_Papers/Exploring% 20Japanese% 20Art% 20and% 20Aesthetic. pdf. — 2012. URL:http://designedasia.com/2012/Full_Papers/Exploring%20Japanese%20Art%20and%20Aesthetic.pdf
Covered Oil Bottle with Peony Sprays (1100-1199)/Goryeo dynasty (918–1392), 12th century/Korea
Bottle with Bamboo Fluting (1201-1300)/Goryeo dynasty (918–1392), 13th century/Korea
Vase with Dragon and Phoenix (1251-1349)/Goryeo dynasty (918–1392), late 13th/early 14th century/Korea
Melon-Shaped Ewer with Stylized Floral Scrolls (1201-1300)/Goryeo dynasty (918–1392), 13th century/Korea
Covered Cosmetic Box wih Petalled Rosette, Flying Cranes, Stylized Clouds, and Layered Lotus Petals/Goryeo dynasty (918–1392), 13th century/Korea
Bowl with Cranes and Chrysanthemum Flower Heads (1365-1399)/Goryeo dynasty (918–1392), late 14th century/Korea
Bowl with Radiating Petals and Two Fish (918 CE–1392)/Goryeo dynasty (918–1392)/Korea
Tea bowl, White Satsuma ware/Kagoshima prefecture, Japan/17th century
Seto or Mino ware tea bowl (1510-1530)/Aichi prefecture or Gifu prefecture, Japan
Vase (latter half of 13th century)/Longquan, Zhejiang province, China
Tea bowl/Joseon period/Gyeongsangnam-do province, Korea
Dish/Edo period/Kumamoto prefecture, Japan
Tea bowl, possibly Rakuzan ware/17th-18th century/Rakuzan kiln, Japan
Bowl, used in Japan as tea bowl/Joseon period/Gyeongsang-do province, Korea
White porcelain bowl/Joseon dynasty/16th century/Object Place: Korea
Yeesookyung
Flower surk Close up/Marianne den Hartog/2020
Flower surk/Marianne den Hartog/2020
Artist: Marianne den Hartog/(1-2 top left) Fished together/2016 (3-4 top right) Commissioned/2016 (5-6 bottom left) Peep toes/2020 (7-8 bottom right) Swans Love/2020
Principles of Fortitude 1/Detail/Billie Bond/2014
Breathe, bronze/Billie Bond/2019
Expansion, Half Life/Paige Bradley/21st century
Expansion Rising (maquette)/Paige Bradley/21st century
Illumination, Third Life/Paige Bradley/21st century
Inspiration, Third Life (w/electricity)/Paige Bradley/21st century
SAY NO MO/balbek berau/2020
MILAMORE/Kintsugi collection/21st century
Victor& Rolf/BOULEVARD OF BROKEN DREAMS/For Haute Couture Spring/Summer 2017
Haider Ackermann Fall 2017 Ready-to wear
From Albinism & Skulls Series, Part 1. Photography by Luke Nugent, concept, art direction, and makeup by Vanessa Davis, modeling by Leo Jonah, makeup artist assistance by Gabi Havens. All images © Luke Nugent
kintsugi inspired makeup by Sara Engel
Flóra Borsi — Healed, 2019
KINTSUGI/Emerging Talent Awards 2017/LensCulture Emerging Talent Awards 2017 — Photo Series Entry
digital sculpture by Jean Michel Bihorel
Cyberpunk Renaissance Sculptures At Wonder Festival 2020 Shanghai By Jianhao Chen
Inside beauty, Me, CGI, 2020