

Рубрикатор
1. Концепция 2. Контрнаблюдение как метод сопротивления 3. Искусство в эпоху открытых данных 4. Как сохранить приватность: методы борьбы со слежкой 5. Заключение 6. Источники

Концепция
Тотальная слежка стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Мы живем в мире, где каждое наше действие фиксируется: социальные сети отслеживают наши предпочтения, камеры наблюдения записывают каждое передвижение, трекеры собирают данные о здоровье, а алгоритмы анализируют всё это, формируя цифровой портрет каждого человека. Эти технологии незаметно и постоянно вторгаются в личное пространство, создавая иллюзию безопасности и удобства, но лишая нас права на конфиденциальность.
Медиа-арт активно осмысляет эту проблему, превращая её в объект критического анализа. Художники не только демонстрируют масштаб наблюдения, но и используют данные и технологии слежки для создания провокационных проектов, давая контрответ системе. Эти работы акцентируют внимание на масштабах контроля, разоблачают инфраструктуру наблюдения и предлагают способы противостояния системе. Тема слежки в искусстве раскрывается через три ключевых направления: контрнаблюдение, использование данных и технологий слежки в искусстве и поиск методов защиты от наблюдения.
Для исследования отбирались источники, напрямую связанные с темой тотальной слежки и её отражения в медиа-арте.В основу легли работы, которые критически осмысляют механизмы наблюдения, используют данные слежки в художественных целях или предлагают методы противодействия надзору. Приоритет отдавался художественным проектам и инсталляциям, документальным и теоретическим исследованиям, а также выставочным материалам, которые предоставляют контекст и анализ. Для текстовых источников критерии отбора основывались на актуальности и качестве анализа основной темы.
Целью исследования является изучение влияния тотальной слежки на современное общество, анализ её воздействия на личную и общественную жизнь, а также поиск путей борьбы с ней через художественные практики. Это исследование помогает понять, как медиа-арт становится способом противодействия слежке, инструментом осмысления её масштабов и средством для возвращения контроля над конфиденциальностью.
Контрнаблюдение как метод сопротивления
В рамках мира, где тотальная слежка стала базовой реальностью, художники начинают использовать те же инструменты, которые служат для контроля и подавления, чтобы обратить их против систем наблюдения. Эти работы раскрывают скрытые механизмы надзора, демонстрируют физическую инфраструктуру слежки и делают видимыми те, кто контролирует и использует собранные данные. Контрнаблюдение становится формой художественного сопротивления, которое не только разоблачает масштабы наблюдения, но и ставит вопросы о власти, конфиденциальности и правах личности. Такие проекты переносят зрителя из позиции наблюдаемого в роль активного наблюдателя, возвращая контроль над процессом наблюдения.
Лора Пойтрас, работающая с Эдвардом Сноуденом и изучающая тему контроля над человеком, создала выставку «Anarchist». В основу легли документы агента, которые раскрыли масштабные операции разведывательных агентств, таких как АНБ и их международных партнёров, которые занимаются глобальным перехватом данных. Пойтрас взяла эти утечки за основу своих произведений, чтобы визуализировать скрытые процессы массового наблюдения.
Работы из серии «Anarchist» превращают технические данные и изображения, полученные в ходе глобального мониторинга, в объекты искусства. Одним из ключевых элементов является визуализация доплеровских дорожек спутниковых сигналов, которые обычно остаются невидимыми.
Еще одна работа, посвящённая теме тотальной слежки и её инструментов, представлена в Берлине. Инсталляция «Тотальная слежка и методы шпионажа», созданная при поддержке Федерального комиссариата по архивам «Штази» и Фонда «Мемориал Хоэншёнхаузен», была открыта в 2015 году. Она раскрывает методы работы Министерства государственной безопасности ГДР («Штази»). Центральным элементом выставки является масштабная карта Берлина с отмеченными ключевыми объектами «Штази»: офисами, явочными квартирами, местами встреч и тайными тюрьмами. Посетители могут изучить подробности о каждом объекте с помощью интерактивных планшетов.
Экспозиция демонстрирует масштабы слежки и методы подавления, включая запугивание и пытки. Среди экспонатов — скрытые камеры, микрофоны, архивные документы и аудиозаписи. Эта инсталляция заставляет задуматься о влиянии тотального контроля на общество и важности защиты прав человека.
«Говорят, что мои работы делают тайное явным, но это ошибка. Они о том, как выглядит сама тайна». (1)
Тревор Паглен посвятил не один проект исследованию скрытых механизмов наблюдения и контроля, в своём долговременном проекте «Другое небо ночью» занялся отслеживанием и съёмкой секретных американских космических аппаратов. Используя данные, собранные любителями и энтузиастами космофотографии, он с точностью рассчитывает время пролёта спутников и фиксирует их движение с помощью телескопов.
В работах фиксируются активности на орбите Земли, показывая то, что обычно остаётся вне поля зрения общественности. На одном из снимков Паглена запечатлено движение разведывательного спутника R1 из системы Singleton (SBWASS) ВМФ США, а также трёх неопознанных аппаратов.
В данном исследование художник исследует маршруты подводных кабелей, которые используются для передачи данных и перехвата коммуникаций Агентством национальной безопасности США.
Джеймс Брайдл — художник, писатель и исследователь, чьи работы так же сосредоточены на раскрытии скрытых механизмов технологий, особенно тех, которые связаны с надзором, алгоритмами и цифровой культурой. Основу его творчества составляют проекты, визуализирующие невидимую инфраструктуру современного мира: от дронов до алгоритмов слежки.
Индекс облаков — проект Джеймса Брайдля 2016 года, использующий данные о погоде для визуализации путешествия через физическое пространство и интернет.
В другом проекте Джеймса Брайдль преобразует видео с камер наблюдения Нью-Йорка в калейдоскопические изображения в реальном времени.
Дронестаграм — это трёхлетний проект, в рамках которого публиковались изображения мест ударов дронов в социальных сетях Instagram, Twitter и Tumblr. По сути автор вел соц. сети от лица беспилотников, публикую их действия.
Проект привлёк большое внимание, быстро набрав тысячи подписчиков, и был освещён в таких изданиях, как The Verge, New Statesman, Wired, Vice, The Guardian, The Atlantic, Daily Mail, Russia Today и других. В 2013 году он получил почётное упоминание на премии Prix Ars Electronica, а в 2014 году завоевал Медиа-приз на Японском фестивале медиа-искусств.
Föhnseher — проект, созданный художником и исследователем Джеймсом Брайдлом. Используя устаревший аналоговый телевизор, он превращает его в устройство, которое перехватывает и отображает изображения, передаваемые по локальным беспроводным сетям.
Название Föhnseher объединяет немецкие слова fernseher (телевизор) и föhn (тёплый ветер), символизируя движение информации в цифровой среде. Основная метафора это отражение данных, которые подобно ветру, свободно перемещаются в современном информационном пространстве.
Искусство в эпоху открытых даннах
В современном мире данные стали новой формой власти. Каждый день миллиарды пользователей оставляют цифровые следы — в социальных сетях, через устройства слежения, в системах городского мониторинга. Эти данные доступны, как никогда ранее, и часто их сбор остаётся незаметным для большинства людей.
Современные художники используют эту реальность, чтобы показать, насколько легко информация превращается в инструмент контроля и наблюдения. С помощью открытых источников они демонстрируют масштабы надзора, раскрывая, как информация, собранная из безобидных на первый взгляд следов, позволяет отслеживать действия, предпочтения и передвижения людей. Искусство становится не только способом визуализировать эти процессы, но и критикой системы, где данные больше не принадлежат человеку, который их создаёт.
Данный проект посвящен изучению технологий распознавания лиц и их социальным, политическим и этическим последствиям. Работа является частью крупного проекта художника, критикующего системы слежки и их влияние на конфиденциальность.
При создание выставки EXPOSED, Чирио обращается к вопросам конфиденциальности, надзора и этики использования данных в цифровую эпоху. Он показывает, как изображения становятся инструментом спекуляций, теряя свою культурную ценность и превращаясь в товар, служащий интересам власти и коммерции.
Ай Вэйвэй совместно с архитекторами Жаком Херцогом и Пьером де Мероном создали проект, исследующий тему тотальной слежки и утраты конфиденциальности. Вдохновлённая сказкой о брошенных детях, инсталляция заставляет задуматься о цифровых следах, которые мы оставляем в информационном пространстве.
Посетители, попадая в тёмное помещение, становились объектами наблюдения инфракрасных камер и дронов, фиксирующих их движения, которые тут же проецировались на пол-экран.
Как сохранить приватность: методы борьбы со слежкой
Размышляя о новой реальности, художники анализируют, как бороться с системой каждому человек. Через символические и практические приёмы художники поднимают вопросы о том, как защитить личные границы и остаться невидимым в эпоху тотального контроля.
Авторы создают различные приемы и технологии, которые помогают обмануть систему распознания лиц и сохранить анонимность.
Например, вы можете купить маску Cyberdazze Hyperface всего за 8$
Студентка Эйндховенского технологического университета в Нидерландах Цзинцай Лю разработала носимое устройство, способное защищать лицо от распознавания камерами наблюдения. Проектор создаёт на лице пользователя изображение другого человека, тем самым усложняя идентификацию системами слежки.
Очки с LED-подсветкой, разработанные Японским национальным институтом информатики для защиты от систем распознавания лиц. Автор проекта: Японский национальный институт информатики, 2014 г.
В 2014 году сайт Gizmodo поднял вопрос об использовании технологий распознавания лиц ФБР, представив обзор способов защиты, доступных на тот момент.
Одним из предложенных решений стали очки, разработанные Японским национальным институтом информатики. Они оснащены светодиодами, которые подсвечивают зону глаз и носа, затрудняя идентификацию лица системой. При этом для человека свет от светодиодов остаётся практически незаметным.
В проекте CV Dazzle Адам Харви предлагает использовать макияж и аксессуары для маскировки лица, чтобы обмануть системы распознавания.
Заключение
Исследование показывает, что медиа-арт играет ключевую роль в критике и осмыслении тотальной слежки. Художники не только выявляют скрытые механизмы, но и предлагают новые способы взаимодействия с ними. Вопросы приватности, контроля и свободы становятся центральной темой современных художественных практик, помогая обществу осознать необходимость защиты личных данных и границ частной жизни. Медиа-арт служит не только критическим инструментом, но и способом сопротивления, позволяя переосмыслить роль технологий в нашей жизни.
Источники
Paglen T. The Other Night Sky [Электронный ресурс] // Trevor Paglen Studio. — 2020. — URL: https://paglen.studio/2020/05/22/the-other-night-sky/ (дата обращения: 25.11.2024).
Bridle J. New Dark Age: Technology and the End of the Future. — London: Verso Books, 2018. — 304 p.
Cirio P. Projects [Электронный ресурс] // Paolo Cirio. — URL: https://paolocirio.net/work/ (дата обращения: 25.11.2024).
Фасман Дж. Общество контроля. Как сохранить конфиденциальность в эпоху тотальной слежки. — М.: Эксмо, 2023. — 320 с.
Митник К. Искусство быть невидимым: как сохранить приватность в эпоху Big Data. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 320 с.
Angwin J. Dragnet Nation: A Quest for Privacy, Security, and Freedom in a World of Relentless Surveillance. — New York: Times Books, 2014. — 304 p.
Harvey A. CV Dazzle: Camouflage from Face Detection [Электронный ресурс] // CV Dazzle. — URL: https://cvdazzle.com/ (дата обращения: 25.11.2024).
Poitras L. Astro Noise: A Survival Guide for Living Under Total Surveillance. — New York: Whitney Museum of American Art, 2016. — 160 p.
цитата: Тревор Паглен
https://picturepark.cdn.herzogdemeuron.com/v/OLCP0AAV/ (дата обращения: 15.11.2024)
https://babel.ua/static/content/nf3ydfsy/thumbs/x/1/fa/785cf0a5def4977e0210f07e0f925fa1.jpg?v=9340 (дата обращения: 15.11.2024)
https://whitneymedia.org/assets/image/808834/large_poitras4.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://paglen.studio/wp-content/uploads/2020/06/Paglen-The_Other_Night_Sky-04.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://paglen.studio/wp-content/uploads/2020/06/Paglen-The_Other_Night_Sky-01.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://rb.ru/media/upload_tmp/302cb4.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://rb.ru/media/upload_tmp/6300.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://babel.ua/static/content/nf3ydfsy/thumbs/x/c/5c/e5815151957be36ad2085b7a1a02c5cc.jpg?v=9268 (дата обращения: 15.11.2024)
https://babel.ua/static/content/nf3ydfsy/thumbs/x/e/d7/0e2cb039638d9ab503d33105ed343d7e.jpg?v=9172 (дата обращения: 15.11.2024)
https://babel.ua/static/content/nf3ydfsy/thumbs/1320x742/6/8c/a64a1476544db9bd76a6d1f024a3a8c6.webp?v=9106 (дата обращения: 15.11.2024)
https://media.wired.com/photos/592735a9af95806129f51ecc/master/w_2240,c_limit/laura-poitras-h_14755573.jpg (дата обращения: 20.11.2024)
https://static01.nyt.com/images/2016/02/05/arts/05POITRASJP5/05POITRASJP5-superJumbo.jpg?quality=75&auto=webp (дата обращения: 20.11.2024)
https://static01.nyt.com/images/2016/02/05/arts/05POITRASJP4/05POITRASJP4-superJumbo.jpg?quality=75&auto=webp (дата обращения: 20.11.2024)
https://static01.nyt.com/images/2016/02/05/arts/05POITRASCOVER/05POITRASCOVER-superJumbo.jpg?quality=75&auto=webp (дата обращения: 20.11.2024)
https://static01.nyt.com/images/2016/02/05/arts/05POITRASJP2/05POITRASJP2-superJumbo.jpg?quality=75&auto=webp (дата обращения: 20.11.2024)
https://d37zoqglehb9o7.cloudfront.net/uploads/2020/04/cloud-index-1780x1001.jpg (дата обращения: 20.11.2024)
https://jamesbridle.com/media/pages/works/rorschcam-nyc/dc1162efa7-1680515254/131_130738464057b1a742189z.jpg (дата обращения: 20.11.2024)
https://jamesbridle.com/media/pages/works/dronestagram/bbe56b5da5-1680515147/100_dronestagram.jpg (дата обращения: 24.11.2024)
https://jamesbridle.com/media/pages/works/dronestagram/e1260db343-1680515148/14708991805_bac61c0f15_k.jpg (дата обращения: 24.11.2024)
https://julianoliver.com/projects/foehnseher/images/foehnseher.jpg (дата обращения: 24.11.2024)
https://adam.harvey.studio/docs/archive/cvdazzle/cvdazzle-06-copyright-adam-harvey-2020.jpg (дата обращения: 24.11.2024)
https://adam.harvey.studio/docs/archive/cvdazzle/haarcascade_frontalface_alt_tree-avg-200.jpg (дата обращения: 24.11.2024)
https://adam.harvey.studio/docs/archive/cvdazzle/cvd-look3.jpg (дата обращения: 24.11.2024)
https://adam.harvey.studio/docs/archive/cvdazzle/cvd-look4.jpg (дата обращения: 24.11.2024)
https://adam.harvey.studio/docs/archive/cvdazzle/cvdazzle-05-saliency-map.jpg (дата обращения: 24.11.2024)
https://gagadget.com/media/cache/c8/b6/c8b633ea2f75c175a1e27a19b909746e.jpg (дата обращения: 24.11.2024)
https://fashionunited.com/r/fit=cover,format=auto,gravity=center,height=926,quality=70,width=1388/https://static.fashionunited.com/201911/3itechnologie1.jpg (дата обращения: 24.11.2024)
https://fashionunited.com/r/fit=cover,format=auto,gravity=center,quality=70,width=1164/https://static.fashionunited.com/201911/3itechnologie2.jpg (дата обращения: 24.11.2024)
https://rlv.zcache.com/svc/view?realview=113064314310913701&design=4a12e14a-8946-41d2-b210-4a3f2337d0b5&rlvnet=1&style=plasticshield&underbase=art&zattribution=zazzle&max_dim=1080 (дата обращения: 24.11.2024)