
Тема двойничества в современном искусстве представляет собой многогранный и сложный феномен, который позволяет авторам выражать свои идеи о двойственной природе образов, их схожести и симметрии, тождественности или противоположности.
Двойничество может быть явным или скрытым, внутренним или внешним, что также задает свою интонацию в работах художников.
Само явление двойничества имело некоторую вариативность еще с древних времен, когда под двойником могла подразумеваться душа человека, его тень или его непосредственное изображение. Поиск второго Я стал предметом интереса в эпоху романтизма, когда мистифицированность двойника вышла на передний план в изучении этой темы. Тогда многие писатели начали рассматривать дуальность в контексте личностного дуализма, изображая допельгангера как альтернативную идентичность одной и той же личности. Фотографы же зачастую вносят аспект внутреннего дуализма через одну модель, представленную в разных образах, выражающих ее разные стороны личности. Это позволяет показать, что каждый человек имеет двойника внутри себя.
Феномен двойничества можно рассматривать с двух сторон: с философской и психоаналитический точки зрения.

В первом случае философский двойник, то есть существующий, находится в той же реальности, что и основной герой (для этой задачи фотографы часто работают с близнецами). Физически двойник существует, а значит он видим, в отличие от психоаналитического, который невидим для всех кроме своего обладателя. Фотографы, придерживающиеся философской концепции двойничества, фокусируются на схожести образов, их идентичности, симметрии, дубликации.
Во втором же случае фотографу важно сконструировать воображаемую реальность для того, чтобы показать иллюзорность двойника. Часто такие снимки несут мистическую, атмосферу, а иногда и устрашающий характер, что напрямую связано с концепцией «Жуткого» Зигмунда Фрейда и эффекту «Зловещей долины» Масахиро Мори. Согласно этим концепциям, человеку становится не по себе при столкновении с чем-то хорошо знакомым, с чем-то похожим, на то, что уже существует. Удвоение сбивает зрителя с толку, вызывает страх, заставляет рефлексировать над тем, кто он есть. С психоаналитической стороны фотографы часто акцентируют внимание на столкновении двух противоборствующих Я.
В данном визуальном исследовании будут рассмотрены две описанные выше концепции феномена двойничества, а также различные инструменты современных фотографов, помогающие авторам раскрыть эту тему, а именно: использование фотографами физических двойников, то есть идентичных близнецов в качестве моделей; аспект внутреннего дуализма (альтер-эго и доппельгангер), феномен зеркальности, игра с отражением (в котором мы созерцаем своего двойника).
Структура визуального исследования строится на последовательном рассмотрении творчества мастеров современной фотографии, работающих с феноменом двойничества. Представлены работы, относящиеся как к портретной, так и фэшн-фотографии, а также документальные снимки и работы уличных фотографов.
(01) Фотопроект Бенедикт Курцен и Санны де Вильд
Совместный фотопроект фотографов Бенедикт Курцен и Санны де Вильд «Земля близнецов» проливает свет на отдельный мир близнецов в Нигерии. Фотографы посетили три локации, каждая из которых вплетает новую нить в визуальный нарратив. От приюта в Гвагваладе (районе, где до сих пор происходят убийства близнецов) до Игбо Ора и Калабара (где прославляются близнецы).
Девушки сфотографированы в профиль, поэтому создается впечатление, что это один человек. Поднимается вопрос самоиндефикации у близнецов, ведь для каждой из девочек ее сестра близнец является буквальным «двойником», их идентичность сливается в одну.
Бенедикт Кюрзен: «Чем больше мы погружались в проект, тем яснее становилось, что было бы логично провести параллель между двойственностью нашего объекта и нами: два взгляда, переплетение двух подходов к фотосъемке».
На фотографии слева лиц девочек не видно. Это символизирует восприятие близнецов в Нигерии: между ними есть не только физическое сходство, но и духовное родство. На правом снимке облака над близнецами демонстрируют «духовную двойственность» близнецов, добавляя снимку мистичности.
На нескольких фотографиях прослеживается тема альтернативной идентичности одной личности. Эффект кривого зеркала в отражении говорит нам о некотором сбое системы, когда личность раздваивается, причем одна из ее частей искажена, она неидеальна и ирреальна. Близнецы — казалось бы, «невинные» сосуды, за изображениями которых однако, может скрываться более мрачный смысл о допельгангере, как на этом снимке.
Санне де Вильде: «Я поняла, что близнецы — это единство в двойственности, радость биологической связи между братьями и сестрами но, по иронии судьбы, сходство считается тем, что отделяет близнецов от всех остальных».
Многие фотографии серии зеркальны, позы близнецов симметричны, что создает эффект зеркала даже без его использования.
На левом снимке создается эффект «жуткого» из-за флуоресцентной маски. Это лицо обосабливается от реального лица мальчика, оказавшегося в невидимым в темноте. Мы не видим близнеца этого мальчика, ведь двойником он уже является сам по себе, перевоплощаясь с помощью маски и принимая новый облик. На фотографии справа ощущается та же обособленность образа, однако она подкрепляется дуальностью самовосприятия. Я — это мое отражение?
Многие современные фотографы, работающие с темой двойничества, используют тень для отражения обратной стороны человека, его изнанки. Однако на этой фотографии «тенью» становится один из братьев близнецов, что можно соотнести с созерцанием себя в зеркале.
(02) Арико Инаока
Каждое лето с 2009 года Эрну и Грефну, двух девочек-близнецов в Исландии, навещает японский фотограф Арико Инаока (Ariko Inaoka). Они познакомились в 2006 году, когда шестилетние близняшки пришли на фото кастинг. Арико Инаока документирует их подростковый возраст и надеется продолжить проект до 16-летия девочек, старясь захватить их особую связь.
Фотограф обращается к феномену двойничества в контексте слияния образов, их единства, внутренней связи, поэтому на многих фотографиях прослеживается мотив тождественности и единения.
«Я часто слышу о том, что между идентичными близнецами существует телепатическая связь. Для Эрны и Грефны это верно»
На этой фотографии Арико Инаока намеренно удваивает образы девочек. Этим «вдвойне» подчеркивает проблему самоидентификации человека.
(03) Руди Бойер
Французский стрит-фотограф Руди Бойер фиксирует близнецовые пары, которые ему удалось встретить на улицах. Его интересует эта тема в контексте прямого копирования образов, как некоторый сбой в системе.
(04) Лоретта Люкс
Сюрреалистические фотографии Лоретты Люкс девочек-сестер завораживают своей странностью и неестественностью.
Феномен двойничества фотографка интерпретирует со стороны прямой фиксации сходства. Близнецовый природный копипаст, который тем не менее выглядит неестественным в ее работах и добавляет тревожную нотку в ее сюрреалистичный мир
(04) Чжун Линь
Малазийская фотохудожница Чжун Линь сформулировала новый творческий манифест, бросив себе вызов произвести 365 новых фотографий за 365 дней. Интересно, что на протяжении всего проекта она довольно часто обращалась к феномену двойничества.
Художница часто фокусируется на деталях, обозначая симметричные, абсолютно идентичные элементы образов своих моделей.
Поиск личностной идентичности — еще один вопрос, который ставит перед собой фото-художница. Где заканчивается Я? Ограничивается ли моя реальность тем, кем являюсь и как выгляжу я?
Также фотографка часто объединяет моделей, накрывает их одним одеянием, тем самым обособляя их от внешнего. Здесь уместно говорить о внутреннем дуализме.
Эта фотография особенна тем, что создает иллюзию: работает с внешним и внутренним, с обособленностью и единством, раскрывая двойственность не только со стороны удвоения образов, но и внешнего слияния.
Вывод
В заключение важно отметить, что феномен двойничества является одним из наиболее популярных и интересных способов выражения идей в современной фотографии. Он позволяет художникам играть с отражениями и зеркальностью, создавать уникальные образы и выражать свои мысли о тождественности, дуализме и разделении личности. Современные фотографы используют этот мотив для того, чтобы создавать уникальные и оригинальные работы, которые поражают воображение зрителей. Однако, несмотря на то, что мотив двойничества уже давно присутствует в искусстве, он продолжает эволюционировать и находить новые формы выражения в современной фотографии.
Софья Аганович «Двойничество»// Книга по культорологии, 2001 год (URL:https://libking.ru/books/sci-/sci-culture/1077903-sofya-agranovich-dvojnichestvo.html). Дата обращения: 04.05.2023
Феномен двойника и «стадия зеркала»// Статья по психологии 2009 год (URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14280655). Дата обращения: 10.05.2023
Прием удвоения персонажей в литературе, фотографии и кино // Научная статья 2020 (URL:https://cyberleninka.ru/article/n/priem-udvoeniya-personazhey-v-zhivopisi-fotografii-literature-i-kino). Дата обращения: 13.05.2023
Susan Sontag and Diane Arbus: The Siamese Twins of Photographic Art (URL:https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00497870802414629). Дата обращения: 14.05.2023
Фотопроект Бенедикт Курцен и Саннны де Вильд «Земля близнецов»(2018 // URL:https://www.noorimages.com/landofibeji) Дата обращения: 04.05.2023
Фото Арико Инаока (URL:https://gupmagazine.com/books/ariko-inaoka-eagle-and-raven/) Дата обращения: 15.05.2023
Фото Руди Бойер (URL:https://vk.com/album-159711544_291110071) Дата обращения: 13.05.2023
Лоретта Люкс (URL: https://lorettalux.de/selected-works/) Дата обращения: 15.05.2023
Проект Чжун Линь «365» (URL: https://foxtime.ru/fotograf-chzhun-lin-i-ee-manifest-365-novyh-fotografij-za-365-dnej/) Дата обращения: 15.05.2023