№DV 87930001
DIEGO VELÁZQUEZ
pro.hsedesign.ru

Сдача Бреды

PROTECT STATUS: not protected
Buy works from the project
reproduction
6

Картина Диего Веласкеса «Сдача Бреды», написанная в 1634–1635 годы, — один из шедевров испанского барокко, запечатлевший ключевой момент Восьмидесятилетней войны, акт капитуляции голландского гарнизона перед испанской армией, возглавляемой генералом Амброзио Спинолой. Веласкеса интересует не столько драматизм сражения, сколько человеческое достоинство и взаимное уважение побежденных и победителей. При помощи мастерской игры со светом и средствами композиции художник передает многозначность военного триумфа — одновременно и кровопролития, и сложного политического действа, наполненного особым эмоциональным напряжением.

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский живописец, яркий представитель мадридской школы периода золотого века испанской живописи, художник при дворе короля Филиппа IV. В своих картинах Веласкес обращался к разным сюжетам от придворных сцен и военных ситуациях до так называемых «бодегонес» (с исп. букв. «трактир», «дешевая столовая») — изображению бедных людей.

«Сдача Бреды» или «Копья», как ее еще называют (из-за обилия копий в руках испанских солдат), — одна из самых известных исторических картин Веласкеса, выполненная в 1634–1635 годах по заказу короля Филиппа IV для украшения дворца Буэн-Ретиро в Мадриде, а именно для тронного зала. Полотно представляет собой глубокое размышление о природе войны и чести. Веласкес для работы отправился в Италию, где и написал произведение о периоде так называемой Восьмидесятилетней войны (1568–1648 годы), вдохновившись цветами местности и искусством Ренессанса. Художник сосредотачивает особое внимание а моменте передачи ключей от города генералу Спиноле 5 июня 1625 года. Фигура испанского командира изображена в положении господина, но в то же время он проявляет уважение, принимая ключи из рук нидерландского губернатора Юстина Нассауского, который держится с гордостью, несмотря на поражение. Амброзио Спинола по-отцовски, как покровитель, кладет правую руку на плечо командира, как бы завершая конфликт и еще раз провозглашая поражение соперников.

В композиции чувствуется баланс между двумя сторонами конфликта. Веласкес избегает чрезмерной драматизации и крови, уделяя внимание деталям формы и поз — шлемам, мечам, штандартам и одежде. Лицо и поза каждого героя передают характер и внутреннее состояние, превращая исторический эпизод в сложную сцену человеческих отношений. Свет мягко акцентирует главных персонажей, погружая задний план в легкую дымку, что усиливает ощущение глубины и масштабности.

Картина не только прославляет победу Испании, но и несет идею благородства и гуманизма, редко встречающегося в военной живописи того времени. Веласкес показывает, что даже в условиях войны возможно взаимное уважение и сохранение человеческого достоинства — мысль, актуальная и сегодня. «Сдача Бреды» остается примером того, как искусство способно не только отражать историю, но и переосмысливать ее.


Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more