№FL 86370002
FILIPPO LIPPI
pro.hsedesign.ru

Портрет, приписываемый Филиппо Липпи  — одно из ранних свидетельств ренессансного интереса к индивидуальности и эстетике женской красоты в Италии. «Портрет девушки в профиль» сочетает черты готического идеала и новой гуманистической чувствительности: сдержанный профиль, стилизованный жест, глубина живописного «картина», присутствие архитектурного фона. Образ женщины превращен в икону добродетели, статуса и гармонии — но внутри этой застывшей тишины, в которой пребывает женщина, звучит зов времени, начинающего смотреть на личность, а личность при этом размышляет о себе.

Филиппо Липпи, флорентийский художник и монах, был учеником Мазаччо и наставником Боттичелли. Его «Портрет девушки в профиль» (возможно, изображает Лукрецию Бутти, возлюбленную художника) — один из первых примеров итальянского парадного женского портрета, отражающего переход от средневековой условности к ренессансной индивидуализации. Точная дата неизвестна, но работа, вероятно, выполнена около 1445 года, в период зрелого кватроченто.

Девушка изображена в идеализированном профильном ракурсе — в соответствии с традицией античных медалей и эстетикой придворной культуры. Высокий лоб, тонкая линия носа, благородный постав длинной шеи — все подчеркивает не реальный портрет, а воплощенный идеал добродетели, красоты и чистоты. Пастельные тона кожи, уходящие в белизну, замысловатая прическа с лентой жемчугов, полупрозрачная фата, зеленое платье с широкими рукавами и жест руки к груди создают символический образ целомудрия, скромности и тихого богатства.

Фоном становится окно с подоконником, за которым простирается почти эфемерный пейзаж с сизыми деревьями в дымке и безмятежной водной гладью. Именно пейзаж добавляет глубину и пространственность в композиции — ранние приемы перспективы. Глубина окна символизирует глубину души. Отражение архитектуры эпохи Ренессанса делает фигуру частью мироустройство и героиней исторического контекста.

Работа Липпи лежит на стыке традиций: она сохраняет иконографический профиль, но насыщена телесностью, чувственным вниманием к деталям, спокойным ритмом плавных линий. Это женский образ, еще не наделенный психологической индивидуальностью, но уже говорящий о ней. В нем присутствует предвосхищение портретного жанра будущих десятилетий.


Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more