№HB 27090002
HANS BALDUNG
pro.hsedesign.ru

Портрет мужчины

5

«Портрет мужчины» немецкого живописца Ханса Бальдунга, написанный в 1514 году, — выразительное свидетельство верхнегерманской ренессансной школы живописи. Бальдунг с вниманием к деталям фиксирует тяжелый меховой ворот, украшенные цепи и медали, но самое главное — живой, проницательный взгляд и усталое, размышляющее лицо. Этот портрет пронизан светом, который тоноко моделирует черты, пытаясь рассказать о натурщике чуть больше. Шире — портрет вскрывает характер, тревогу времени, сложность человеческой натуры своего времени.

Ханс Бальдунг (также известный как Ханс Грин из-за его приверженности к зеленым оттенкам) — живописец, график, один из наиболее ярких представителей верхнегерманской школы, одаренный ученик Альбрехта Дюрера, носитель традиций немецкого Ренессанса и маньеризма. Портреты Бальдунга хоть и не так глубоко заглядывают внутрь портретируемого натурщика, как часто бывает в произведениях Дюрера, но усиливают образ человека ярким фоном, контрастными украшениями и одеждами, а также светотенью. Один из таких показательных примеров — «Портрет мужчины», выполненный маслом на деревянной панели в 1514 году.

На темно-синем фоне выступает грудной портрет мужчины, вероятно зажиточного дворянина из Швабии, с длинной седой бородой и тщательно уложенными волнистыми волосами. Его одежда свидетельствует о статусе: роскошный плащ с меховой оторочкой, сложные золотые цепи с медальонами, богатая рубаха с черной шнуровкой.

Бальдунг уделяет особое внимание фактуре: мех кажется почти ощутимым, волосы тщательно прорисованы с каждым завитком, золото цепей блестит, но не нарушает сдержанности общего колорита. Этот реализм — не просто техническая демонстрация мастерства. Он служит раскрытию характера. Мужчина представлен не идеализированным героем, а внимательным, вдумчивым, даже немного тревожным человеком. Его взгляд направлен в сторону, словно он застигнут в раздумьях или оценивает кого-то вне поля зрения.

Ханс Бальдунг, ученик Дюрера, унаследовал и развил северный интерес к психологической глубине портрета. В этой работе заметно влияние Дюреровской светотени и внимательной проработки деталей. Но в отличие от Дюрера, Бальдунг вносит легкий драматизм: свет слегка холодный, оттеняющий суровость черт. Седая борода подчеркивает возраст и житейский опыт, но и уязвимость перед временем.

Важные атрибуты в портрете — пара медальонов на одеянии мужчины. Один медальон изображает Мадонну с Младенцем — это символ исключительно дворянского ордена Лебедя, основанного Фридрихом II. На втором медальоне — сокол с рыбой, что отсылает к орденам рыцарей «Сокол» и «Рыба». Эти ценности повествуют о высоком статусе мужчины.

В портрете соединяются социальный статус и индивидуальная человечность. Это не просто меценат или купец, облаченный в роскошь — это лицо эпохи Реформации, когда тревога о вере, власти и будущем проникала даже в самые респектабельные интерьеры. «Портрет мужчины» Бальдунга становится не только запечатленным образом, но и отражением духовного состояния немецкого общества начала XVI века.


Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more