Почему выбор музыки для эпик сцен так важен? on HSE Design
Original size 1140x1600

Почему выбор музыки для эпик сцен так важен?

8
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

РУБРИКАТОР КОНЦЕПЦИЯ БЛОК ОРКЕСТРОВОЙ МУЗЫКИ I II МУЗЫКА С СОЧЕТАНИЕМ ЖАНРОВ I II ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КОНЦЕПЦИЯ

Игровое и не игровое кино требует звука. Редки случаи, когда дорожка отсутствует вовсе, так как даже тишина — это своего рода музыкальная композиция, и ее грамотное использование раскрывает и дорабатывает произведение. Как правило, ни один фильм по структуре не обходится без эмоционально сильного/чувствительного момента. Он может быть как положительным, так и отрицательным, отражать радость встречи с любимым, крах неисполнимой мечты или смерть близких.

Следовательно, задача композиторов заключается в грамотном сопоставлении звучания и типа инструмента и визуальной составляющей, чтобы максимально четко и насыщенно передать момент зрителю. Музыкальные сопровождения к работам — огромный и сложный процесс, в котором вся команда трудится не покладая рук.

Каждый аранжировщик использует исключительно свои сочетания звуков и методы построения партий в треках. Именно поэтому нередок случай, когда к произведениям, сюжет которых разворачивается в средневековье, саундтреки переполнены расстроенными, атональными бас-гитарами и синтезаторами.

Существует множество инструментов, подходящих для использования в саундтреках с целью передать разрушительность и эпичность момента. Как правило, присутствует четкое разделение особенностей звучания в зависимости от специальной направленности: 1) Композиторы, использующие в своих треках исключительно оркестровые инструменты 2) Аранжировщики, включающие электрогитары, барабаны и другие элементы музыки, написанной в любой DAW (используют плагины, синтезаторы и т. д.), — все отличное от оркестровых инструментов, но иногда, с их включением в трек. Рождается андерграундный звук, появляются новые варианты композиций, трек становится заметно сложнее по гармонии.

Подавляющее большинство композиторов склоняется по звучанию к более высоким партиям, располагающимся в скрипичном ключе. В случае аранжировщиков, мелодические, гармонические и/или ритмические партии электрогитар, синтезаторов и барабанов могут варьироваться в плане звуковысотности: они могут быть написаны как в скрипичном ключе (более высокие звуки), так и в басовом ключе (звуки более низкие, гудящие).

Помимо инструментов, популярно еще и вокальное сопровождение. Удивительно, но порой оно настолько грамотно вписано в композицию, что заметить во время первого прослушивания его довольно сложно. Существуют и альбомы, построенные целиком на каком-либо жанре (рок, например).

Эта история исключительна, поскольку существует не так много композиций/альбомов по произведениям, созданных с нуля, написанных специально для видеодорожки (Metal Family). Возможно, выбор большего количества инструментов по разному звучанию и манере игры объясняется итоговой красочной, наполненной звукопередачей и раскрытием ее с помощью различных приемов, не зависимых от изначальных свойств выбранного инструмента.

Выбор доминантного инструмента, да и инструментов на трек в целом, полностью зависит от сюжета картины, ее настроения и композитора. Даже дата выпуска и аудитория не всегда может повлиять на это.

БЛОК ОРКЕСТРОВОЙ МУЗЫКИ

Зачастую сложно заметить тенденцию выбора инструмента, поскольку здесь важными факторами являются как амплуа композитора, так и сюжет самого произведения. Некоторые феномены в решениях задач по выбору инструмента на трек можно обнаружить только у конкретного автора.

I

Студия Гибли, выпускающая фильмы с 1984 года, сохраняла тенденцию и любовь к выбору фортепиано или скрипки на главную роль в треке на протяжении всей своей фильмографии.

Начиная с Навсекаи в Долине ветров, где на протяжении всего альбома, включая и треки для эпических моментов, поддерживается вокал вместе с синтезатором, тем самым создавая атмосферу некой магии, приравнивая диких и опасных существ к человеку (где-то дополняет композицию и пианино, например, «Nausicaä Requiem»), заканчивая, соответственно, последним выпущенным студией фильмом («Мальчик и птица»), где так же не обходится без стандартного набора Джое Хисаши.

«A Feather in the Dusk» звучит на базе спокойной партии фортепиано, к которой отрывисто то здесь, то там, перемещаясь в пространстве, добавляется скрипка, духовые инструменты (фагот) и иные смычковые инструменты.

Loading...
Loading...

Джое Хисаши выступает аранжировщиком и автором почти всех композиций, написанных для произведений Гибли, следовательно, неудивительно, что во всех фильмах, к которым он приложил руку, набор инструментов был схож. В основном в качестве главного, солирующего инструмента в треке, предназначенном для использования в эпические моменты, выбирали один из перечисленных оркестровых: скрипку («Ходячий замок», «Принцесса Мононоке»), фортепиано («Унесенные призраками» («One Summers Day»), иногда трубу («Небесный замок лапута» («Robot Soldier’s Resurrection Rescue»)), а где-то — тишину (Все фильмы).

Несмотря на классичность инструментов, Джое Хисаши не уходит в совсем андеграудный звук и реализовывает свои идеи в его уникальной манере, используя, казалось бы, базовые, привычные инструменты, чего довольно-таки сложно добиться: для описания или создания дорожки к магическим фильмам (подавляющее большинство фильмов Гибли) композитор совмещает инструменты, чередует их, не скупится на вариации, движущие композицию вперед, развивающие ее. Где-то он оперирует переходами от одного доминанта к другому («Ходячий Замок Хаула»), а где-то — стабильностью в куплетах и переменами только между ними («Небесный замок лапута»).

Стоит отметить, что сюжет произведения не так сильно затрагивает выбор инструмента конкретно в этом случае. Композитор умело использует и соединяет, сочетает партии, подбирая звук по схожему принципу, по настроению, как, например, к фильмам про войну, где важно передать в музыке переживания героев («Мальчик и Птица»), они показываются и с помощью скрипки и клавишных, так и для передачи повседневности, где музыка разгоняет материю времени и скрашивает время просмотра обыденности («Ведьмина служба доставки»).

II

Не менее интересны работы Рамина Джавади, который писал музыку к Игре Престолов с 2011 по 2019 годы. Его начальный саундтрек произвел фурор своим мастерским сочетанием скрипки в главной теме опенинга и оркестровыми инструментами второго плана. Этот качественный микс отлично передавал атмосферу дикого средневековья.

Основу почти каждого трека составляют смычковые: скрипка, альт или виолончель («The main theme»). Здесь выбор инструментов вполне оправдан временем действия, эпохой сериала, быстротечностью событий и самими героями, их поведенческими особенностями, привычками («A Lannister Always Pays His Debts»). В центральной теме третьей арки сериала, в которой потрясением для зрителя является кровавый геноцид, для обозначения безнадежности композитор начинает с давящей, напрягающей тишины. Чтобы подготовить зрителя, после чего аккуратно, постепенно вступает виолончель, будучи основным инструментом композиции. Ее скрипящий, грубоватый звук дополняет весь ужас, происходящий на экране.

Loading...
Loading...

Конечно, не только бои и убийства составляют эпическую коллекцию Игры Престолов. Шестая арка заканчивается треком «The winds of winter», когда наступает переломный момент в сериале, в котором судьбы персонажей скрещивают, перемешивают для следующего раунда. Рамин Джавади использует в треке вокал на «местном вымершем» для сериала языке — высоком валерийском. Таким образом, структурные части композиции сочетаются с ударными инструментами.

Loading...

Присутствуют различные типы певческих голосов, тембры: от сопрано до альта. Впоследствии получается неочевидное, но, в то же время, гармоничное взаимодействие людских голосов друг с другом, вновь напоминающее зрителям о жестокости и отражающее временной отрезок, обозначенный в сериале.

МУЗЫКА С СОЧЕТАНИЕМ ЖАНРОВ

I

Произведений, смешивающих классику и рок, существует достаточно много. Здесь так же играет роль творец, взявшийся за музыку. От этого и будет выстраиваться центральная тема и эпические моменты в особенности.

Произведением, в котором сочетания оркестровых элементов, электроники и рок-партий видно достаточно ярко, является «Евангелион», композитором которого выступил Широ Сагису. Эта картина объединяет в себе эмоционально переменчивые мелодии, меняющиеся на протяжении всего трека и специфичный выбор партий для передачи того или иного ощущения. Струнные инструменты здесь — исключительно расстроенные, что добавляет утопичности, беспорядка, путает слушателя, поскольку, наблюдая за яркой картинкой в фильме, типичной для аниме 90-х, звук явно не несет в себе ничего радостного и милого.

Loading...

Перед Широ Сагису стояла достаточно специфичная задача, ведь «Евангелион» — произведение, сочетающее в себе для тех лет далекие технологии, повседневность и войну со страшными небесными силами. Сложные эмоции здесь показаны разницей в звучаниях партий, быстрой сменой доминирующего инструмента, скоростью ритма.

Loading...

В моменты ожидания атаки мы слышим скрипки, которые перебивают контрабасы и альты, после чего вступают духовые с электрогитарой. Достаточно сложные, многослойные партии одновременно образуют собой грязную гармонию. Томительное ожидание в переломный момент сюжета показано клавишными, на высоких октавах, звучащих очень контрастно и высоко, истерично, что заставляет захотеть спрятаться, закрыть уши руками. После следует партия скрипки с барабанами и трубами.

Loading...

Поскольку произведение имеет нерадостный конец, запутанный и специфичный сюжет, упор музыки здесь никак не может быть направлен на радостную и добрую повседневность в мажоре. Этим можно объяснить, почему большая часть партий треков из «Евангелиона» Широ Сагису написал с бемолями.

II

«Евангелион» — не единственное произведение, отражающее четкий баланс между оркестром и рок-сопровождением. «Атака Титанов», композитором которой выступал Хироюки Савано, на протяжении всей экранизации так же великолепно держит планку грамотно составленного музыкального сопровождения, особенно треков для эпических моментов. Причем альбом сочетает в себе не только рок-композиции, но и исключительно оркестровые части в определенных моментах, либо же оркестр с роковой составляющей. Градацию и баланс можно пронаблюдать в трех треках. На протяжении всего сериала треки перемешивались по звучанию, хотя использованы были идентичные инструменты.

Для передачи ужаса наступающего, некой незнакомой могучей силы, изначально использовали композицию «ətˈæk 0N tάɪtn»: здесь и виолончели символизируют некий ужас c затишьем, и тенорный вокал, а также барабаны, задающие ритм. К середине трека вступают ударные с тарелками, электрогитарами и трубой. После чего следует основная тенорная распевка, а потом и партия певицы. Вся эта эмоционально-контрастная композиция чувствуется, ощущается тяжелой, гнетущей, все из-за четко подобранных аккордных сочетаний и последовательностей для каждого инструмента.

Loading...

Композиция «YouSeeBigGirl» буквально по своей градации внутри является неким «рассказом» для эпических сцен. В нем есть и момент «разгона» музыки (скрипка+ вокал+ духовые), после чего следует неожиданный переход в основную часть с мощными вокализами, в сопровождении электронных «эффектов». По сути, трек «YouSeeBigGirl» олицетворяет перемены, откровения и силу персонажей. Для этого композитор акцентируется на контрастах: партия певицы (в альте) сочетается с барабанами, низким дополняющим тенорным вокалом и подобранной доминантному вокалу по октаве скрипкой.

Loading...

Иная композиция, тоже передающая глобальные изменения, силу персонажей, либо ужас от происходящего, именуется «Vogel im Käfig». Это уже классический оркестр с вокалом и немецкой лирикой. Аналогично имеется распевка и в соло выступает скрипка. В предкульминационный момент, после первой вокальной партии, следует комбинация вокалистки, хора и барабанов, оттеняющих высокие ноты. Самый яркий момент берет на себя скрипка с той же поддержкой хора и барабанов. Такая замена голоса на инструмент дополняется более ярким и отрывистым звучанием скрипки.

Loading...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема с выбором инструмента на главную позицию на самом деле довольно обширна, так как выбор всегда будет зависеть от композитора и его взгляда на акустику и передачу эмоций. Благодаря разнообразности и современным технологиям, мы, в настоящее время, можем узреть множество вариаций партий для передачи эпических моментов. От заглушающей тишины, до нахлестывающих, накрывающих огромной волной звуковых смесей, среди которых могут быть и оригинальные варианты сочетаний, к которым обычно мы не привыкли.

Для уникальности и специфичности разбора большинство моих примеров — японские, так как мне ближе и интереснее изучать было феномен именно не самого близкого и типичного сочетания для слуха композиций. Японская музыка обладает уникальными ладовыми системами, строениями, что, поначалу, звучит непривычно даже в гамме. Рамин Джавади отлично дополняет и закрывает своей музыкой потребность в описании европейско-американского рынка.

Доминирующий инструмент — всегда важная часть в треке. Его выбор будет влиять также и на восприятие персонажа зрителем с экрана. Нетипично же написанная партия для тяжелого эмоционального момента поспособствует еще большему погружению зрителя в произведение, раскроет его с иной стороны, ведь визуальная составляющая и музыка в кинематографе неразделимы.

Bibliography
Show
1.

ITunes

2.

Soundcloud

3.

Youtube

4.

«Принцесса Мононоке»

5.

«Мой сосед Тоторо»

6.

«Ведьмина служба доставки»

7.

«Небесный замок Лапута»

8.

«Мальчик и Птица»

9.

«Навсикая из долины ветров»

10.

«Ходячий замок»

11.

«Унесенные призраками»

12.

«Игра престолов»

13.

«Евангелион»

14.

«Атака Титанов»

Почему выбор музыки для эпик сцен так важен?
8
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more