
РУБРИКАТОР КОНЦЕПЦИЯ БЛОК ОРКЕСТРОВОЙ МУЗЫКИ I II МУЗЫКА С СОЧЕТАНИЕМ ЖАНРОВ I II ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОНЦЕПЦИЯ
Игровое и не игровое кино требует звука. Редки случаи, когда дорожка отсутствует вовсе, так как даже тишина — это своего рода музыкальная композиция, и ее грамотное использование раскрывает и дорабатывает произведение. Как правило, ни один фильм по структуре не обходится без эмоционально сильного/чувствительного момента. Он может быть как положительным, так и отрицательным, отражать радость встречи с любимым, крах неисполнимой мечты или смерть близких.
Следовательно, задача композиторов заключается в грамотном сопоставлении звучания и типа инструмента и визуальной составляющей, чтобы максимально четко и насыщенно передать момент зрителю. Музыкальные сопровождения к работам — огромный и сложный процесс, в котором вся команда трудится не покладая рук.
Каждый аранжировщик использует исключительно свои сочетания звуков и методы построения партий в треках. Именно поэтому нередок случай, когда к произведениям, сюжет которых разворачивается в средневековье, саундтреки переполнены расстроенными, атональными бас-гитарами и синтезаторами.
Существует множество инструментов, подходящих для использования в саундтреках с целью передать разрушительность и эпичность момента. Как правило, присутствует четкое разделение особенностей звучания в зависимости от специальной направленности: 1) Композиторы, использующие в своих треках исключительно оркестровые инструменты 2) Аранжировщики, включающие электрогитары, барабаны и другие элементы музыки, написанной в любой DAW (используют плагины, синтезаторы и т. д.), — все отличное от оркестровых инструментов, но иногда, с их включением в трек. Рождается андерграундный звук, появляются новые варианты композиций, трек становится заметно сложнее по гармонии.
Подавляющее большинство композиторов склоняется по звучанию к более высоким партиям, располагающимся в скрипичном ключе. В случае аранжировщиков, мелодические, гармонические и/или ритмические партии электрогитар, синтезаторов и барабанов могут варьироваться в плане звуковысотности: они могут быть написаны как в скрипичном ключе (более высокие звуки), так и в басовом ключе (звуки более низкие, гудящие).
Помимо инструментов, популярно еще и вокальное сопровождение. Удивительно, но порой оно настолько грамотно вписано в композицию, что заметить во время первого прослушивания его довольно сложно. Существуют и альбомы, построенные целиком на каком-либо жанре (рок, например).
Эта история исключительна, поскольку существует не так много композиций/альбомов по произведениям, созданных с нуля, написанных специально для видеодорожки (Metal Family). Возможно, выбор большего количества инструментов по разному звучанию и манере игры объясняется итоговой красочной, наполненной звукопередачей и раскрытием ее с помощью различных приемов, не зависимых от изначальных свойств выбранного инструмента.
Выбор доминантного инструмента, да и инструментов на трек в целом, полностью зависит от сюжета картины, ее настроения и композитора. Даже дата выпуска и аудитория не всегда может повлиять на это.
БЛОК ОРКЕСТРОВОЙ МУЗЫКИ
Зачастую сложно заметить тенденцию выбора инструмента, поскольку здесь важными факторами являются как амплуа композитора, так и сюжет самого произведения. Некоторые феномены в решениях задач по выбору инструмента на трек можно обнаружить только у конкретного автора.
I
Студия Гибли, выпускающая фильмы с 1984 года, сохраняла тенденцию и любовь к выбору фортепиано или скрипки на главную роль в треке на протяжении всей своей фильмографии.
Начиная с Навсекаи в Долине ветров, где на протяжении всего альбома, включая и треки для эпических моментов, поддерживается вокал вместе с синтезатором, тем самым создавая атмосферу некой магии, приравнивая диких и опасных существ к человеку (где-то дополняет композицию и пианино, например, «Nausicaä Requiem»), заканчивая, соответственно, последним выпущенным студией фильмом («Мальчик и птица»), где так же не обходится без стандартного набора Джое Хисаши.
«A Feather in the Dusk» звучит на базе спокойной партии фортепиано, к которой отрывисто то здесь, то там, перемещаясь в пространстве, добавляется скрипка, духовые инструменты (фагот) и иные смычковые инструменты.
Джое Хисаши выступает аранжировщиком и автором почти всех композиций, написанных для произведений Гибли, следовательно, неудивительно, что во всех фильмах, к которым он приложил руку, набор инструментов был схож. В основном в качестве главного, солирующего инструмента в треке, предназначенном для использования в эпические моменты, выбирали один из перечисленных оркестровых: скрипку («Ходячий замок», «Принцесса Мононоке»), фортепиано («Унесенные призраками» («One Summers Day»), иногда трубу («Небесный замок лапута» («Robot Soldier’s Resurrection Rescue»)), а где-то — тишину (Все фильмы).
Несмотря на классичность инструментов, Джое Хисаши не уходит в совсем андеграудный звук и реализовывает свои идеи в его уникальной манере, используя, казалось бы, базовые, привычные инструменты, чего довольно-таки сложно добиться: для описания или создания дорожки к магическим фильмам (подавляющее большинство фильмов Гибли) композитор совмещает инструменты, чередует их, не скупится на вариации, движущие композицию вперед, развивающие ее. Где-то он оперирует переходами от одного доминанта к другому («Ходячий Замок Хаула»), а где-то — стабильностью в куплетах и переменами только между ними («Небесный замок лапута»).
Стоит отметить, что сюжет произведения не так сильно затрагивает выбор инструмента конкретно в этом случае. Композитор умело использует и соединяет, сочетает партии, подбирая звук по схожему принципу, по настроению, как, например, к фильмам про войну, где важно передать в музыке переживания героев («Мальчик и Птица»), они показываются и с помощью скрипки и клавишных, так и для передачи повседневности, где музыка разгоняет материю времени и скрашивает время просмотра обыденности («Ведьмина служба доставки»).
II
Не менее интересны работы Рамина Джавади, который писал музыку к Игре Престолов с 2011 по 2019 годы. Его начальный саундтрек произвел фурор своим мастерским сочетанием скрипки в главной теме опенинга и оркестровыми инструментами второго плана. Этот качественный микс отлично передавал атмосферу дикого средневековья.
Основу почти каждого трека составляют смычковые: скрипка, альт или виолончель («The main theme»). Здесь выбор инструментов вполне оправдан временем действия, эпохой сериала, быстротечностью событий и самими героями, их поведенческими особенностями, привычками («A Lannister Always Pays His Debts»). В центральной теме третьей арки сериала, в которой потрясением для зрителя является кровавый геноцид, для обозначения безнадежности композитор начинает с давящей, напрягающей тишины. Чтобы подготовить зрителя, после чего аккуратно, постепенно вступает виолончель, будучи основным инструментом композиции. Ее скрипящий, грубоватый звук дополняет весь ужас, происходящий на экране.
Конечно, не только бои и убийства составляют эпическую коллекцию Игры Престолов. Шестая арка заканчивается треком «The winds of winter», когда наступает переломный момент в сериале, в котором судьбы персонажей скрещивают, перемешивают для следующего раунда. Рамин Джавади использует в треке вокал на «местном вымершем» для сериала языке — высоком валерийском. Таким образом, структурные части композиции сочетаются с ударными инструментами.
Присутствуют различные типы певческих голосов, тембры: от сопрано до альта. Впоследствии получается неочевидное, но, в то же время, гармоничное взаимодействие людских голосов друг с другом, вновь напоминающее зрителям о жестокости и отражающее временной отрезок, обозначенный в сериале.
МУЗЫКА С СОЧЕТАНИЕМ ЖАНРОВ
I
Произведений, смешивающих классику и рок, существует достаточно много. Здесь так же играет роль творец, взявшийся за музыку. От этого и будет выстраиваться центральная тема и эпические моменты в особенности.
Произведением, в котором сочетания оркестровых элементов, электроники и рок-партий видно достаточно ярко, является «Евангелион», композитором которого выступил Широ Сагису. Эта картина объединяет в себе эмоционально переменчивые мелодии, меняющиеся на протяжении всего трека и специфичный выбор партий для передачи того или иного ощущения. Струнные инструменты здесь — исключительно расстроенные, что добавляет утопичности, беспорядка, путает слушателя, поскольку, наблюдая за яркой картинкой в фильме, типичной для аниме 90-х, звук явно не несет в себе ничего радостного и милого.
Перед Широ Сагису стояла достаточно специфичная задача, ведь «Евангелион» — произведение, сочетающее в себе для тех лет далекие технологии, повседневность и войну со страшными небесными силами. Сложные эмоции здесь показаны разницей в звучаниях партий, быстрой сменой доминирующего инструмента, скоростью ритма.
В моменты ожидания атаки мы слышим скрипки, которые перебивают контрабасы и альты, после чего вступают духовые с электрогитарой. Достаточно сложные, многослойные партии одновременно образуют собой грязную гармонию. Томительное ожидание в переломный момент сюжета показано клавишными, на высоких октавах, звучащих очень контрастно и высоко, истерично, что заставляет захотеть спрятаться, закрыть уши руками. После следует партия скрипки с барабанами и трубами.
Поскольку произведение имеет нерадостный конец, запутанный и специфичный сюжет, упор музыки здесь никак не может быть направлен на радостную и добрую повседневность в мажоре. Этим можно объяснить, почему большая часть партий треков из «Евангелиона» Широ Сагису написал с бемолями.
II
«Евангелион» — не единственное произведение, отражающее четкий баланс между оркестром и рок-сопровождением. «Атака Титанов», композитором которой выступал Хироюки Савано, на протяжении всей экранизации так же великолепно держит планку грамотно составленного музыкального сопровождения, особенно треков для эпических моментов. Причем альбом сочетает в себе не только рок-композиции, но и исключительно оркестровые части в определенных моментах, либо же оркестр с роковой составляющей. Градацию и баланс можно пронаблюдать в трех треках. На протяжении всего сериала треки перемешивались по звучанию, хотя использованы были идентичные инструменты.
Для передачи ужаса наступающего, некой незнакомой могучей силы, изначально использовали композицию «ətˈæk 0N tάɪtn»: здесь и виолончели символизируют некий ужас c затишьем, и тенорный вокал, а также барабаны, задающие ритм. К середине трека вступают ударные с тарелками, электрогитарами и трубой. После чего следует основная тенорная распевка, а потом и партия певицы. Вся эта эмоционально-контрастная композиция чувствуется, ощущается тяжелой, гнетущей, все из-за четко подобранных аккордных сочетаний и последовательностей для каждого инструмента.
Композиция «YouSeeBigGirl» буквально по своей градации внутри является неким «рассказом» для эпических сцен. В нем есть и момент «разгона» музыки (скрипка+ вокал+ духовые), после чего следует неожиданный переход в основную часть с мощными вокализами, в сопровождении электронных «эффектов». По сути, трек «YouSeeBigGirl» олицетворяет перемены, откровения и силу персонажей. Для этого композитор акцентируется на контрастах: партия певицы (в альте) сочетается с барабанами, низким дополняющим тенорным вокалом и подобранной доминантному вокалу по октаве скрипкой.
Иная композиция, тоже передающая глобальные изменения, силу персонажей, либо ужас от происходящего, именуется «Vogel im Käfig». Это уже классический оркестр с вокалом и немецкой лирикой. Аналогично имеется распевка и в соло выступает скрипка. В предкульминационный момент, после первой вокальной партии, следует комбинация вокалистки, хора и барабанов, оттеняющих высокие ноты. Самый яркий момент берет на себя скрипка с той же поддержкой хора и барабанов. Такая замена голоса на инструмент дополняется более ярким и отрывистым звучанием скрипки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема с выбором инструмента на главную позицию на самом деле довольно обширна, так как выбор всегда будет зависеть от композитора и его взгляда на акустику и передачу эмоций. Благодаря разнообразности и современным технологиям, мы, в настоящее время, можем узреть множество вариаций партий для передачи эпических моментов. От заглушающей тишины, до нахлестывающих, накрывающих огромной волной звуковых смесей, среди которых могут быть и оригинальные варианты сочетаний, к которым обычно мы не привыкли.
Для уникальности и специфичности разбора большинство моих примеров — японские, так как мне ближе и интереснее изучать было феномен именно не самого близкого и типичного сочетания для слуха композиций. Японская музыка обладает уникальными ладовыми системами, строениями, что, поначалу, звучит непривычно даже в гамме. Рамин Джавади отлично дополняет и закрывает своей музыкой потребность в описании европейско-американского рынка.
Доминирующий инструмент — всегда важная часть в треке. Его выбор будет влиять также и на восприятие персонажа зрителем с экрана. Нетипично же написанная партия для тяжелого эмоционального момента поспособствует еще большему погружению зрителя в произведение, раскроет его с иной стороны, ведь визуальная составляющая и музыка в кинематографе неразделимы.
ITunes
Soundcloud
Youtube
«Принцесса Мононоке»
«Мой сосед Тоторо»
«Ведьмина служба доставки»
«Небесный замок Лапута»
«Мальчик и Птица»
«Навсикая из долины ветров»
«Ходячий замок»
«Унесенные призраками»
«Игра престолов»
«Евангелион»
«Атака Титанов»