
До этого момента рассматривались исключительно текстовые развороты, а выразительность композиции достигалась средствами типографики. Однако в большинстве современных изданий изображения являются неотъемлемой частью визуального ряда и нередко играют столь же значимую, а подчас и ведущую роль в структуре и подаче материала. В данной лекции рассматриваются основные принципы вёрстки изображений, их типология, а также освещаются ключевые технические аспекты, которые необходимо учитывать при их размещении в макете.

Вёрстка иллюстраций может быть условно разделена на три основных типа: в открытую, в разрез и в оборку.


При открытой верстке рисунок поставлен к краю полосы — к двум или трем полям страницы.
При открытой вёрстке рисунок должен иметь, как правило, четкую прямоугольную форму, иначе он будет нарушать прямоугольник полосы, создавая в ней выбоины.


При вёрстке в разрез рисунок помещается среди текста, двумя или одной своей стороной к боковым полям, разрывая собой полосу набора.
При вёрстке в оборку иллюстрация также помещается среди текста, касаясь только одной своей стороной бокового поля, но при этом не разрывает полосу набора.
Подрисуночная подпись — это текст под иллюстрацией, который раскрывает её тематическое содержание, поясняет изображение или сообщает об источнике.
Этот элемент может располагаться как внутри полосы набора, так и в пределах зеркала. Подрисуночная подпись может находиться непосредственно под изображением или выноситься в отдельный блок вместе с другими подписями, формируя тем самым самостоятельный элемент композиции.
При вёрстке иллюстраций непрямоугольной формы следует следить за прямоугольником текста, не допуская выбоин по углам.


Иллюстрации не следует рассматривать лишь как формальный или вспомогательный элемент оформления. Напротив, их характер и эстетические качества во многом определяют общее впечатление от издания, влияя на его художественную целостность и выразительность. В связи с этим при выполнении учебных заданий рекомендуется подбирать иллюстративный материал, обладающий стилистическим единством и высокой визуальной выразительностью.