
С незапамятных времен люди поднимали свои глаза к небу. Они следили за сменой дня и ночи, пытались по длительности светового дня отследить закономерность в сменяемости времен года, наблюдали за фазами луны, чтобы посадить урожай, ориентировались по звездам и пытались прочесть в них знаки судьбы. Небо всегда присутствовало в жизни человека и, как это ни странно, оно всегда находило свое отражение в искусстве.
В религиозном сознании небо занимает особое место. Оно означает не только небесный свод, где располагаются Солнце, Луна, звезды и другие светила, но и мир духовный, незримый для человека. В Христианстве небо играет особенно важную роль, ведь Бог создал его и свет, то есть Солнце, в первый день, раньше, чем создал Землю. В Библии сказано, что существует три неба. Первое — воздушное, второе, в котором находится Вселенная или космос. Также существует третье небо, в котором обитает Господь. Именно на третьем небе находится Бог после своего воскрешения и туда стремятся праведные души, чтобы провести вечность подле него, в царствии небесном. Там они ожидают того момента, когда будут воссоединены со своими обновленными телами на земле, то-есть воскреснут, чтобы встретиться с богом на небесах.
Однако небо является важным символом не только для Христиан. Авангардисты стремились все пересмотреть и переосмыслить, создать что-то такое, с помощью чего можно было бы постичь новый мир, его законы, которые подчинены только принципам нашего восприятия. Поэтому и небесный купол они понимали по-своему. Так уважаемый в те времена философ Николай Федоров говорил, что ширь русских просторов способствует образованию особого характера и это позволит нам победить космос. И авангардисты хотели его победить, для них это означало возможность вырваться за грани реальности.
Они жили в эпоху, когда пошатнулась Ньютоно-Картезианская модель мира, которая гласила, что все состоит из атомов, которые движутся по определенным неменяющимся законам, что означает, что если понять эти законы, можно просчитать бушующее. Поэтому художники-авангардисты придумывали новые символы, вместо символов классической культуры, в которой, например, Солнце есть Бог. Художники стремились создать современную Вселенную, в которой каждое их творческое высказывание и есть новый мир.
В этом визуальном исследовании приведено сравнение двух, копалось бы совершенно не похожих друг на друга мировоззрений, с помощью сопоставление изображения неба древними иконописцами и авангардистами.В этом визуальном исследовании приведено сравнение двух, копалось бы совершенно не похожих друг на друга мировоззрений, с помощью сопоставление изображения неба древними иконописцами и авангардистами.
Солнце, луна и звезды
В восточно христианском искусстве солнце является олицетворением Бога и широко используется. Авангардисты также прибегали к его изображению на картинах с религиозным сюжетом и не только.
На этой картине Марка Шагала присутствует антропоморфное солнце. Этот элемент широко распространен в иконописи. С помощью этого простого знака изображается присутствие Бога.
Нередко на иконах встречается одновременное изображение луны и солнца. Это символизирует рай или вечное спасение.
Звезды и другие небесные тела Бог создал на четвертый день творения. Их изображения в соответствующих сюжетах гармонично сплетены с историей христианства.
Изобразительные приемы
Декоративные полосы присутствуют на всех этих изображения и являются характерным изобразительным элементом, который привлекает внимание зрителя.
На Восточно-Христианских иконах можно часто встретить изображения множества ангелов, которые заполоняют небо. Похожими приемами пользуются авангардисты, умещая на заднем плане множество фигур.
Композиция и логика изображения
В иконописи и духовной традиции радуга означает связь человека и Бога. Однако на этом плакате Д. Моора ее можно расценивать как символ новой светлой жизни.
Красное полотно, которое на иконах зачастую располагается в самом верху, на фоне неба, называется велум и отсылает к античной традиции, в которой подобной тканью занавешивались двери и портики. В иконе этот символ используется для ограничения внутреннего пространства.
Заключение
Таким образом, в восточно христианском и авангардном принципах изображения неба прослеживается яркое сходство. Художники-авангардисты, безусловно, черпали вдохновение в религиозных изображения прошлого. Однако использовали старые, всем известные и понятные знаки и приемы, чтобы говорить об актуальных им проблемах.
Творческий проект
Идея моего творческого проекта состоит в том, что бы совместить космическую тему и стилистику древнерусского лубка и сделать серию иллюстраций.