
Концепция
Первобытная живопись была открыта относительно недавно — это произошло в конце 19 века, когда «испанский археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола во время прогулки со своей девятилетней дочкой Марией случайно наткнулся на пещеру Альтамира"[4]. Саутуола изучил наскальные росписи и «опубликовал результаты своих исследований, в которых датировал наскальные рисунки в Альтамире эпохой палеолита"[4]. Это открытие было настолько удивительным, что первоначально даже подозревали подделку изображений. И действительно, если учитывать примитивность применяемых инструментов, то искусность, с которой созданы росписи, поражает.
Если учитывать примитивность применяемых инструментов, то искусность, с которой созданы росписи, поражает.
На мой взгляд, чем больше времени между нами и каким-либо произведением искусства, тем интереснее это произведение изучать. Ведь жизнь людей тысячи лет назад кардинально отличалась от нашей. И порой искусство — это то немногое, что дает нам возможность поближе узнать, что происходило в те далекие времена, понять, как люди до нас воспринимали окружающий мир. Интерес к первобытной жизни и побудил меня к выбору темы для своего визуального исследования.
Отмечу, что при работе с живописью каменного века стоит помнить: искусство того времени по своей сути отличалось от современного — оно в первую очередь было функциональным. Предполагается, что пещерные росписи использовались для ритуальных обрядов, которые проводились, например, для более успешной охоты. То есть первобытная живопись была тесно переплетена с бытовой жизнью. И именно поэтому изменения, происходившие в этом искусстве, позволяют понять, как развивался человек.

Два оленя в пещере Фон-де-Гом (10-15 тыс. лет до н. э.)
Для своего исследования я отбирала тот визуальный материал, который соответствует моей теме. А именно — изображения с наскальной живописью, созданной в каменном веке (3 млн. лет до н. э. — 10 тыс. лет до н. э.)
Чтобы проанализировать выбранную мной тему, я обращалась к работам Виля Борисовича Мириманова «Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство» (1973) и Эрнста Гомбриха «История искусства» (1998). Первобытное искусство рассматривается и в произведениях других авторов (например, «Начало. Очерки истории первобытного и традиционного искусства» П. А. Куценкова, «Первобытное искусство» Я. Шера, «Утро искусства» А. Окладникова и др.). Я решила остановиться на указанных мной выше работах, так как их авторы были мне уже знакомы, и я могла быть уверена, что предоставленная в книгах информация достоверна. Кроме того, эти произведения помогли ответить именно на интересующие меня вопросы относительно истории первобытного искусства.
Пара рук в пещере Куэва-де-лас-Манос (13-9,5 тыс. лет до н. э)
Я хочу проанализировать, почему эволюционировала первобытная живопись и как это происходило. Для ответа на эти вопросы я буду изучать наскальные росписи в хронологической последовательности — это поможет понять логику изменений, происходивших с течением времени.
1. Палеолит
Первобытная живопись зародилась в верхнем (позднем) палеолите, так как именно в это время благодаря коллективной охоте у человека стали появляться излишки пищи, а вместе с ними — досуг. Важно также отметить, что появление искусства как вида деятельности, не нацеленного на осуществление материальных нужд, «связано с развитием духовных потребностей» [2] и с появлением «общественного человека» [2] — то есть человека, приспособленного к жизни в коллективе.
Появление искусства связано с появлением «общественного человека» — то есть человека, приспособленного к жизни в коллективе.
В развитии наскальной живописи выделяют два цикла: ориньякский (начало — около XXX тысячелетия до н. э.) и солютрео-мадленский (XVIII тысячелетие до н. э.) Я рассмотрю пять основных периодов эволюции пещерного искусства.
Первый из них включает себя рисунки, создававшиеся на протяжении пятнадцати тысячелетий. Это негативные и позитивные изображение рук, первые попытки изобразить животных. «Процарапанные пальцем линии, очерчивающие эти фигуры, — тонкие, неровные и прерывистые. Изображения часто не закончены, детали отсутствуют, пропорции не соблюдены» [2]. По мере развития наскальных росписей «контурная линия прочерченных рисунков постепенно углубляется, а красочная — становится шире и уверенней».
Второй период длится с XVIII по XV тысячелетия до н. э. В живописи постепенно появляется детализация, дополнительные цвета, заметно стремление передать объем.
Зигзагообразные узоры рядом с кистями, точками и гуанако в пещере Куэва-де-лас-Манос (13-9,5 тыс. лет до н. э.)
Своего апогея первобытная живопись достигает в третьем периоде (XII тысячелетние до н. э.). В это время были созданы изображения, поражающие своей натуралистичностью, — в пещерах Руфиньяк, Ньо, Альтамира, Ласко, Ла Мадлен и др. «Об анималистической живописи среднемадленского периода можно было бы сказать, что она достигла самых больших высот развитого реалистического искусства, <…> если бы не отсутствие связи между отдельными предметами.„[2] Фигуры животных хаотично наслаиваются одна на другую. Возможно, эти изображения были использованы для обучения мастерству охоты юношей или для обрядов. „…первобытные охотники считали, что если они сделают изображения своей добычи — да еще и пронзят их копьями и каменными топорами, — реальные животные также подчинятся их власти“ [1]. Однако к концу периода рисунки снова теряют объем.
«Об анималистической живописи среднемадленского периода можно было бы сказать, что она достигла самых больших высот развитого реалистического искусства, <…> если бы не отсутствие связи между отдельными предметами»
В четвертый период стилизация усиливается, однако элементы моделировки все еще прослеживаются.
А уже в пятом периоде искусство словно возвращается к тому, с чего началось. «На стенах пещер появляются беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки» [2].
Таким образом, в развитии палеолитической живописи выявляется «общая тенденция к пластической ясности, известному единообразию, к канонизации отдельных образов и элементов» [2].
Изображения лошадей в пещере Шове (ок. 31 тыс. лет до н. э.)
Изображения лошадей в пещере Шове (ок. 31 тыс. лет до н. э.)
Изображения лошадей в пещере Шове (ок. 31 тыс. лет до н. э.)
Изображения в пещере Ласко (15-18 тыс. лет до н. э.)
Изображения в пещере Ласко (15-18 тыс. лет до н. э.)
Изображения в пещере Ласко (15-18 тыс. лет до н. э.)
Изображения в пещере Ласко (15-18 тыс. лет до н. э.)
Отпечатки рук в пещере Куэва-де-лас-Манос (13-9,5 тыс. лет до н. э.)
Концентрические круги рядом с гуанако в пещере Куэва-де-лас-Манос (13-9,5 тыс. лет до н. э.)
Красная ящерица в пещере Куэва-де-лас-Манос (13-9,5 тыс. лет до н. э.)
Ступни среди человеческих рук в пещере Куэва-де-лас-Манос (13-9,5 тыс. лет до н. э.)
Динамичные черные гуанако в беге в пещере Куэва-де-лас-Манос (13-9,5 тыс. лет до н. э.)
Наскальные рисунки в пещере Нио (11-10 тыс. лет до н. э.)
Потолок пещеры Альтамира, (верхний палеолит)
«Альтамирскую пещеру, находящуюся на севере Испании, в области Кантабрия, иногда называют „Сикстинской капеллой“ доисторического искусства» [3]
Потолок пещеры Альтамира (верхний палеолит)
Бизон в пещере Альтамира (верхний палеолит)
2. Мезолит
В период мезолита оканчивается Ледниковый период, в связи с чем изменяется флора и фауна. Формируются эмиграционные общества, создаются новые виды орудий труда, впервые приручаются животные. Из-за активной смены жительства человеком увеличивается информационный поток, люди обогащаются новым опытом, что отражается и на искусстве. «Большинство росписей теперь наносилось на открытых местах, на скалах, а не в пещерных гротах, как раньше, в эпоху палеолита». [3]
В наскальных росписях человек появляется как главное действующее лицо. Искусство становится основным способом записи и трансляции информации, изображения становятся повествовательными, преобладают многофигурные композиции. Одним из главных сюжетов становится охота. Женские изображения встречаются редко, они «статичны и безжизненны» [2].
Из-за активной смены жительства увеличивается информационный поток, люди обогащаются новым опытом, что отражается и на искусстве.
Ущелье Ла Вальторта (8 тыс. лет до н. э.)
Эволюцию наскальной живописи мезолита можно разделить на четыре периода: 1. «Натуралистические изображения с правильными пропорциями 2. Фигура, чрезмерно суженная в талии, голова круглая, верхняя часть тела образует треугольник, руки тонкие, ноги мощные и длинные 3. Голова изображается в профиль, торс суженный и укороченный, ноги неестественно больших размеров 4. Вся фигура и конечности изображаются единообразными тонкими линиями» [2]
Охота на оленей в ущелье Ла Вальторта (8 тыс. лет до н. э)
Изображения в Тассилин-Адджере (6-2 тыс. лет до н. э)
Сцена жертвоприношения в пещера Аддаура (мезолит)
Сборщица меда в пещере Куэвас-де-ла-Аранья (мезолит)
Наскальная живопись в регионе Хаиль (мезолит)
Наскальная живопись в регионе Хаиль (мезолит)
Сцена танца в пещере Эль-Когуль (мезолит)
Наскальные рисунки в Гобустане (мезолит)
Сцена охоты — роспись на скале Альпера (мезолит)
3. Неолит
В эту эпоху усиливается межплеменная борьба — людям теперь приходится сражаться не только с животными, но и с другими людьми. Развитие происходит неравномерно, так как в разных климатических зонах люди живут по-разному.
«Схематизация, широко развивающаяся в южных областях, позднее распространяется к северу до Скандинавии, где ей предшествует наскальное анималистическое искусство, продолжающее реалистические традиции пещерной живописи. <…> Редкие человеческие фигуры отличаются от стройных пропорциональных силуэтов животных схематизмом и сравнительно небрежным техническим исполнением.» [2]
Наскальные рисунки в Тануме (Бохуслен) (неолит)
Наскальные рисунки в Тануме (Бохуслен) (неолит)
Когда на юге Скандинавии в наскальной живописи уже широко распространялся схематизм, на северо-востоке Европы первобытные люди все еще создавали натуралистичные изображения животных.
Интересно отметить, что среди норвежских петроглифов появляется тенденция изображения внутренних органов у животных (в основном сердца, от которого отходит линия к другим частям тела). В Южной Сибири развивается «скелетный стиль» — изображение животного с четкой линией силуэта и рельефом внутри нее (например, изображения ребер, позвонков). Выделяется голова — сосредоточение сути зверя.
Скелетный стиль — изображение животного с четкой линией силуэта и рельефом внутри нее (например, изображения ребер, позвонков).
Пример скелетного стиля — олень, Томская писаница (неолит)
«Эта тенденция развития изобразительных форм от воспроизведения, имитации и осмысления живых, индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций к явлениям общего порядка, к общей сухой схеме и в конечном счете к знаку прослеживается повсеместно. <…> С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык теряет свою выразительность, остроту, эмоциональность» [2].
Томская писаница (неолит)
Бесовы следки (беломорские петроглифы) (5-6 тыс. лет до н. э.)
Петроглифы Онежского озера (4-3 тыс. лет до н. э.)
Петроглифы Онежского озера (4-3 тыс. лет до н. э.)
Петроглифы Онежского озера (4-3 тыс. лет до н. э.)
Петроглифы Онежского озера (4-3 тыс. лет до н. э.)
Петроглифы (неолит)
Петроглифы Цагаан-Салаа (неолит)
Наскальные рисунки в Альте (4200-500 лет до н. э.)
Наскальные рисунки в Альте (4200-500 лет до н. э.)
«Лыжник» (норвежский петроглиф) (неолит)
Петроглифы в Хельеста (неолит)
Петроглифы Канозера (неолит)
Петроглифы Канозера (неолит)
Пегтымельские петроглифы (неолит)
Петроглифы Онежского озера (неолит)
Петроглифы Онежского озера (неолит)
4. Заключение
Проанализировав эволюцию наскальной живописи каменного века, я пришла к выводу, что она развивалась параллельно с тем, как развивался сам человек и окружавшие его условия. Это развитие началось с простейших линий и отпечатков ладоней, затем перешло к высокому уровню натуралистичности, достигло своего апогея, и далее перешло к схематизации. Сначала наскальные росписи создавались «как акт творчества — постижения, открытия» [2], но затем превратились в трудовой процесс, массовое создание однотипных изображений по установленному шаблону.
Гомбрих Э. История искусства. — Аст, 1998.
Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. Малая история искусств //М.: Искусство. — 1973.
Попов Е. А. Мировая культура и искусство: От первобытности до Возрождения: учебное пособие. — 2018.
Пещерная живопись // Википедия URL: https://clck.ru/FPPdj (дата обращения: 16.11.2023).
https://pressbooks.bccampus.ca/cavestocathedrals/chapter/mesolithic/ (дата обращения 10.11.2023)
https://clck.ru/1Okl1 (дата обращения 10.11.2023)
https://clck.ru/36x6FV (дата обращения 22.11.2023)
https://www.ancientartarchive.org/altamira-cave-spain/ (дата обращения 10.11.2023)
https://unread.today/c/random-mongoliantravel2 (дата обращения 02.12.2023)
https://clck.ru/36xCMT (дата обращения 22.11.2023)
https://academic-accelerator.com/encyclopedia/cueva-de-las-manos (дата обращения 02.12.2023)